на главную

Либеральная теология: Трансформация христианства на Западе



Четырехдневная научная конференция «Либеральная теология сегодня» прошла в Университете Людвига Максимилиана в Мюнхене, сообщается на интернет-сайте вуза.

Как информирует своих читателей ресурс Седмица.ру, наименование «либеральная теология» обычно прилагается к методологии по преимуществу протестантских теологов XIX века, которые тщательно изучали взаимосвязи христианства и современности с целью сближения того и другого.

Примечательно, что на начальном этапе большинство из этих теологов не использовало термин либерализм в приложении к своим подходам теологического осмысления действительности, т. к. опасались искажения их духовной интенции через сближения с некоторыми принципами политического или даже экономического либерализма. «Тем не менее, термин прижился и широко применяется до сего дня для обозначения теологического направления, которое ставит своей целью трансформацию христианства и приведение его в согласие с современностью», – говорится в пресс-релизе конференции.

Несмотря на многочисленные способы теологической критики либерального богословия и оценки его как выхолащивания христианства, либеральное направление никогда не исчезало в западном христианстве, переживая периоды упадка и возрождения.

В международном научно-богословском форуме в Мюнхене приняли участие несколько десятков теологов, философов, религиоведов и историков христианской мысли из университетов и научных центров Германии, Австрии, Франции, Голландии, Финляндии, Швеции, Великобритании, Гонконг, США.

Сообщения участников конференции охватили огромный спектр проблем и подходов, которые разрабатываются в связи или в рамках либерально-теологической модели христианства:

– Дух как Посредник: о трансформации пневматологии в рамках современной теологии (Кристиан Данц, профессор систематической теологии Венского университета);

– Побочные эффекты: о вызовах либеральной парадигмы в рамках протестантской этики (Ансельм Райнер, профессор этики Университета Людвига Максимилиана);

– Либеральная теология в межрелигиозном диалоге: оценка с точки зрения сравнительной теологии (Клаус фон Стош, профессор католической теологии Падерборнского университета, Германия);

– Бывает ли слишком много свободы? Философские заметки относительно условий, при которых возможен теологический либерализм (Андреас Урс Зоммер, профессор истории философии Университета Альберта Людвига, Фрайбург);

– Навстречу духовным потребностям современного общества: возможности либеральной теологии (Марлин Пайети профессор философии Дрексельского университета, США), и многие другие…

Целью форума, по замыслу организаторов, стало обсуждение следующих вопросов: С какими вызовами времени сегодня приходится сталкиваться либеральным богословам? Какие принципы должны служить в качестве базовых для этики и догматики либерально-теологической системы? Какой вклад могут внести в нынешнюю церковную жизнь либеральные богословы? Как им использовать либеральный подход к проблемам, связанным с конфессиональным и религиозным многообразием? Какая критика либеральной теологии должна быть учтена? Какое влияние имеет либеральное богословие в разных странах мира?


Вопросы, вынесенные на обсуждение участников форума, мы обсудили с иереем Сергием З., получившим теологическое образование в Германии.


– С какими вызовами времени сегодня приходится сталкиваться либеральным богословам, как Вы считаете?

 

– С самыми различными: межкультурный и миграционный кризис, кризис западных традиционных ценностей, всеобщее падение нравов, сокращение числа верующих, сокращение пожертвований их в пользу тех деноминаций, к которым они принадлежат и т. д. Да и вообще, если посмотреть на курс, которым идет Евросоюз, с библейской точки зрения, то он явно движется не в ту сторону, не говоря уже о взгляде с православной, святоотеческой позиции.


– Второй вопрос конференции: «Какие принципы должны служить в качестве базовых для этики и догматики либерально-теологической системы?» А вообще сохранилась ли у них какая-либо база? Насколько известно, у них размыты уже практически все базовые ценности.

 

– Что касается христианских догматических, канонических и этических базовых принципов, то в основном это действительно так. Но они разделяют общие базовые принципы западной глобалистской идеологии, такие как права человека, толерантность, т. е. терпимость к различным видам греха и извращений, борьба за мир во всем мире, охрана природы, межконфессиональный и межрелигиозный экуменический диалог и т. д.


– Как вы считаете, какой вклад могут внести в нынешнюю церковную жизнь либеральные богословы?


– В православную церковную жизнь пусть лучше не будет никакого вклада от них.


– В конференции принимали участие главным образом протестантские теологи, хотя встречались и католические. Слава Богу, православных на ней не было.

 

– При наблюдении за современной католической теологией, важнейшей частью западной либеральной теологии, приходишь к выводу, что ее назначение – попытаться согласовать, приспособить несовместимые вещи. Ибо как ни крути, а все-таки есть серьезные противоречия между традиционным католическим учением и современной западной идеологией. И вот либеральные теологи пытаются как-то это все примирить, согласовать. Вот главная задача либеральных теологов – приспосабливать веру к требованиям Евросоюза и других наднациональных организаций, «сглаживая острые углы».

Кроме того, поскольку у либеральных теологов фантазия богатая в нехорошую сторону, то они могут начать дискуссию по какому-либо вопросу, например, подвергнуть сомнению какую-либо уцелевшую еще базовую норму морали.

 

– Может быть, ошибаюсь, но кажется, все базовые нормы либеральными теологами уже размыты.

 

– В разных протестантских деноминациях эти процессы протекают с различной скоростью. Одни уже «венчают» т. н. «однополые браки», допускают содомитов до причастия, благословляют открытым гомосексуалистам и женщинам становиться священниками и епископами. Другие могут одобрять «браки» содомитов, но не допускать пока их до священства. Или допускать их до причастия (применяем это слово в общеупотребительном смысле, не придавая ему смысла православного Причастия), не допуская к другим «таинствам». А поскольку в настоящее время существует около тысячи различных протестантских деноминаций и сект, то и градаций может быть множество: кто-то идет в авангарде, кто-то – в середине, кто-то – отстает.

Вообще одним из важнейших маркеров либерализма является отношение к гомосексуализму и гомосексуалистам. Толерантное, терпимое отношение к извращенцам – качество истинного либерального теолога. Не толерантное отношение – устаревший подход.

 

– Следующий вопрос, наверное, самый запутанный – как им использовать либеральный подход к проблемам, связанным с конфессиональным и религиозным многообразием? Суть его можно сформулировать так: каков должен быть либеральный подход к проблемам экуменического диалога? Но какие у них могут быть проблемы в этом направлении – непонятно. Они, вроде бы, активно участвуют в экуменическом движении и никаких проблем не имеют.


– На самом деле у них имеются проблемы с мусульманами. Да и с православными у них также немало проблем, только они делают вид, что их не существует. Кстати, это один из подходов, который они применяют в отношении к православным. Другой подход – «заговаривание зубов». Широко также распространен следующий подход: нивелировать все догматические, канонические и этические различия и все сводить к общему знаменателю. Последний подход применяется достаточно часто, но с мусульманами срабатывает не всегда. Да и с православными тоже.

 

– А вообще, какое влияние имеет либеральное богословие в разных странах мира?

 

– Либеральная теология главным образом поразила церковную мысль протестантского и католического Запада. Соответственно, где сильны позиции протестантизма и католицизма, там сильно и влияние либеральной теологии. Определенное негативное влияние она оказывает и на некоторых православных теологов, но не богословов. Ибо православное понятие богословия в корне отличается от западного.

 

– И последний вопрос: «Какая критика либеральной теологии должна быть учтена?»

 

– В первую очередь необходимо учесть православную критику. Суть же православной критики сводится к тому, что западная либеральная, как, впрочем, и традиционная, теология в корне ошибочна – и в своих базовых принципах, и в вытекающих из них положениях, теориях и подходах.

«Никто не может войти в Богословие и сказать ничего достойного о Боге, как только Духом Святым», – учит преподобный Никита Стифат. Вот православный, святоотеческий подход к богословию.

Если «хочешь со временем стать богословом, достойным Божества, – советует один из величайших богословов всех времен и народов святитель Василий Великий, – соблюдай заповеди и не отступай от повелений Его. Ибо дела, как ступени, ведут к созерцанию».

Другой выдающийся богослов, преподобный Исихий Иерусалимский, указывает следующий путь к богословскому ведению: «Путь к ведению есть безстрастие и смирение, без которых никто не узрит Господа».

Преподобный Симеон Новый Богослов приходил в изумление от дерзости современных ему либеральных богословов. Он пишет: «Удивляюсь я тем многочисленным людям, которые прежде рождения от Бога и прежде усыновления Им не боятся богословствовать и беседовать о Боге. Удивляюсь я, когда слышу, как многие, не понимая Божественных истин, философствуют о них и, будучи исполнены грехами, богословствуют о Боге и обо всем, касающемся Его, без благодати Святого Духа, открывающего смысл и дающего разум. Трепещет, ужасается и некоторым образом выходит из себя мой дух, помышляя, что мы, не знающие ни самих себя, ни того, что перед нашими глазами, с дерзостью и безстрашием решаемся мудрствовать о Боге, непостижимом для нас, особенно если мы пусты от благодати Святого Духа, просвещающего и научающего всему».

Желающим связать свою жизнь с истинным богословием можно предложить наставление одного из величайших русских богословов святителя Игнатия (Брянчанинова): «Необходимо, вполне необходимо всякому христианину ученому, особливо христианскому учителю, не останавливаться на своей земной учености, как бы он ни был богат ею, но перейти из плотского и душевного состояния в духовное и получить живое, благодатное познание о Боге. „Кто имеет заповеди Мои (насажденными в сердце своем, так чтоб они составляли имущество и сокровище человека), – сказал Господь, – и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам" (действием Святаго Духа)» (Ин. 14, 21)».

Подготовил Дмитрий Мельников




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |