на главную

О возможной канонизации Патриарха Сергия (Страгородского)

21 сентября в Москве в Культурном центре "Покровские ворота" прошла презентация книги протоиерея Георгия Митрофанова "Русская Православная Церковь на историческом перепутье ХХ века" (редактор-составитель Сергей Чапнин, АРЕФА, 6000 экз.). По итогам презентации, на которой живо обсуждалась тема "сергианства", портал "Религия и СМИ" побеседовал с директором Центра "Территория Церкви" Александром Щипковым. А. Щипков высказал убеждение, что Патриарха Сергия (Страгородского) рано или поздно причислят к лику святых.

«Фигура самого Патриарха Сергия, вне всякого сомнения, гигантская, - утверждает А. Щипков. - Он крупнейший богослов. Один из немногих, кто занимался в России учением о спасении, а это одна из сложнейших тем, за которую наши богословы почти никогда и не брались…И в церковной политике он, естественно, исходил из собственного понимания сохранения Церкви. И он ее сохранил. Именно он – а история, как известно, не имеет сослагательного наклонения. Вот почему я абсолютно уверен: наступит время, и Патриарх Сергий будет канонизирован».

Таким образом, из слов А. Щипкова следует, что Патриарх Сергий является, по меньшей мере, подвижником благочестия, только пока еще не прославленным. В заслугу ему ставятся высота богословия и сохранение Церкви. Но так ли это? Был ли Патриарх Сергий великим богословом, и он ли сохранил Церковь?

 

Чтобы ответить на эти вопросы, для начала приведем основные вехи биографии Патриарха. Патриарх Сергий, в миру Иван Иванович Страгородский (1867-1944) родился в г. Арзамас Нижегородской губернии, в семье священника. Образование получил в приходском училище, а затем в Нижегородской Духовной Семинарии и Санкт-Петербургской Духовной Академии, которую закончил в 1890 году. На последнем курсе он принял постриг и был рукоположен в сан иеромонаха. В 1893 году занимал должность доцента Санкт-Петербургской Духовной Академии по кафедре Священного Писания Ветхого Завета, а с 1894 по 1897 годы был инспектором Московской Духовной Академии. С 1890 по 1893 и с 1897 по 1899 годы - член православной миссии в Японии. С 1899 по 1901 год - инспектор Санкт-Петербургской Духовной Академии. 25 февраля 1901 года состоялась его хиротония во епископа Ямбургского. В том же году будущий Патриарх был назначен ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Впоследствии он был епископом Финляндским, состоял членом Святейшего Синода. 1917 год епископ Сергий встретил уже в сане митрополита.

Еще до революции он проявил склонность к протестантскому реформаторству. Именно под его руководством была осуществлена «справа» богослужебных текстов Цветной и Постной Триодей, которая, правда, была отвергнута народом Божиим.

Во время разбирательства дела афонских имяславцев митрополит Сергий в доказательство того, что в имени Божием нет Бога, написал на бумаге слово «Бог», бросил эту бумагу на землю и попрал ее своими ногами, что, по меньшей мере, является неблагоговением, если не кощунством. Сейчас даже на церковных газетах пишут, что их нельзя использовать в хозяйственных целях, ибо в них упоминается имя Божие.

После революции 1917 года митрополит Сергий примкнул к обновленческому расколу. Потом, правда, он покаялся, однако, по словам преподобного Нектария, старца Оптинского, «покаялся, но яд в нем сидит». (в беседе с профессорами Комаровичем и Аничковым летом 1927 года - еще до выхода Декларации митр. Сергия -  Старец Нектарий называл его обновленцем. На возражение, что последний покаялся, Старец ответил: «Да, покаялся, но яд в нем сидит»).

Учитывая то, что он был один из старейших иерархов Русской Православной Церкви, Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Крутицкий Петр (Полянский) в связи с арестом следующих за ним местоблюстителей митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) и митрополита Казанского Кирилла (Смирнова) сделал митр. Сергия своим временным заместителем. После этого митр. Сергий возглавил управление Церковью в качестве заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола. Но когда освободился митрополит Агафангел и попытался приступить к исполнению своих обязанностей, митр. Сергий не согласился уступить ему бразды правления. То есть фактически он узурпировал власть в Церкви.

28 июня 1927 года митрополит Сергий издал печально известную декларацию, из-за которой произошло множество расколов, существующих до сих пор. Людей смутили его слова о единстве церковных интересов с интересами богоборческого государства, сказанные им в соответствии с требованиями советской власти. «Мы хотим быть православными и в то же время признавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой — наши радости и успехи, а неудачи — наши неудачи».

Кроме того в декларации осуждалась казнь убийцы святых Царственных Мучеников советского посла Пинхуса Вайнера (Войкова), а также любое противостояние богоборцам: «Мы, церковные деятели, не с врагами нашего советского государства..., а с нашим народом и с нашим правительством».

Собор иерархов, которые за исповедание имени Христова отбывали свой срок на Соловках, обратился к митр. Сергию с просьбой отказаться от положений, изложенных в Декларации. Многие из авторов Послания соловецких епископов уже прославлены Церковью в лике Новомучеников и Исповедников Российских. «При глубоком расхождении в самых основах миросозерцания, – пишут исповедники, – между Церковью и государством не может быть никакого внутреннего сближения или примирения, как невозможно примирение между положением и отрицанием, между да или нет, потому что душою Церкви, условием ее бытия и смыслом ее существования является то самое, что категорически отрицает коммунизм».

Также и законный Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Петр, находившийся в далекой ссылке, написал митр. Сергию, что у него нет права делать такие заявления без его благословения. Но тот проигнорировал все протесты, в том числе и своего священноначалия в лице митрополита Петра, и ничего не предпринял для того, чтобы дезавуировать свою Декларацию. К этому он прибавил еще одно неправое деяние - приказав прекратить поминать за Богослужением законного предстоятеля Русской Церкви митрополита Петра, и вместо него поминать его, митрополита Сергия. Фактически он узурпировал власть в Церкви, учинив переворот в церковном управлении.

Потом было его интервью иностранным журналистам, в котором он сказал, что в СССР нет гонений на Православие.

Духовенство, занявшее исповедническую позицию, пыталось как-то его образумить. Не раз к митрополиту Сергию приходили делегации, одной из которых он в объяснение свой позиции заявил: «Я спасаю Церковь». Для сравнения приведем слова священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, который незадолго до своей мученической кончины писал: «За судьбу Церкви Божией я не боюсь. Веры надо больше, больше ее иметь надо нам, пастырям. Забыть свою самонадеянность, ум, ученость и силы и дать место благодати Божией. (…) Надо себя не жалеть для Церкви, а не Церковью жертвовать ради себя. Теперь время суда».

Последние два заявления митрополита Сергия вызвали еще большее смущение у верующих. Ибо Спаситель у нас только Господь Иисус Христос, Который и спасает Свою Церковь. А тут уже митр. Сергий не только выступил в роли узурпатора церковной власти, но и беззаконно присвоил себе дело Самого Спасителя.

Теперь рассмотрим вопрос богословия. Святитель Василий Великий называет соблюдение заповедей необходимым условием, для того, чтобы состояться истинному богослову. «Если хочешь со временем стать богословом, достойным Божества, соблюдай заповеди и не отступай от повелений Его. Ибо дела, как ступени, ведут к созерцанию». А патриарх Сергий сознательно шел на попрание самих основ канонического церковного строя. Фактически он произвел революцию в Церкви, отняв власть у законного предстоятеля, воспользовавшись насильственным его удалением из столицы.  

При этом мы не утверждаем, что Русская Православная Церковь Московского Патриархата в результате церковных нарушений Патриарха Сергия утратила благодать. За эти преступления он сам несет ответственность перед Богом. Мы указали на них лишь для того, чтобы читателю стало ясно – ни о какой канонизации Патриарха Сергия не может быть и речи.

 

Александр Шмелев




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


<
Alex

2 декабря 2011 16:03

Информация
Столько смут и разделений принесла эта Декларация, до сих пор ведь существуют различные раскольнические ИПЦ, катакомбники и проч. ...
<
maxim

2 декабря 2011 16:04

Информация
Почему-то Иоанна Грозного канонизировать нельзя, хотя он уже был прославлен как месночтимый святой Московкой епархии, а Патриарха Сергия - можно???
<
anatoly

2 декабря 2011 16:09

Информация
Правильно сказано, что Церковь не теряет благодать в результате отступлений отдельных иерархов!
<
Olga

2 декабря 2011 16:10

Информация
Видимо, такая канонизация особо актуальна в связи с готовящейся "справой" богослужебных текстов

 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |