на главную

«Царский гусляр»-пророк: К 140-летию со дня рождения певца Святой Руси Сергея Бехтеева


Сергей Бехтеев


Род Сергея Сергеевича Бехтеева (1879–1954) имеет длинную и славную историю, восходящую к XV веку. Среди его предков – учитель будущего Императора Павла I. Прадед поэта был в дружбе со святителем Тихоном Задонским, дед и отец его по окончании Петербургского Морского корпуса служили во флоте.

Сергей был старшим сыном в семье: все старшие сыновья в роду Бехтеевых при рождении получали имя Сергей – в честь преподобного Сергия Радонежского, небесного покровителя семьи. В детстве поэт был исцелен от тяжелого недуга святым праведным Иоанном Кронштадтским. Три старших сестры его – Екатерина, Наталья и Зинаида – были фрейлинами Императриц Марии Феодоровны и Александры Феодоровны. Стихи Сергей Бехтеев начал писать в Царскосельском лицее, и в 1903 году вышел его первый сборник.

В том же году он поступил служить в элитный Кавалергардский полк. После тяжелого ранения, полученного на ученьях, был вынужден уйти в отставку (из-за неправильно сросшихся костей одна нога стала короче другой). Несмотря на увечье, в 1914 году добровольцем пошел на фронт, воевал в составе Кавалергардского полка, был ранен в голову и в грудь.

Попал в Царскосельский лазарет, где сестрами милосердия служили Императрица Александра Феодоровна и Великие Княжны Ольга Николаевна и Татьяна Николаевна. Переворот 1917 года вызвал у Сергея Бехтеева огромное потрясение, и после 14-летнего поэтического молчания он вновь берется за перо. По всей России из уст в уста передавались его стихи. Самым известным из них стала «Молитва» («Пошли нам, Господи, терпенье...»), отправленная через графиню Анастасию Гендрикову Царской Семье в Тобольск. Его собственноручно переписала Великая Княжна Ольга, почему автором нередко ошибочно считают ее.

В 1920 году Бехтеев покинул Россию и поселился в Югославии. В 1929 году он переехал во Францию, где до последних дней являлся ктитором домового храма во имя Державной иконы Божией Матери в Ницце. Умер поэт 4 мая 1954 года; похоронен там же, на Русском православном кладбище Кокад.

Основная тематика произведений С. С. Бехтеева – драматичная судьба России и Русского народа, предательство Царя ближайшим окружением, Гражданская война, обличение врагов Отечества, надежда на воскресение Святой Руси.




 

+ + +

За последние годы имя поэта Сергея Бехтеева стало не только известным, но и любимым в России, особенно в православно-патриотической среде. Стихи Бехтеева, полные горькой правды, высочайшего пафосного накала и пророческого прозрения, Русский народ воспринял и оценил по достоинству. Об этом свидетельствует неуклонный рост всеобщего интереса к его творчеству.

На многие бехтеевские поэтические тексты «Русской скорби и слез» написана музыка. Песни на стихи Сергея Бехтеева исполняют москвички Жанна Бичевская, Светлана Копылова, орловчанин Вячеслав Капорин, Санкт-Петербургский детский хор под управлением Ирины Болдышевой при соборе во имя Владимирской иконы Божией Матери, целый ряд музыкальных коллективов... Именем Сергея Бехтеева названа одна из улиц города Липецка (в проекте также улица г. Задонска). Портрет поэта увековечили в своих работах художники Ксения Вышпольская (Санкт-Петербург) и Александр Фролов (Воронеж). Первое скульптурное изображение поэта-изгнанника создано в Калининграде скульптором Людмилой Богатовой.

О Сергее Бехтееве сняты несколько документальных фильмов, написаны книги, очерки, многочисленные статьи. Его стихи можно встретить почти во всех православно-патриотических и монархических изданиях, включая ежегодные календари. Стало традицией проводить ежегодные научно-практические конференции, посвященные памяти поэта в Ельце – городе, в котором поэт написал свою знаменитую «Молитву». Несколько памятных мероприятий, посвященных поэту, удалось посетить мне лично в Москве. Словом, территория любителей и ценителей таланта поэта неуклонно расширяется.

Сергей Бехтеев – уроженец Орловской губернии, именно в Орле в конце февраля 1917 года, на третий день «безкровной» Русской революции, был создан поэтом такой поэтический шедевр, как стихотворение «Николай II»:

 

В те дни, когда мы все так низко пали,

Везде мне грезится священный Образ Твой,

С глазами, полными божественной печали,

С лицом, исполненным небесной добротой.

 

Вот начало этого прекрасного стихотворения. А это конечные пророческие строки произведения:

 

Предатели, рожденные рабами,

Свобода лживая не даст покоя вам.

Зальете вы страну кровавыми ручьями,

И пламя пробежит по вашим городам…

 

В Орле Бехтеевым были написаны также стихотворения: «Россия» («Была Державная Россия…»), «Свобода» (апрель 1917 г.), «Великий Хам» (март 1917 г.), «Конь красный» (весна 1917 г.), «Земля и воля» (декабрь 1917 г.), несомненный шедевр, переправленный в Тобольск плененной Царской Семье, «Святая Ночь» (24 декабря, гост. «Белград»), «Погром» и ряд других.

Делая акцент на таких достоинствах поэзии Бехтеева, как высочайший идейный пафос, классический стиль, песенность, масштабность, возвышенность, патриотизм, многие исследователи, на мой взгляд, упускают еще один важнейший аспект в его творчестве: правдивость. Да, именно правдивость, ведь поэзия Бехтеева предельно точна и правдива.

Сам поэт всеми фибрами души ненавидел ложь в любых ее формах и проявлениях и, по воспоминаниям его брата Алексея, всегда говорил открыто, невзирая на лица, правду в глаза. В Сербии Сергей Бехтеев вместе с братом Алексеем Сергеевичем Бехтеевым (бывшем вице-губернатором Полтавской губернии) редактировал православно-патриотические газеты «Вера и Верность» и «Русский Стяг». За безукоризненную честность и порядочность Бехтеевых называли «святыми братьями»...

В 1917 году, в ноябре, в ответ на лживые революционные лозунги и призывы, Бехтеев создает стихотворение с названием «Правда». Написано оно в народном песенном стиле, напевно-былинным слогом:

 

Тяжела ты нам,

Правда-матушка;

Не под силу ты

Миру лживому;

Нет великих душ

Для семьи твоей,

Твердой стойкости,

Слова верного.

Где ни кинешь взор,

Все враги твои

Сеют день и ночь

Злые плевелы;

Ты ж стоишь одна

Сиротинушкой,

В сердце темное

Скорбно глядючи.

Но не плачь, не лей

Слезы горькие;

Не бросай ты нас,

Горемычная;

На заре весной,

В ночь осеннюю

Пробуждай порой

Совесть сонную.

Не давай ты нам

Погибать во зле;

Дай познать душой

Солнце истины,

Увидать, обнять

Мать родимую,

В отчий дом принять

Гостью милую!

 

Уже в наше время на эти стихи написана пронзительной силы песня. При желании ее можно найти в сети.

Вероятно, постоянное стремление к поиску правды, точнее, Правды Божией, приблизило поэта к ощущению этой правды на каком-то запредельном уровне. Может быть, поэтому и открылся у Царского поэта столь редкий для мирских поэтов пророческий дар, который прежде всего касался судеб России. В наши дни Сергея Бехтеева нередко именуют поэтом-пророком.

Еще в 1917 году он без всяких колебаний называет Семью Государя Императора Николая II и Его Самого – «святыми Царскими Страстотерпцами»(помните, сколько споров было вокруг этого решения, принятого только в 2000 г. на Архиерейском Соборе в Москве. Т. е. поэт опередил время почти на век!), употребляет словосочетание «Царская Голгофа».

Пророчески точно он предсказывал в стихотворении «Цареубийцы», что на месте сжигания Царственных Мучеников в новой России будет воздвигнут «победоносный Божий храм». Правда Бехтеева пересилила ложь времени почти по всем принципиальным позициям, которых придерживался поэт. Восторжествовала Православная вера на Руси, вернулись колокольные звоны, молитвы, почитания святых Русских, воскресла тяга к нашей Русской старине, которую Бехтеев называл не иначе как «святой».

Пророческими воспринимаются ныне и слова Бехтеева, касающиеся Европы, ныне столь агрессивно злобствующей по отношению к России:

 

Ударит час – родной слепец

От красных бельм своих прозреет,

И все постигнет наконец,

И козни вражии рассеет.

 

Крестом саженным осенясь,

Спокойно, вдумчиво и кротко,

Он с правдой установит связь,

И истину запишет четко.

К Европе подлой став спиной,

И углубясь во мглу преданий,

Он вынет гордо быт родной

Из погребов воспоминаний…

 

И будет мир, и будет лад,

Хлеба оденут гладь пустыни,

И чернь найдет зарытый клад

В обломках попранной святыни…

 

(«Грядущее», Старый Футог (Сербия) 1927 г.).

 

Сбылись во многом и предсказания Бехтеевых в отношении народного почитания благочестивых Русских Царей, основавших саму Державу Российскую и оставивших нам в наследие великое государство, населенное многими народами и народностями…

Истины ради следует заметить, что далеко не все наши современники разделяют убеждение поэта в необходимость воссоздания Белого Православного Русского Царства, скептически оценивают его слова о всенародном покаянии…

Когда-то, очень давно, я написал о Бехтееве такие строки:

 

Твои стихи услышат,

Твои стихи узнают,

Твои стихи в России

Набатом зазвучат.

 

Твои стихи вернутся,

Твои стихи ворвутся,

Твои стихи воскреснут,

Хоть ныне все молчат.

Твои стихи коснутся

Сознания народа,

Души его и сердца

В заветные года.

 

Твои стихи благие,

До боли дорогие,

Ко времени вернутся

В Россию навсегда!

 

И вот ныне я безмерно рад и счастлив, что стихи Сергея Бехтеева вернулись в Россию! Вернулись, чтобы остаться здесь навсегда!

 

Владимир Невярович, руководитель «Бехтеевского фонда»

Доклад на Третьих Бехтеевских чтениях в Орле, 3 мая 2014 года

Печатается в сокращении

Россия как Атлантида. М., 2018. С. 164–171.



Памятная доска поэту, открытая в 2014 году в орловском Успенском монастыре.
Надпись на табличке: «Бехтеев Сергей Сергеевич, Русский поэт,
сердце отдавший за Святую Русь»


ВЕРНЫЕ ПАТРИАРШЕЙ ЦЕРКВИ

В начале 1930-х годов на юге Франции, в Ницце, несмотря на осуждение и непонимание значительной части Русской эмиграции, разделившейся в церковной принадлежности на «карловчан» и «евлогиан», стараниями благочестивых людей был устроен домовый храм в честь иконы Божией Матери «Державная», принятый под окормление Русской Православной Церковью Московского Патриархата. Случай уникальный: храм, посвященный явленной в день отрешения Царя-Страстотерпца от престола иконе, на которой Пресвятая Богородица изображена держащей в руках Царские регалии – скипетр и державу, оказался принадлежащим той Церкви, которая пребывала под «советским ярмом»!

Устроителями храма стали отставной кавалергардский полковник Федор Николаевич Безак, его супруга Елена Николаевна Безак (урожденная Шипова), их дочь, фрейлина Императрицы Марии Федоровны, и поэт Сергей Сергеевич Бехтеев. Последний был ктитором церкви и на собственные средства своими руками соорудил в ней иконостас.

«Община открылась в Ницце усилиями двух благочестивых семей – Безак и Бехтеевых, – писал в марте 1932 года в докладе патриаршему местоблюстителю митрополиту Сергию (Страгородскому) секретарь епископа Вениамина (Федченкова) С. А. Отман. – Е. Н. Безак предоставила свою квартиру для совершения богослужений; у нее и проживает уже с июля месяца прикомандированный туда отец иеромонах Феодор, свободное время уделяющий заработку для существования; там группируются человек около 25».



Фрагмент иконостаса и Царских врат домового храма в Ницце,
изготовленных С. Бехтеевым своими руками


Как же могло получиться, что убежденные монархисты, представители правой Русской эмиграции, противостоявшие революции и сопротивлявшиеся в годы Гражданской войны большевизму, не порвали с Церковью в Отечестве, когда ее возглавил митрополит Сергий, пошедший на соглашение с властью?

По рассказам дочери Безаков, Ксении Федоровны, ее родители, когда переехали в Ниццу, первоначально являлись прихожанами кафедрального собора во имя святителя Николая Чудотворца, клир которого подчинялся митрополиту Евлогию (Георгиевскому), не порвавшему на тот момент связи с Московским Патриархатом. Федор Николаевич Безак состоял в приходском совете и активно противился попыткам советских властей получить право собственности на собор. Но после того как владыка Евлогий ушел под омофор Константинопольского Патриарха, образовав таким образом не подчинявшийся ни Московскому Патриархату, ни РПЦЗ («карловчанам») Парижский Экзархат Вселенского престола, Безаки не поддержали его поступок. Они, как и митрополит Вениамин (Федченков), заявили о своей верности местоблюстителю патриаршего престола митрополиту Сергию.

Вот рассказ об этом самого Ф. Н. Безака: «Я тогда состоял членом совета ниццкого собора. Однако, узнав о решении митрополита Евлогия, сразу отправился к настоятелю собора архиепископу Владимиру, передал мое заявление о выходе из состава совета и вернул мой членский билет, так как считал для себя невозможным порвать единственную нашу связь с Россией и перейти из Русской Патриаршей Церкви в Греческую. Вместе со мной покинули приход собора моя жена и дочь…»

А вскоре супруги Безак вместе с другом семьи поэтом С. С. Бехтеевым устроили в подвальном помещении дома, который они снимали, церковь во имя иконы Божией Матери «Державная». Об этой иконе у Бехтеева есть следующие строки:

 

Перед Твоей Державною иконой

Стою я, трепетом молитвенным объят,

И Лик Твой царственный, увенчанный короной,

Влечет к Себе мой умиленный взгляд.

 

В годину смут и трусости безславной,

Измены, лжи, неверия и зла

Ты нам явила образ Твой Державный,

Ты к нам пришла и кротко прорекла:

 

«Сама взяла Я скипетр и державу,

Сама Я их вручу опять Царю,

Дам Царству Русскому величие и славу,

Всех окормлю, утешу, примирю!»

 

Подготовила Татьяна Виноградова

По материалам интернет-СМИ


Источник: газета «Православный Крест», № 8 (224) (от 15 апреля 2019 г.)




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |