Сербский вождь Карагеоргий
Святитель Николай (Велимирович)
Окончание. Начало в № 8 (98)
|
Первое Сербское восстание |
Военное благородство Карагеоргия
Карагеоргий был строг, но справедлив. Когда его родной брат грубо попрал закон и честь, он не воспрепятствовал положенной ему по закону смертной казни. Когда по освобождении Белграда сербские воины принялись грабить и убивать турок, Карагеоргий издал строгий приказ прекратить насилие. И когда два серба, нарушив этот приказ, были схвачены во время грабежа, Карагеоргий, не церемонясь, повелел их повесить.
Подобные случаи известны нам еще со школьной скамьи, но тогда мало говорили о благородном и человечном отношении Карагеоргия к побежденному неприятелю. Между тем, как раз в этих многочисленных примерах явлены лучшие качества души православного витязя.
Так, в 1804 году сербы разгромили турок на Руднике в крепости известного злодея Сали-Аги по прозвищу «Рудничский бич». Пленных перепуганных турок Карагеоргий успокоил обещанием, что не причинит им никакого вреда; он позволил им, как и прежде, свободно трудиться и торговать. Жен и детей убитых иноплеменников он также не дал в обиду, но повелел их отправить за Ужицы и Чачак, которые все еще были под властью турок.
По освобождении Белграда Карагеоргий проявил не меньшее человеколюбие к пленным туркам и их домашним. Он приказал, чтобы турчатам-сиротам каждый день выдавали хлеб, а многим турчанкам, ограбленным во время всеобщего хаоса, Карагеоргий оказал милость, предоставив им жилье и поставив стражу для их охраны.
В Сенице в 1809 году к Карагеоргию привели 57 турецких женщин и девиц. Он дал им чистые платья и благородно отпустил их, передав турецкой стороне.
В селе Венчане некий Томаш Туфеджия совершил тяжкое преступление. Услышав, что Карагеоргий хочет его схватить и предать смертной казни, он бежал. Тогда крестьяне привели к вождю сына Томашева. Но Карагеоргий не пожелал причинять ему вреда, сказав, что сын за дела отца не отвечает.
Не убивать невооруженного неприятеля, но напитать и одеть его; не мстить детям за грехи родителей; не принуждать к отречению от веры, но предоставить свободу побежденным; не осквернять честь женскую – вот образ военной доблести настоящих людей и великих христианских воевод. Таким благочестием в высшей степени руководствовался на войне православный витязь – безсмертной памяти Карагеоргий Петрович.
Следуя такой благородной военной морали, множество сербских воинов подражало его примеру в течение всех последующих лет сербской истории.
Вождь Карагеоргий –
Божий дар сербскому народу
Вследствие австрийско-турецкой войны 1737–1739 годов, которая коснулась и сербов, произошло одно из великих переселений сербского народа – из герцеговинско-черногорских возвышенностей в Шумадию, возглавляемое Патриархом Арсением Четвертым Иовановичем Шакебентом. Вероятнее всего, в нем участвовали и предки Карагеоргия.
Некоторые семьи тогда переправились через Саву и обосновались в тех местностях, другие же остались в заброшенных землях Белградского Пашалука.
Все источники указывают на то, что Карагеоргий родился в Вышевце (Смедеревской Ясенице) в день вмч. Георгия, примерно в 1749 году. Родителей его звали Петр и Марица. Житие Святого, имя которого он получил при Крещении, определило его мученическую жизнь.
Георгий жил в окружении густого леса на берегу реки Рачи; с малых лет он привык к палящему солнцу, суровому холодному ветру, снегу и дождю. Отважный, мужественный, с искренней верой, наученный с малых лет молитве, он рос истинным сербским витязем. За свою жизнь Карагеоргий осознал, что серб, чтобы избежать насилия, способен идти на различные уступки, – если дело не касается веры – то есть платить оброк и налог, – но для него абсолютно безценен образ Божий, и он убежден, что человек может быть рабом только Богу и только такая жизнь имеет право называться жизнью. И когда встает вопрос о чести и совести, тогда серб без колебаний выбирает земную смерть ради Жизни Вечной. В этом духе воспитывались тогда все поколения сербов, и Бог даровал им Освободительное восстание во главе с великим вождем Карагеоргием.
В 1804 году на Сретение Господне, по воле предков и молитве потомков, сошлись вместе все сербские предводители, дабы избрать первого среди равных – вождя Карагеоргия. А он, ведомый Промыслом Божиим, обратился к своему мученическому народу и его храбрым князьям. И, подобно святому Лазарю, сказал свое слово, прозвучавшее как молитва:
«Так, братья мои, призываю вас встать с оружием в руках против неприятеля, который выступил против нас. Мы ни на кого нападать не собираемся, но ото всех, кто на нас поднимет меч, будем обороняться. Лучше в своей Вере и в своем Отечестве голову сложить, нежели Веру свою попрать. Поэтому в Святом Писании говорится: „если правую Веру имеешь, то спасешься“ (см.: Рим. 9). Поэтому лучше в своей Вере погибнуть, чем перед Богом и народом осужденным быть. А Всемогущий Бог нам поможет! Я полагаюсь на усердие ваше, которое имеет основание в Православной вере и в любви к Отечеству. Полагаюсь на доблесть вашу, которую вы проявляли до сих пор, и не сомневаюсь, что не пожалеете ни сил, ни крови своей ради любви к Вере и Отечеству и потомкам нашим. А в Боге Всемогущем наше великое упование».
Свобода есть самый большой Божий дар как отдельному человеку, так и отдельному народу. Со времени принятия Святого Крещения сербы усвоили этот дар, и по сей день сербский народ самоотверженно воюет за свою свободу, ибо он сотворен для этой свободы, так же, как и она сотворена для него. И эта свобода не какая-нибудь, а наибольшая из всех, – Христоликая Свобода, в которой содержится Крестное Страдание, а с ним и Победа Воскресения. Оттого наша борьба – это борьба за Крест Честной и Свободу Златую.
В любом веке и в каждом поколении сербского народа всегда была возможность на опыте познать полноту исторической сути сербской жизни. Оттого и всякое падение подтверждало, что сербы – это народ христианский, оттого сербская история всегда содержала в себе присущий ей особый внутренний смысл, выходящий за границы времени и проистекающий из самого Царства Небесного.
Также и вождь Карагеоргий, следуя примеру святого князя Лазаря, устремляет духовные очи сербов к Небесному Царствию и таким образом возвышает свой народ над внешней земной историей. И только кровь праведника наполняет смыслом сербское пророчество:
«И тогда явится тот, который до сих пор был молчалив и безстрастен. Бог заговорит о нем, братья, из каждой звезды, из целой Вселенной, из нас самих: „Не бойся, Я с тобой! Для Меня ты жертвовал и ради Меня терпел; знай, что это Я через тебя жертвовал и терпел. Не жди награды от тех, кто сквернее тебя, тех, которые не знают, что творят, но от Меня жди награду, так как ты исполнял Мое дело, поэтому терпи и веруй, что лишь у Меня окончательная победа!»
И когда услышим мы этот святой Божественный голос, мы забудем обо всех потрясениях, нанесенных нам земной неправдой и неблагодарностью. И наше сердце успокоится, а лица воссияют верой в Бога так, как воссияло лицо первого христианского мученика Стефана. И тогда мы сможем, так же как и он, молиться о безумных и неблагодарных в этом земном мире: «Господи, прости их, и не вмени им этого во грех!» Аминь.
Военный талант Карагеоргия
Когда французский генерал Женей 28 апреля 1804 года предпринял попытку примирить сербов с турецкими властями, турки подожгли на Врачаре бедные сербские лачуги. Для вождя Карагеоргия это стало поводом прекратить всякие переговоры и приступить к мобилизации добровольцев. Уже в начале мая 1804 года Карагеоргий в Обреновце (Палеже) приветствовал свое войско словами: «Добро пожаловать, братья мои, сербские соколы!»
В мемуарах одного священника записано: «Когда воины впервые увидели своего вождя, они просто запели от радости. Можно было бы сказать, что не только они пели, но и вся природа, каждый листочек им подпевал». Все единогласно признали в лице Карагеоргия предводителя Восстания. Быстро прибывали добровольцы с оккупированных территорий. Осенью того же года под его командованием уже находилось 33 тысячи воинов.
Военная тактика сражений Карагеоргия коренным образом отличалась от принятой в то время – так называемой линейной. Главным оружием сербских добровольцев были палки и железные прутья. Не было времени обучать людей военному делу по европейскому принципу профессионального войска. Бои шли без линии фронта, малочисленными группами молниеносной маневренности, что подразумевало самостоятельность бойцов и великую инициативу старшин. Все это проходило под твердым руководством Карагеоргия с единой целью – целью освобождения Отечества.
Напрасно многие писатели пытаются сравнивать Карагеоргия с Наполеоном. Однажды сам французский император после битвы на Асперне в 1810 году, отвечая на вопрос генерала, кого он считает лучшим воеводой в мире, ответил: «Легко мне быть великим во главе нашего великого и отлично подготовленного войска, распоряжаясь огромными военными средствами. Но там, далеко на юге, на Балканах, живет один князь, родом из простой крестьянской семьи, собравший вокруг себя горных пастухов – с голыми руками, безо всякого оружия, в его распоряжении единственная пушка, и с этими силами ему удалось поколебать целое Оттоманское царство… Это – Карагеоргий Петрович, кому сегодня по праву и принадлежит высшая слава воеводы мирового значения».
Что же заставило Наполеона поставить Карагеоргия выше всех? На этот вопрос отвечает один из биографов вождя – Константин Ненадович: «Знал Наполеон, что Карагеоргий с двумя пистолетами за поясом и ружьем в руках, с четырьмя чабанами встал против сильного султана, который господствовал в трех частях света: в Европе, Азии и жаркой Африке, – без пушек и денег вел 10 лет победоносную битву».
Особенностью организаторских способностей Карагеоргия можно признать практическое применение принципов военного искусства, подчиненное личным правилам и стратегии борьбы против преобладающей оккупационной силы.
Перевод с сербского
Екатерины Василевич