на главную

ПРОБЛЕМА ЕДИНСТВА И ИСТИНЫ: Митрополит Иларион разделяет заблуждение Патриарха Варфоломея



Скоро исполнится год с момента проведения т. н. «всеправославного» собора на Крите, спровоцировавшего смуты и разделения во многих Поместных Православные Церквах.

Комментируя результаты этого мероприятия, Священный Синод нашей Русской Православной Церкви заявил, что его решения не носят общеобязательного характера. Определить же более точное отношение к ним было поручено богословской комиссии во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым). Однако прошло уже долгое время, но итоги работы упомянутой комиссии до сих пор не оглашаются. Лишь недавно ее глава наконец дал комментарий по данному вопросу.

В ходе своего пребывания на острове Кипр в конце марта с. г. митрополит Иларион побеседовал с корреспондентом греческого церковного агентства новостей «Ромфеа». Отвечая на вопросы журналиста, он затронул и тему критского собора: «Прежде всего, к сожалению, это не был Всеправославный Собор. Мы очень хотели, чтобы прошел Всеправославный Собор, наша Церковь делала все для того, чтобы его подготовить. До последнего момента мы надеялись, что Собор на Крите может состояться именно как Всеправославный, со стороны нашей Церкви была проведена вся необходимая подготовка к участию в нем вплоть до того, что мы заказали номера в гостиницах, авиабилеты. И, конечно, для нас было большим разочарованием то, что в итоге Всеправославный Собор не состоялся. Состоялся Собор десяти Поместных Православных Церквей, пять Православных Церквей не приняли в нем участие – я в это число включаю и Православную Церковь в Америке, которую мы признаем как автокефальную Церковь».

Итак, позиция главы богословской комиссии РПЦ следующая: прошедший на Крите в июне прошлого года экуменический форум – не Всеправославный Собор, как претенциозно утверждают Патриарх Варфоломей и прочие его участники. Это всего лишь собор десяти Поместных Церквей и шаг на пути к Всеправославному

Однако необходимо уточнить: критский собор не был даже собранием десяти Поместных Церквей, но лишь форумом первоиерархов десяти Поместных Церквей, ибо только они имели право голоса!

«Почему мы, в конце концов, не смогли принять участие в Соборе? – продолжил митрополит Иларион. – Потому что всегда настаивали на том, что все решения на нем должны приниматься консенсусом, понимаемом как согласие всех без исключения общепризнанных Поместных Православных Церквей. Под общепризнанными Церквами мы понимаем четырнадцать Церквей, поскольку по вопросу автокефалии Православной Церкви в Америке нет полного консенсуса.

Когда стало понятно, что сначала Болгарская Церковь, потом Антиохийская и потом Грузинская отказались ехать, это означало, что уже не будет консенсуса, и в этой ситуации мы просили Вселенского Патриарха созвать экстренное Всеправославное совещание – все-таки оставались еще две-три недели до Собора. Но такого совещания созвано не было, и все были приглашены на Собор. А в условиях отсутствия трех общепризнанных Церквей мы не могли принять в нем участие именно по той причине, что наше главное условие не было выполнено, – условие, которое заключалось в том, что решения на Соборе должны приниматься консенсусом всех общепризнанных Поместных Церквей.

Тем не менее, Святейший Патриарх Кирилл направил приветствие Собору на Крите. Мы с полным пониманием отнеслись к решению и тех Церквей, которые не поехали, и тех Церквей, которые поехали, – все поступили по совести. Собор состоялся, и мы воспринимаем его как важный шаг на пути к Всеправославному Собору. Это не Всеправославный Собор, но шаг на пути к нему».

Таким образом, мы видим, что наши иерархи сделали все, чтобы Критский собор состоялся, но Господь не попустил этому совершиться, воздвигнув мощную оппозицию в лице представителей Болгарской, Антохийской и Грузинской Церквей. Тем не менее, они не отказались от мысли о проведении в будущем модернистского «восьмого вселенского собора», направленного на реформацию Православия, а считают прошедшее соборище шагом к нему.

В своем интервью митрополит Иларион коснулся и темы работы возглавляемой им комиссии: «В настоящее время мы продолжаем изучать решения Собора на Крите, работают наши богословы. В какой-то момент мы должны будем дать оценку этим документам. Но считаем, что как до Собора на Крите, так и после Собора самая главная наша задача – укреплять межправославное единство и воздерживаться от любых шагов, которые могут это единство подорвать».

Здесь Владыка повторил озвученную ранее на Синаксисе 2014 году в Стамбуле идею Патриарха Варфоломея о том, что главное – это не чистота Православной веры, без которой невозможно спасение, а некое абстрактное единство, независимо от Православия или ереси.

Однако Святые Отцы, органы Духа Божия, наставляют нас, что ценно только единение в Истине. «Да не подумают, однако же, будто бы я утверждаю, что всяким миром надобно дорожить, – пишет святитель Григорий Богослов. – Ибо знаю, что есть прекрасное разногласие и самое пагубное единомыслие; но должно любить добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом. <…> Но когда идет дело о явном нечестии, тогда должно скорее идти на огонь и меч, не смотреть на требования времени и властителей и вообще на все, нежели приобщаться к закваске лукавства и прикасаться к зараженным. Всего страшнее – бояться чего-либо более, нежели Бога, и из-за этой боязни служителю истины стать предателем учения веры и истины».


Дмитрий Мельников




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |