на главную

НАСТУПИЛО ВРЕМЯ ВОЗВРАЩЕНИЯ ДУХОВНИКА ЦАРСКОЙ СЕМЬИ НА РОДИНУ: Открытое письмо к священноначалию РПЦ

НАСТУПИЛО ВРЕМЯ ВОЗВРАЩЕНИЯ ДУХОВНИКА ЦАРСКОЙ СЕМЬИ НА РОДИНУ: Открытое письмо к священноначалию РПЦ

 

Отче священноначальниче Феофане, моли Христа Бога спастися душам нашим!
2018 год отмечен датой печальной, и даже более – трагической: 100 лет назад враги Православия убили нашего Царя, а народ русский не защитил своего Отца, предал Его на заклание, тем самым впав в страшный иудин грех и клятвопреступление.
Сколько бед и страданий претерпела после этого Россия в XX веке за эту измену! Медленно, но наша страна осознает свой наследственный грех, и как одно из проявлений «лечения» безпамятства, из русского рассеяния, в родную землю возвращаются те, чьи имена в советские годы были пугалом «отсталого и деспотичного царизма»: генералы А.И. Деникин и В.О. Каппель, русский мыслитель И.А. Ильин, Великий Князь Николай Николаевич-младший.
Но не только в военной и политической сфере наша Родина явила сонм героев, подвижников и мучеников, оставшихся верными присяге и Отечеству, но и среди духовенства. Один среди них – архиепископ Полтавский и Переяславский Феофан, Духовник Св. Царской Семьи, в миру Василий Дмитриевич Быстров.
Василий Дмитриевич Быстров родился в 1873 году в с. Подмошье Новгородской губернии. Еще в детстве Василий вкусил, «яко благ Господь», вкусил от дара молитвы, и молитва стала наставником его на всю жизнь. Тем самым его иноческий путь был определен. По окончании Духовной Академии при Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре, проявив блистательное знание предметов, особенно Ветхого Завета, он определяется доцентом на кафедру библейской истории для научной и преподавательской деятельности. Еще во время обучения архиеп. Феофан знакомится с Иоанном Кронштадским. В 1898 году, на третьем году своей преподавательской деятельности, Василий принимает монашество с именем Феофана, в честь преподобного Феофана Исповедника, епископа Сигрианского, и в память Преосвященного Феофана, затворника Вышенского.
В 1905 г архим. Феофан становится инспектором, а через четыре года – ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии. Почти двадцать лет, с 1891 по 1910 год, он проведет в стенах Духовной Академии, подвизаясь одновременно на трех поприщах: научно-академическом, пастырско-священническом и монашеско-аскетическом, за что будет отмечен орденом Святого Владимира третьей и четвертой степеней. Студенты называли его «ходячей энциклопедией», а его трактат «Тетраграмма, или ветхозаветное Божественное имя Иегова» до сей поры является авторитетнейшим в области богословия.
В 1905 году, будучи уже инспектором Академии, владыка получает предложение от Государя Николая II Александровича стать духовником Царской семьи и на шесть лет, до 1911 г., становится «совестью Царя» и оказывает доброе влияние на всю Августейшую фамилию. Через него в Царскую семью придет Григорий Распутин, странник, богомолец, искавший на путях праведных дыхание «Бога живаго» и на несколько лет, вплоть до своей трагической кончины в Юсуповском дворце, ставший также «совестью» , но уже народной, для Царя, приуготовляя Его и Их для сакральной Жертвы. И, хотя, впоследствии, архиеп. Феофан не разделял некоторых взглядов и поведения Григория, но всегда отмечал, что он – «человек Божий».
В годы гражданской войны, архиепископ Феофан, активно поддержал Белую армию в Крыму, при генерале Врангеле вошел в состав Временного Высшего Церковного Управления. Принимал участие в I Всезарубежном Соборе Русской Православной Церкви, в Сремских-Карловцах. Вошел в состав Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. Но заграничная церковь тоже не устояла против раскола, и архиепископ Феофан решил совсем удалиться от мира, чтобы не иметь общения со страстями этого мира. Он решил последовать примеру своего святого, имя которого ему было дано в пострижении – Феофана Вышенского-Затворника и начать отшельническую жизнь.
Последние его годы связаны с местечком Лимере, на юге Франции. Здесь он уже жил в пещерах, предоставленных ему его духовной дочерью полтавской помещицей Марией Федченковой. Каждый день, совершая литургию в пещере, архиепископ стал, подобно своему духовному учителю, Феофаном Новым Затворником. Отошел ко Господу отшельник-архиерей 19.02.1940 г. Похоронен на общественном кладбище г. Лимере под номером 432.
Архиепископ Феофан осознавал, что Господь наказал Россию за изменничество, за иудин грех и наказал рассеянием, как когда-то народ Израиля, поэтому, покидая Россию, он не переставал быть поданным России и гражданином никакой другой страны владыка не стал. И Господь попустил так, что ни к какой церковной юрисдикции за границей владыка в конце жизни уже не принадлежал. Но авторитет его в Русской Зарубежной Церкви от этого нисколько не умалился. Вот что писал хорошо его знавший, его ученик архиепископ Аверкий (Таушев):
«Мы имеем все основания считать Владыку Архиепископа Феофана одним из главнейших и наиболее последовательных и строго-принципиальных идеологов нашей Русской Православной Церкви Заграницей. Основой ее идеологии, во имя которой она и существует, является строгое безкомпромиссное хранение св. Православной Веры с безусловным отвержением не только явных ересей, но и всякого современного модернизма, вольнодумства и либерализма, подкапывающих нашу св. веру и стремящихся сделать ее "солью обуявшей", и неприятие богоборческой власти, поработившей нашу Родину и старающейся искоренить веру и нравственность христианскую в нашем православном русском народе…».
Владыка был не только «совестью» Помазанника Божия Государя Императора Николая II Александровича, но и «совестью» Русской Православной Церкви.
Святителя Феофана наша страна только-только начинает открывать. Такова была воля Божия, что несколько десятилетий имя владыки оставалось неизвестным даже большинству верных. Его архив, считавшийся утерянным, к счастью, остался цел и помог братству Свято-Германовской пустыни в Платине в Северной Калифорнии, где подвизался о. Герман (Подмошенский), подготовить книгу «Духовник Царской семьи», в которой фигура святителя раскрыта в истинном виде – он был ревнителем православия, безкомпромиссным защитником веры святых отцов, подлинным Отцом церкви Христовой.
Когда то монахом-отшельником Болгарии Симеоном, с которым владыка был знаком, было предсказано, что владыка уже после своей кончины вернется в Россию и тогда в ней произойдут великие чудеса. Не это ли время приходит?
Еще в 90-ые годы митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) вместе с профессором богословия протоиереем Ливерием Вороновым, родственником владыки Феофана, начал заниматься вопросом перезахоронения архиеп. Феофана в Россию. Но преждевременная кончина обоих помешала осуществлению этого дела.
В настоящее время группа единомышленников, вместе с ныне живущими родственниками (один из них служит в Казанском Кафедральном соборе С-Петербурга), вновь инициировала это дело. И, на удивление, в котором мы видим Божие провидение, Комитет по предпринимательству и потребительскому рынку Петербурга (ин. «Союз Предпринимателей Петербурга») выделил участок на кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Кладбище только исторически относится к Лавре, а фактически принадлежит городу, поэтому вступает в силу гражданский закон, по которому инициатором перезахоронения может быть только родственник.
Второй комитет Администрации Петербурга – по связям с религиозными организациями – поставил условие: собрать согласие всех ныне живущих родственников.
Прямых родственников у владыки нет, он – монах. По обету монах отрекается при жизни от кровного родства, предлагая себя всецело в руки Божьи.
Множество внучатых племянников были рады услышать о возможности перезахоронить своего именитого дальнего родственника на родину, т.к. ездить во Францию и ухаживать за могилой проблематично. Но перезахоронению, по линии родственников, помешала позиция двух сестер, тоже родственников: Александры Преображенской (прож. в г. Санкт-Петербурге) и Натальи Преображенской, в замуж. Лифшиц (прож. в США, штат Калифорния). Они не были согласны с лаврским кладбищем, предлагая Волковское, где похоронены родители владыки, действуя, понятно, по-мирски, не понимая, что их родственник – монах-архиерей и место ему по статусу на Архиерейской площадке Лавры. Но впоследствии, понимая, что все остальные родственники могут согласиться и на Волковское кладбище, резко обозначили свою позицию «против». Из последних переговоров с этими людьми, сложилось впечатление, что им вообще все равно, где будет похоронен их родственник и что будет с его могилой, главное «быть против». Бесовские силы, конечно, не дремлют и изо всех сил стараются воспрепятствовать, чтобы Св. мощи еще одного угодника Божия освящали Петербург.
Молитвенник за Россию архиепископ Феофан (Быстров) должен обрести место в России, за возрождение которой он так горячо молился. Тем более, как нам стало известно из достоверных источников, могила владыки в Лимере в настоящий момент только чудом сохраняется нетронутой и в любой момент останки могут быть перенесены в общую могилу. Останки ученого-богослова, великого молитвенника, светильника Русской Православной Церкви, Духовника Царской Семьи! Хочется верить, что в год 100-летия Царской Голгофы, мы не совершим предательства в отношении того, кто был совестью Царя, исповедовал и направлял струны его души, был частью его души. Духовник Царской семьи – это перст избранничества, не все его удостаиваются.
Возвращение владыки Феофана в Россию в 2018 году может стать еще одним актом покаяния русского народа в содеянном 100 лет назад.
Владыка нас ждет. Время пришло!
Данную публикацию просим считать открытым письмом к нашему Священноначалию и прежде всего, к Святейшему Патриарху Кириллу, которого мы просим возглавить процесс перенесения останков архиепископа Феофана с чужбины на родину. Все материальные затраты на данное мероприятие готов взять на себя один православный христианин. Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви 5 июля 2016 года постановил, что не будет препятствовать желанию родственников вернуть останки владыки Феофана в Россию. Так как по линии родственников это дело зашло в тупик, мы полагаем, что это дело должно быть не узко-родственным и семейным, а общенациональным и общецерковным.
Общественная организация «Лествица»,
родственники владыки,
единомышленники
P.S. Подробное жизнеописание, отдельные проповеди и письма Феофана Полтавского можно найти в книге: Бэттс Ричард (Фома), Марченко Вячеслав. Духовник Царской Семьи. Святитель Феофан Полтавский (1874–1940). М.: Братство прп. Германа Аляскинского –– Российское Отделение Валаамского Общества Америки, 1994.

Источник: Информационное агентство «Информ-Религия»




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |