Во все века Господь избирал отдельные народы для сугубого хранения учения Истинной Веры. Сначала это был народ иудейский. Когда иудеи распяли Христа, их служение перешло на Рим. Впав в католическую ересь в 1054 году, старый Рим утратил свое служение, эстафету которого воспринял новый Рим – Константинополь. Но в 1439 году и Константинополь пал, подписав Ферраро-Флорентийскую унию с латинянами. Хранителем истин Богооткровенной Религии стал Третий Рим – Москва.
На примере второго Рима – Константинополя - мы можем наблюдать, как церковные события повлияли на Вселенную. Пока Константинопольский Патриархат во главе со своим патриархом и епископатом твердо стоял в Православии, Византийской Империи еще удавалось отбивать атаки турков-османов. Но когда в 1438-1439 года на Ферраро-Флорентийском соборище патриарх и греческая делегация подписали унию с Ватиканом, за исключением святителя Марка Ефесского, тогда Византийская империя вступила в последнее десятилетие своего существования. Она пала через 14 лет после предательства Православия под ударами турок, в 1453 году.
Аналогичная ситуация наблюдалась в России накануне революции. В это время как раз зародилось обновленческое движение. Желание реформировать традиции Церкви овладело даже такими почтенными церковными иерархами как митрополит Сергий (Страгородский), который возглавил комиссию по «исправлению» богослужебных книг.
За годы своей деятельности комиссия успела подготовить редакции Триодей Постной и Цветной, а также Октоиха и части Миней. Определение Святейшего Синода № 6679 от 25 августа — 24 сентября 1909 года предполагало, что впредь Триоди будут издаваться только в этой редакции.
Несмотря на то, что в состав комиссии входили высокообразованные филологи, богословы, литургисты и сам будущий патриарх Московский, «правильный» и «всем понятный» труд их был отвергнут народом церковным. Председатель Издательского Совета приснопоминаемый митрополит Питирим (Нечаев; †2003) пишет: «Когда мы начали издавать богослужебные книги, то стали их печатать со старых изданий, а не с тех, что были подготовлены Синодальной комиссией митрополита Сергия. Это было связано с тем, что церковная практика все же отвергла эту справу. Я и сам не могу читать, к примеру, покаянный канон по сергиевскому изданию – там слишком сильно нарушена мелодика» («Русь уходящая». Рассказы митрополита Питирима. СПб., 2007, с. 298–299).
В последнее время в нашей Церкви снова активизировалась деятельность реформаторов. Вместо того чтобы оставить в покое Православную Церковь, ее Богослужение, устои и уставы, смиренно следовать им, возрастая духовно и продвигаясь по пути спасения, они вновь пытаются внести в нее свои изменения.
По информации Богослов.Ru, сейчас комиссия Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства готовит переиздание отвергнутого народом Божиим исправленного варианта Триодей Цветной и Постной, который осуществила комиссия под руководством митр. Сергия (Страгородского).
Преподобный Серафим Саровский говорит: «Горе тому, кто одно слово прибавит или убавит. Наша Церковь не имеет никакого порока. Горе тому, кто дерзнет внести какие-нибудь изменения в БОГОСЛУЖЕНИЕ и уставы той Церкви, которая есть столп и утверждение истины и о которой Сам Спаситель сказал, что даже врата ада не одолеют ее».
Михаил Теплов