../christian-spirit.ru/sait.css"


   

   
 
ИСТОРИЯ

Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы

(память 20 апреля / 3 мая)

Рисунок Д. Ивановой

   Сей угодник Божий родился в конце VI века. Он получил прекрасное светское образование, которое дополнил изучением богословия. Уже в юности преп. Анастасий принял монашество, а затем отправился в Иерусалим и поселился на Синайской горе, где впоследствии стал игуменом, отчего ему и усвоили именование Синаит.
   Преп. Анастасий положил много трудов в борьбе с ересью акефалов, противящихся решениям Четвертого Вселенского Халкидонского Собора (451), который защитил догмат о соединении в Едином Лице Господа Иисуса Христа двух естеств – Божеского и человеческого. Распространяя Православную веру, преп. Анастасий Синаит побывал в Египте, Аравии, Сирии. Для борьбы с монофизитами он оставил своим ученикам письменное руководство из 24 глав в форме ответов на вопросы под названием «Путеводитель». Преп. Анастасий Синаит скончался в глубокой старости, около 695 года.

* * *

Своими грехами мы удаляем от себя Ангела Хранителя

   Господь настолько милостив к нам, братие, что каждому из нас при Святом Крещении дает на всю жизнь невидимого защитника, наставника на все благое и правое и руководителя к Небесному Отечеству – Ангела Хранителя. «Иже в вере суть христианстей, всякому человеку дается от Бога Ангел на сохранение во весь живот его», – говорит св. Анастасий игумен. И еще: «Всякому верному от Бога коемуждо Ангел дан бысть, и той вся дела его добрые написует». Но если у каждого из нас есть Ангел Хранитель, почему же Святая Церковь каждый день на службах церковных, испрашивает нам его? «Ангела, – вопиет, – мирна, верна наставника, Хранителя душ и телес наших у Господа просим». И в молитве вечерней верующий также умоляет Господа об Ангеле Хранителе: «Ангела, – говорит, – Твоего Хранителя посли, покрывающа и соблюдающа мя от всякого зла». Почему же так? Если Ангел Хранитель дан на всю жизнь, так зачем же еще просить его?
   А затем, братие, что когда мы пребываем в ожесточении и нераскаянности, предаемся страстям и порокам, повторяем одни и те же грехи и не каемся в них, тогда Ангел Хранитель, хотя и не оставляет нас вовсе, но, побуждаемый несовместимостью чистого естества своего со грехом, удаляется от нас так, что мы лишаемся его ангельского покрова. «Иже в вере, суть христианстей, всякому человеку дается от Бога Ангел», – как вы слышали, – говорит св. Анастасий. Но прибавляет к сему: «Аще кто делы злы не проженет его». И далее продолжает: «Яко бо пчелы дым прогонит, и голуби злый смрад: тако убо и Хранителя живота нашего Ангела злые наши греси, пиянство и блужение, гневодержание и прочая злая дела, тии святого Ангела отдаляют от нас».
   То же говорит и самый Ангел Божий великому старцу Пахомию: «Кто чрез свою худую жизнь сделался мертвым для Бога и добродетели, тот смердит в тысячу раз хуже мертвого тела, так, что мы никаким образом ни стоять, ни пройти около не можем».
   О том же некогда было сказано и преп. Нифонту. «Что ты здесь стоишь и плачешь?» – спросил он однажды Юношу, который стоял при воротах одного дома и плакал. «Я, – отвечал Юноша, – Ангел, посланный Господом на сохранение человека, который пребывает уже несколько дней в сем непотребном доме; стою здесь потому, что не могу приблизиться к грешнику; плачу оттого, что теряю надежду привести его на путь покаяния».
   Так вот почему Православная Церковь каждый день умоляет Господа, чтобы Он посылал нам Ангела Хранителя, – потому, что мы часто своими грехами и нераскаянностью удаляем его от себя; и не только удаляем, но еще и причиняем ему скорбь и печаль. И подлинно, братие: «Егда же человек верный, – учит тот же св. Анастасий, – в правде живет, – Ангел Божий радуется о нем; егдаже начнет истины не творити, но лгати и красти, упиватися и завидети, к церкви не ходити, гневатися, вадити, скуп быти, – тогда убо Ангел Божий скорбит о нем». А при этом что? «Бесове ликуют, – продолжает св. Анастасий, – всячески лютейшия злобы наводяще на ны». То есть тогда открывается доступ к человеку ангела тьмы, ибо при ком нет Ангела Хранителя, при том враг-губитель, – а где сей враг, – там тьма за тьмою, нечистота за нечистотою, нераскаянность за нераскаянностью, доколи смерть не положит конца грехам человека.
   Слыша сие, братие, убоимся греха как губительной язвы! И, если сознаем, что доселе не раз своими беззакониями удаляли от себя Небесного наставника и руководителя, потщимся истинным раскаянием и исправлением жизни паки приблизить его к себе, а вместе будем просить его, чтобы он чаще поражал в нас внутреннего змия и давал нам помощь на совершение благих дел – силу на искоренение худых навыков и страстей и, особенно, чтобы не оставил нас своею защитою в страшный час смерти. «Лукавому, – по слову преп. Анастасия, – не дадим места в себе, но со страхом Божиим отженем его. А Ангелу Хранителю отверзем сердце прияти его, да на истину наставит ны и от пронырства дьявола избавит нас и от соблазн его». Аминь.

Прот. Виктор Гурьев
«Пролог в поучениях»

| christian-spirit@yandex.ru | http://www.christian-spirit.ru/
Все права защищены © 2005
"Дух христианина ", свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-19589

 


Святитель Георгий, епископ Антиохии

(память 19 апреля / 2 мая)

   Исповедник Христов Георгий жил во времена иконоборчества. Возлюбив от юности Христа, он постригся в иноческий образ и, благодаря своей благочестивой жизни и многим трудам и подвигам, сделался обителью и вместилищем Святаго Духа. Он был назначен епископом Антиохии Писидийской, и в этом сане усердно руководил вверенным его водительству словесным стадом.
   Когда же по внушению диавола усилилась ересь иконоборческая, и по приглашению Императора все епископы спешили собраться в Константинополь, тогда и сей Святитель, придя туда же, мужественно стоял за Православие. Он советовал Царю повиноваться соборным церковным постановлениям, преданным нам Святыми Отцами, наставниками Православия, и увещевал подражать их вере, не совращаться учениями различными и чуждыми, по заповеди святого апостола Павла (см.: Евр. 13, 9). Его и самого принуждали отречься от поклонения святым иконам, но он не повиновался нечестивым иконоборцам, за что был отрешен от епископства и сослан в заточение, где и окончил жизнь свою.

Свт. Димитрий Ростовский
«Жития Святых»