Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17
 
ГЛАВНАЯ ТЕМА

 

Что читают православные?

Окончание. Начало

   В первую очередь необходимо читать Святых Отцов Церкви. Это древние Отцы: преп. Авва Дорофей, свт. Иоанн Златоуст, свт. Григорий Богослов, свт. Василий Великий, свт. Афанасий Великий, преп. Иоанн Лествичник, Добротолюбие, жития святых, патерики и т. д. Причем замечу, что жития святых, которые издавались монастырем Оптиной Пустынью, – это не жития свт. Димитрия Ростовского, хотя на обложке написано, что автор именно он. На самом деле это составленные в начале прошлого века жития с дополнениями из католических источников. Поэтому это издание читать надо осторожно, там есть погрешности.
   Кстати, не рекомендуется читать новые переводы Святых Отцов, так как их составляли люди светские или полусветские, хотя и облеченные в священный сан. Например, новые переводы Исаака Сирина «открыл» католик Себастьян Брок. Он сделал переводы с сирийского на итальянский и английский. А иеромонах Иларион (Алфеев), нынешний глава ОВЦС и архиепископ Волоколамский, перевел их с английского на русский. Возможно, в этих переводах и присутствуют тексты, принадлежащие преп. Исааку, но, тем не менее, там есть целые главы, безспорно, написанные каким-то еретиком-оригенистом.
   Необходимо усвоить одно правило: прежде чем приступать к чтению современных или сомнительных авторов, надо сначала перечитать Святых Отцов.

   Для чего это необходимо?
   Чтобы не заразиться какой-либо ересью или вольнодумной точкой зрения. Всегда и слова и дела необходимо сверять со Святыми Отцами. Если имеем пример в их наставлениях или житиях, то следуем такому примеру, если же не имеем, – то лучше отвергнуть предложенное, хотя бы нам это казалось вполне духовным и православным. Вот поэтому и необходимо читать Святых Отцов, чтобы иметь духовную базу для дальнейшего сравнения.
   Просматривать же книги еретические дозволяется лишь с целью обличения изложенной в них ереси. Причем это, безусловно, можно делать только по благословению духовника.

   Книги каких современных авторов Вы рекомендовали бы к чтению?
   В первую очередь – сербских святых, уже канонизированных Церковью: свт. Николая Сербского, преп. Иустина Челийского. Из русских, пока еще не канонизированных, – митрополита Иоанна Санкт-Петербургского и Ладожского. Советую читать жития святых новомучеников и исповедников Российских, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским).

   А кого из современных авторов Вы считаете особенно душевредным?
   Митрополита Антония (Блюма) Сурожского. Его книгами многие церковные лавки заполнены. Но эти книги вредны. Вы спросите почему? Потому что они искажают учение Церкви и преподают его в неправославном вольнодумном характере.

   Почему же эти книги особенно привлекают интеллигенцию?
   Прежде всего потому, что в них яд вседозволенности. Покойный владыка Антоний строил свои проповеди по протестантскому принципу: во-первых, много рассказывал о себе, хотя Святые Отцы никогда так не поступали и считали это признаком бесовской прелести. Даже святой апостол Павел, повествуя о благодати, коснувшейся его сердца, рассказывал о себе в третьем лице: «Знаю человека, который был вознесен на небо и слышал глаголы неизреченные…» (см.: 2 Кор. 12, 2–4). Во-вторых, владыка Антоний нередко противопоставлял себя Святым Отцам Церкви, говоря примерно так: «Да, Святые Отцы это запрещали, а я бы не стал… Да, каноны запрещают причащать еретиков, а я бы умирающего католика причастил». Простите, что своими словами пересказываю, но кто знаком с творчеством владыки Антония Сурожского, тот, конечно же, вспомнит эти места в его трудах. А книга «Школа молитвы», составленная им же, представляет собой собранный опыт прелестной молитвы еретиков. Я бы назвал эту книгу «школой прелестной молитвы» и уверен, что все, кто серьезно упражняется в умном делании, со мной согласятся.

   Отец Николай, почему же происходит такое в Церкви? Почему свободно продаются книги, способные погубить души?
   Рыба, мои хорошие, гниет с головы. Вот вам мой ответ. Уразумели? Вот, посмотрите, кто сейчас в пресс-службе Патриархии? О. Владимир Вигилянский. Я знаком с этим человеком, который работал в советское время в «Огоньке», затем в антирусской газете «Нью-Йорк Таймс». Может кто-то скажет: «Ну и что? Человек покаялся и теперь служит Богу». Я был бы рад, если бы это было так. Но покажите мне хоть одну его статью, где бы он принес покаяние в том, что он работал против Бога? Нет таких. Везде он пишет о своем прошлом с бравадой, с бахвальством, выставляя свои былые писательские грехи как нечто авторитетное и великое.
   В одном из интервью о. Владимир Вигилянский говорит: «Я рад, что православные издательства взяли на себя роль просветителя общества и издают не только сугубо церковные книги, но и издания по истории, русскую и зарубежную классику, книги для детей, мемуары и т.д.».
   К сожалению, придя в Церковь, Владимир Вигилянский не оставил за ее порогом светский дух вольнодумства, но занес его внутрь вместе со своими грехами. Вероломно принял сан, зная, что не имел на то право, так как был дважды женат. А теперь с высот Патриархийной пресс-службы учит нас, как жить, что читать, что продавать, одним словом, – как предавать Православие.
   Когда его спросили, что он хотел бы перечитать из классики, то о. Владимир ответил, что мечтает перечитать труды Льва Толстого, причем сетовал на нехватку времени. Но каждому православному известно, что Лев Толстой был еретиком и умер, так и не покаявшись пред Церковью за свои богохульные произведения.
   Вот и получается, что если священник мечтает почитать еретические книжки, то мирянин всегда найдет оправдание, чтобы развлечься каким-нибудь страстным романом. Горе миру от соблазнов, и горе тем людям, через которых приходит соблазн (см.: Мф. 18, 7). Уж коли надел рясу и крест, будь особенно внимательным к своим словам и поступкам. Стань примером для верующих, будь как Христос – не от мира сего. А такие люди, как о. Владимир Вигилянский и его покровители, – друзья миру.
   А мы с вами знаем из Святого Писания: кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак. 4, 4).
   Думаю, что вы не станете публиковать то, что я сейчас сказал про Владимира Вигилянского, но мне бы хотелось, чтобы он услышал эти слова и призадумался. Ведь смерть не за горами. А там – Страшный Суд. И кому много дано, с того много и спросится.

   Не безпокойтесь, Батюшка, мы не будем ничего убирать из Ваших слов. Напечатаем так, как есть. Что бы Вы пожелали нашим читателям?
   Что я могу пожелать, грешный Николай? Храните мир, други мои. Ищите прежде Царствия Небесного, а все остальное приложится вам. Спасения, братья и сестры. Да будет молитва ваша как дым кадильный пред возлюбленным Господом нашим Иисусом Христом. Имейте любовь друг ко другу и помогайте ею тем, кто уклонился с истинного пути. Ведь Бог прощает человеку множество грехов, когда он обратит на путь спасения заблудшую душу. Читайте Святых Отцов, подражайте вере их и спасайтесь о Господе.

Беседовала
Елена Васильева

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.