на главную

"На этих горах воссияет Божия благодать"

30 ноября (13 декабря) Православная Церковь празднует память святого апостола Андрея Первозванного – одного из двенадцати учеников, избранных Самим Господом для евангельской проповеди. Апостол в переводе с греческого — посланник. Андрей, простой рыбак из маленького городка Вифсаиды, самым первым был призван на святое служение и послан в мир на проповедь.

Родился он в Галилее, жил вместе со своим братом Симоном (апостолом Петром) в городе Капернауме, на берегу Геннисаретского озера, добывал себе средства к существованию ловлей рыбы. С юных лет он отличался молитвенной устремленностью к Богу. Он не вступил в брак, но стал учеником святого пророка Иоанна Крестителя, возвестившего о Боговоплощении. Когда Иоанн Креститель указал на Иордане апостолам Андрею и Иоанну на Иисуса Христа, называя Его Агнцем Божиим, они незамедлительно последовали за Господом. Как повествуется в Евангелии, апостол Андрей не только первым последовал на призыв Господа (отчего в предании древней Церкви святому апостолу Андрею усвоено имя «Первозванного»), но он был также первым из апостолов, который исповедал Его Спасителем (Мессией), приведя ко Христу своего брата Симона, будущего апостола Петра.

Из Евангелия мы узнаём, что апостол Андрей был вместе с Господом Иисусом Христом во время чуда с пятью хлебами, насытившими пять тысяч человек, говорил с Господом в Вербное воскресенье, вопрошал Его вместе с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном на Елеонской горе о будущем разрушении Иерусалима и о признаках Второго пришествия Спасителя. После Воскресения и Вознесения Христова, свидетелем которого также был апостол Андрей, он возвратился в Иерусалим. Здесь в День Пятидесятницы вместе с другими апостолами и Пресвятой Богородицей, он исполнился Духа Святого, как предсказал Сам Господь. С проповедью Слова Божия апостол Андрей совершил несколько путешествий, во время которых трижды возвращался в Иерусалим. Он прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, Скифию, Причерноморье.

По преданию Грузинской Церкви, апостол Андрей проповедовал вместе с апостолом Симоном Кананитом в Абхазии, где апостол Симон принял мученическую кончину. Вверх по Днепру апостол Андрей поднялся до местоположения будущего Киева, где, как повествует преподобный Нестор Летописец, водрузил крест на Киевских горах, обратившись к ученикам своим со словами: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей». Продвигаясь далее на север, апостол Андрей дошел до поселений славян на месте будущего Новгорода и у нынешнего села Грузино водрузил свой жезл. Отсюда через земли варягов он прошел в Рим и вновь вернулся во Фракию. Здесь в небольшом селении Византии, будущем Константинополе, он основал христианскую Церковь, посвятив во епископа одного из семидесяти апостолов Христовых — Стахия. Так промыслительно имя святого апостола Андрея связывает Константинопольскую и Русскую Церкви.

На трудном пути благовестника он претерпел много скорбей и страданий от язычников: его изгоняли из городов, подвергали избиению, например, в Синопе. Но Господь хранил Своего избранника и по его молитвам совершал дивные чудеса. Последним городом, куда пришел Андрей Первозванный и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры (Патрас). И там Господь явил Свою силу через верного ученика. По молитве апостола выздоровел тяжело больной Сосий, знатный горожанин; наложением апостольских рук исцелились Максимилла, жена правителя Патрского, и его брат философ Стратоклий. Все это побуждало жителей города принимать от апостола Андрея святое Крещение, однако правитель города проконсул Эгеат оставался закоренелым язычником. Апостол Андрей с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня, но разгневанный язычник-проконсул приказал распять его. Он хотел опорочить проповедь Андрея, если предаст его смерти на кресте, который он прославлял.

С радостью принял святой Андрей Первозванный решение правителя и взошел на место казни, громко возглашая: «Радуйся, Кресте, плотию Христовою освященный… Возьми убо мя от людей, и отдаждь мя Учителю моему, да тобою мя приимет, Иже мя искупи тобою». Чтобы продлить мучения апостола, Эгеат приказал не прибивать рук и ног святого, а привязать их ко кресту. По преданию, крест, на котором он был распят, имел особую форму — был в виде латинской цифры X (в иконографии – Андреевский крест). Два дня с креста он учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душой сострадали ему и потребовали снять его с креста.

Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь, но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Распятый апостол, воздав Богу хвалу, произнес: «Господи, Иисусе Христе, приими дух мой». Тогда яркое сияние Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою душу Господу (+62). Максимилла, жена правителя, сняла его тело со креста и погребла с честью. В 357 году мощи апостола Андрея были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого евангелиста Луки и ученика апостола Павла — апостола Тимофея. По взятии Константинополя крестоносцами в 1208 году мощи святого апостола Андрея были перевезены в Италию и помещены в кафедральном храме в Амальфи. При папе римском Пие II (1458 г.) честная глава святого апостола Андрея была перенесена в Рим и положена в соборе святого апостола Петра.




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |