В этом году схиигумену Митрофану (Лавренову), настоятелю храма в честь праведного отрока Артемия Веркольского в селе Мугреево-Никольское Ивановской области, исполнилось 80 лет, 25 из них он служит в сане священника. Он любезно согласился ответить на вопросы нашего корреспондента, предлагаем запись состоявшейся беседы.
— Батюшка, расскажите немного о себе. Как Вы пришли к вере?
— Родился я в Крыму, и с детства у меня была развита склонность к изобретательству. При этом мне хотелось стать специалистом в той области, где мои работы никак нельзя было использовать во вред человеку. Окончив школу, приехал в Москву и по Промыслу Божию поступил в рыбный институт. Потом четверть века работал в Калининграде и еще несколько лет в Москве, в министерстве. Понимая, что коммунизм – это заблуждение, тупик, сплошной обман, я все время что-то искал, изучал разные философские системы. И так постепенно Господь привел меня к Себе.
Мне было уже за 40, когда принял Крещение. Чтобы духовно возрастать, нужен был учитель. Многое дал мне Алексей Николаевич Хованский, прямой потомок князей Хованских. Мы тогда дружили, и он первый дал мне Евангелие. Я прочитал его за один вечер, как художественную литературу. И тогда пришла мысль: а что еще искать, когда вот у нас есть Учитель? И стал регулярно ходить в храм. Конечно, работа на высокой должности занимала много времени, да и подрабатывать приходилось, чтобы семью содержать, но как только выдавалась свободная минута, я шел на службу в храм.
– А как Вы стали священником?
– Одним из первых моих духовных наставников был оптинский иеромонах, затем я познакомился со старцем Даниилом в Донском монастыре, и только потом попал к своему духовному отцу – священнику Василию Борину. Это был истинный экзорцист, можно сказать, из последних. У него была такая ревность о Господе, что он решил идти странствовать, хотя имел семью. Ходил 20 лет, и летом, и зимой, в одном подряснике, босиком. 8 лет подвизался со старцем Иваном. Они вместе прошли и Сибирь, и Урал. Имея огромный духовный опыт, он получил благословение проводить отчитки бесноватых.
Служил он в Таллинне. Его и арестовывали, и притесняли, и пытались посадить, но, слава Богу, не посадили. А у меня в то время в мирской жизни уже возникали серьезные проблемы. Работа, которую я вел, была очень важная, и контролировали ее в ЦК партии. Каждую неделю надо было сдавать отчеты. Так меня все это тяготило, и я давно собирался выйти из этой системы. Служить народу и Отчеству был готов, а угождать слугам народа мне не хотелось.
И вот тогда кто-то из знакомых сказал: «Тебе бы с отцом Василием посоветоваться». Такой случай скоро представился. Я был в командировке в Латвии и, возвращаясь, заехал к нему. Пробыл у него два-три дня – как раз накануне Пасхи. В то время я еще не умел читать по-церковнославянски, но батюшка благословил, и в тот же день(!) я начал читать в храме на церковном языке.
Вернувшись из командировки, доработал до отпуска и снова поехал к батюшке. Он тогда восстанавливал храм, и надо было ему помочь. Трудился я тогда, штукатурил, красил и думал: а что я ищу? Вот как раз то, что нужно. После отпуска обратился к своему начальнику: «Я заболел. Знакомый доктор приватно поставил диагноз, что с головой не все в порядке. Мне надо лечиться». Я не кривил душой. Один друг семьи знакомых был врач-психиатр, и он начал распускать слухи, что у меня плохо с головой, и так помог выйти из-под контроля этой системы. Иначе бы меня не выпустили. Вот с тех пор по благословению духовного отца Василия и стал служить Богу.
Под его руководством я прошел величайшую школу. Даже 20 лет академии не дали бы мне того, что за два года дал о.Василий. Потом произошло крушение СССР, отделение Эстонии, началась перестройка, и я вернулся в Россию. Помню, в свое время президент Эстонии говорил: «Будет килька бороться с селедкой». А сегодня за спину «кильки» стал большой заокеанский кит, который пытается поглотить нашу русскую «селедку», но, конечно, подавится.
Четыре года прослужил я в Псковской епархии на деревенском приходе. Там мы всё выполняли так, как научил о. Василий. У него литургия начиналась в семь утра и заканчивалась в час-два дня. Потом небольшой перерыв, и снова начиналась или отчитка, или всенощная. Вот и у нас службы были долгими, многочасовыми. Ежедневно, как в монастыре, мы собирались в храме на утреннее и вечернее правило. На Ильин день к о. Василию всегда приезжал владыка Алексий, митрополит Ленинградский, Эстонский, Ладожский и Новгородский. У него тогда была такая большая епархия, и кроме того, он был управляющим делами Московского Патриархата. И когда умер Патриарх Пимен, назначили перевыборы.
Митрополит Алексий был одним из четырех кандидатов, и накануне выборов он приезжал к о. Василию, чтобы взять благословение. Узнав, что он стал Патриархом, о. Василий вскочил с места и воздел руки к небу: «Слава Богу! Значит, Матерь Божия еще хранит Россию!» О.Василий говорил мне, что Патриарх Алексий II был молитвенником с самого детства, и кроме того, он был великим дипломатом. Конечно, такой человек может принести много пользы и Церкви, и народу.
— Батюшка, Вы же и с отцом Николаем Гурьяновым много общались, да?
— Да, когда я у отца Василия подвизался, видел, что к нему постоянно приезжают люди от отца Николая с острова Залит. И он тоже благословил меня на принятие священства. А рукополагал меня владыка Амвросий Ивановский, которого я очень люблю. Когда не стало о.Василия, он заменил мне духовного отца. И по его благословению я переехал в село Мугреево-Никольское, начал возрождать храмы. Тут, конечно, царило полное запустение, всё было разрушено, но я очень обрадовался, узнав, что здесь жил князь Пожарский. Может быть, опять отсюда начнется освобождение России…
Помню, в конце 90-х годов был важный момент, когда на нас обрушилась волна ИНН. Нужно было много работать, объяснять людям, чем это нам грозит, какую несет опасность. Владыка Амвросий благословил, чтобы я везде выступал, участвовал в конференциях. Мы собрали тогда все материалы и провели круглый стол в Думе с участием серьезных специалистов: ученых, военных, врачей, учителей. Они откликнулись на наши предостережения и говорили, что если мы все это примем, то полностью рассекретим нашу армию и научные разработки.
Но, к сожалению, в 2001 году прошла так называемая богословская конференция, на которой было принято лукавое решение: можно принимать ИНН, а можно не принимать, это будто бы не имеет никакого отношения к вере. На самом деле нет ни одного социального явления, тем более столь всеохватывающего, в масштабах страны, которое не касалось бы нашей духовной жизни. Отец Кирилл Павлов по поводу той конференции сказал: «Откуда они взяли столько богословов? После Григория Богослова я богословов не помню, зато богоослов знаю очень много».
Кстати, протоиерей Николай Гурьянов тоже был противником ИНН. При мне и других свидетелях был такой случай. Отцу Николаю позвонила монахиня-сотрудница из аппарата Патриарха и сказала, что их заставляют принимать ИНН. Спросила, что им делать? Он ответил: «Передай Патриарху: не благословляю принимать ИНН. А еще ему передай, чтобы он был сверхосторожен в этом вопросе».
Тебе быстро могут поставить его лазером на лбу - в любом банке или хоть в до метро. Человек проходит через рамку, включается сигнал – и все, он получил начертание на лбу. Это же известные технологии.
- Батюшка, а правда ли, что отец Николай Гурьянов благословил почитать и писать иконы Григория Распутина и Царя Иоанна Грозного?
- Да, мы задавали ему такой вопрос: почитать или нет? Он сказал: «У Бога они уже давно прославлены». И благословил художника Сергия, будущего монаха Григория, написать икону Царственных Мучеников. Она получилась очень красивая, и по цвету, и по рисунку, и по композиции. А потом о. Николай благословил его написать икону Григория Ефимовича с Царевичем на руках. Когда он начал писать, у него никак не ладилось. Он снова поехал к батюшке на остров Залит. А о. Николай в то время болел и не принял его. Сергий решил выйти погулять по острову. И вдруг видит: у домика о. Николая кто-то стоит спиной к нему в подряснике и схимнической скуфейке с крестом. Подходит ближе, а это Григорий! И он успел его рассмотреть. После этого о. Николай вышел из кельи: «Видел?» – «Видел». – «Вот таким его и напиши».
– А Вам известны чудеса, связанные с именем Григория Ефимовича?
– Да, конечно. Один мой знакомый батюшка служил в Подмосковье, в храме был третьим священником и постоянно ходил по требам. Он имел большую семью, пятеро детей. И вот однажды стоит на дороге, голосует, чтобы кто-нибудь подвез в дальнюю деревню, но никак не уедет. И тогда стал молиться: «Григорий Ефимович, ну, помоги. Видишь, в каком я бедственном положении?» Вдруг останавливается машина, шофер спрашивает:
– Куда едешь? Давай отвезу. Но прежде, может, заедем ко мне домой? У меня дом неосвященный. Освяти мне дом.
– Хорошо.
Дом оказался приличным коттеджем, батюшка сделал всё как положено и в разговоре с хозяином мельком упомянул, что у него дети. «Вот тебе за труды твои, - и хозяин протянул ему увесистый конверт. - Теперь тебе легче будет». В пакете денег было как раз на машину, и с тех пор он стал ездить на требы на своем транспорте. Вот такая история была по молитвам Григория Ефимовича.
- В православных кругах широко известно высказывание о. Николая Гурьянова: «Царь грядет».
- Да, это он трижды нам сказал. Такие предсказания были и у преподобного Серафима Саровского, но реального поворота к монархии мы сегодня пока не видим. О настроениях правительстве и говорить нечего, но самое страшное, что Церковь в лице иереев совершенно не ждет Царя. Один митрополит возразил тогда батюшке: «Какая монархия? Те времена прошли, мы живем уже во времена демократические!» Отец Николай послушал и говорит:
- Царь грядет.
- Как грядет? Кто будет?
- Царь грядет.
Мы в третий раз даем ему свои аргументы, и он третий раз повторяет:
- Царь грядет.
Уехали мы в недоумении, но через некоторое время в подтверждение тому случилось вот что. Встретился я с одним иереем из Киева, и он рассказал, как попал в автокатастрофу. Его уже ангелы несли, сверху сиял яркий свет, душа его возликовала, и мысленно он произнес: «Слава Богу, я дома». И вдруг ему голос говорит:
- Нет еще. Тебе придется вернуться назад.
- А зачем?
- Ты монархист по убеждениям, будешь продолжать молиться о Царе.
- А кто Царь?
- Об этом знают только Я и Царь. Ни родители его, ни даже Матерь Божия не знает.
- А почему?
- Потому что, как только узнают, его сразу убьют.
Поэтому он именно грядет. Значит, не будет никаких Земских соборов, никаких выборов, но когда подойдет срок, Господь Сам воздвигнет Царя-избранника. По пророчествам, это произойдет после войны, а она вот-вот начнется. В любой день может произойти взрыв мечети Омара, вокруг этого вопроса сейчас все настолько обострено. Поджигатели войны со всех сторон этим занимаются, хотят столкнуть Иран с Америкой или Иран с Израилем. И во время перестрелки как бы случайно один снарядик попадет в мечеть. Вот тогда взрыв, и все, дальше сценарий уже известен.
- А как Ваш духовник, отец Василий, советовал свое спасение содевать?
- Много раз повторял он, что в нынешние времена самое сильное средство для спасения – это Исповедь и Причастие. Более ста лет назад Иоанн Кронштадтский призывал народ причащаться как минимум раз в месяц. А наши времена еще тяжелей, мы подвергаемся еще более суровым искушениям, поэтому отец Василий благословлял готовиться к Причастию раз в две недели, а лучше – раз в неделю. К сожалению, сейчас еще держится старый обычай, когда священники благословляют к Причастию только постом и праздниками.
Батюшка учил нас молиться непрестанно, независимо от того, монах ты или мирянин. И не благословлял нагружать себя ни жестким постом, ни обширным правилом, но оно должно быть обязательно. Пусть короткое, но постоянное: молитвы утренние и вечерние, до и после еды. И в течение дня повторять: «Господи, помилуй! Иисусе, помоги! Господи Иисусе, помилуй мя, грешного», чтобы постоянно чувствовать присутствие Бога.
Он говорил: «Келейная молитва – это, конечно, хорошо, но значение соборной молитвы больше. Господь сказал нам: «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреде их». Да и старцы учили, что «Господи, помилуй», сказанное в храме, больше Псалтири, прочитанной келейно. Поэтому надо молиться соборно… Мы вот соборно в два часа дня трижды читаем короткую молитву: «Спаси нас, Боже Праведный, всех вместе, прости нам грехи наши общие и личные, верни нам обратно наше достояние – Россию и помоги возродить ее, обрати врагов наших вспять. Аминь».
Старец Адриан Псково-Печерский однажды с болью сказал, что все кончено, но когда ему привезли эту молитву, промолвил: «О, эта молитва может спасти Россию». Ведь когда мы молимся, то не человеческая воля исполняется, а Божия. А Господу абсолютно все возможно. В любое сердце: правителя или простого человека - Он может вложить и мысли, и слова, и поступки.
- Спаси Вас Господи, отец Митрофан! Доброго здоровья Вам на многая лета!
Беседу вел Александр Шувалов
(По материалам газеты «Православный Крест»)
— Батюшка, расскажите немного о себе. Как Вы пришли к вере?
— Родился я в Крыму, и с детства у меня была развита склонность к изобретательству. При этом мне хотелось стать специалистом в той области, где мои работы никак нельзя было использовать во вред человеку. Окончив школу, приехал в Москву и по Промыслу Божию поступил в рыбный институт. Потом четверть века работал в Калининграде и еще несколько лет в Москве, в министерстве. Понимая, что коммунизм – это заблуждение, тупик, сплошной обман, я все время что-то искал, изучал разные философские системы. И так постепенно Господь привел меня к Себе.
Мне было уже за 40, когда принял Крещение. Чтобы духовно возрастать, нужен был учитель. Многое дал мне Алексей Николаевич Хованский, прямой потомок князей Хованских. Мы тогда дружили, и он первый дал мне Евангелие. Я прочитал его за один вечер, как художественную литературу. И тогда пришла мысль: а что еще искать, когда вот у нас есть Учитель? И стал регулярно ходить в храм. Конечно, работа на высокой должности занимала много времени, да и подрабатывать приходилось, чтобы семью содержать, но как только выдавалась свободная минута, я шел на службу в храм.
– А как Вы стали священником?
– Одним из первых моих духовных наставников был оптинский иеромонах, затем я познакомился со старцем Даниилом в Донском монастыре, и только потом попал к своему духовному отцу – священнику Василию Борину. Это был истинный экзорцист, можно сказать, из последних. У него была такая ревность о Господе, что он решил идти странствовать, хотя имел семью. Ходил 20 лет, и летом, и зимой, в одном подряснике, босиком. 8 лет подвизался со старцем Иваном. Они вместе прошли и Сибирь, и Урал. Имея огромный духовный опыт, он получил благословение проводить отчитки бесноватых.
Служил он в Таллинне. Его и арестовывали, и притесняли, и пытались посадить, но, слава Богу, не посадили. А у меня в то время в мирской жизни уже возникали серьезные проблемы. Работа, которую я вел, была очень важная, и контролировали ее в ЦК партии. Каждую неделю надо было сдавать отчеты. Так меня все это тяготило, и я давно собирался выйти из этой системы. Служить народу и Отчеству был готов, а угождать слугам народа мне не хотелось.
И вот тогда кто-то из знакомых сказал: «Тебе бы с отцом Василием посоветоваться». Такой случай скоро представился. Я был в командировке в Латвии и, возвращаясь, заехал к нему. Пробыл у него два-три дня – как раз накануне Пасхи. В то время я еще не умел читать по-церковнославянски, но батюшка благословил, и в тот же день(!) я начал читать в храме на церковном языке.
Вернувшись из командировки, доработал до отпуска и снова поехал к батюшке. Он тогда восстанавливал храм, и надо было ему помочь. Трудился я тогда, штукатурил, красил и думал: а что я ищу? Вот как раз то, что нужно. После отпуска обратился к своему начальнику: «Я заболел. Знакомый доктор приватно поставил диагноз, что с головой не все в порядке. Мне надо лечиться». Я не кривил душой. Один друг семьи знакомых был врач-психиатр, и он начал распускать слухи, что у меня плохо с головой, и так помог выйти из-под контроля этой системы. Иначе бы меня не выпустили. Вот с тех пор по благословению духовного отца Василия и стал служить Богу.
Под его руководством я прошел величайшую школу. Даже 20 лет академии не дали бы мне того, что за два года дал о.Василий. Потом произошло крушение СССР, отделение Эстонии, началась перестройка, и я вернулся в Россию. Помню, в свое время президент Эстонии говорил: «Будет килька бороться с селедкой». А сегодня за спину «кильки» стал большой заокеанский кит, который пытается поглотить нашу русскую «селедку», но, конечно, подавится.
Четыре года прослужил я в Псковской епархии на деревенском приходе. Там мы всё выполняли так, как научил о. Василий. У него литургия начиналась в семь утра и заканчивалась в час-два дня. Потом небольшой перерыв, и снова начиналась или отчитка, или всенощная. Вот и у нас службы были долгими, многочасовыми. Ежедневно, как в монастыре, мы собирались в храме на утреннее и вечернее правило. На Ильин день к о. Василию всегда приезжал владыка Алексий, митрополит Ленинградский, Эстонский, Ладожский и Новгородский. У него тогда была такая большая епархия, и кроме того, он был управляющим делами Московского Патриархата. И когда умер Патриарх Пимен, назначили перевыборы.
Митрополит Алексий был одним из четырех кандидатов, и накануне выборов он приезжал к о. Василию, чтобы взять благословение. Узнав, что он стал Патриархом, о. Василий вскочил с места и воздел руки к небу: «Слава Богу! Значит, Матерь Божия еще хранит Россию!» О.Василий говорил мне, что Патриарх Алексий II был молитвенником с самого детства, и кроме того, он был великим дипломатом. Конечно, такой человек может принести много пользы и Церкви, и народу.
— Батюшка, Вы же и с отцом Николаем Гурьяновым много общались, да?
— Да, когда я у отца Василия подвизался, видел, что к нему постоянно приезжают люди от отца Николая с острова Залит. И он тоже благословил меня на принятие священства. А рукополагал меня владыка Амвросий Ивановский, которого я очень люблю. Когда не стало о.Василия, он заменил мне духовного отца. И по его благословению я переехал в село Мугреево-Никольское, начал возрождать храмы. Тут, конечно, царило полное запустение, всё было разрушено, но я очень обрадовался, узнав, что здесь жил князь Пожарский. Может быть, опять отсюда начнется освобождение России…
Помню, в конце 90-х годов был важный момент, когда на нас обрушилась волна ИНН. Нужно было много работать, объяснять людям, чем это нам грозит, какую несет опасность. Владыка Амвросий благословил, чтобы я везде выступал, участвовал в конференциях. Мы собрали тогда все материалы и провели круглый стол в Думе с участием серьезных специалистов: ученых, военных, врачей, учителей. Они откликнулись на наши предостережения и говорили, что если мы все это примем, то полностью рассекретим нашу армию и научные разработки.
Но, к сожалению, в 2001 году прошла так называемая богословская конференция, на которой было принято лукавое решение: можно принимать ИНН, а можно не принимать, это будто бы не имеет никакого отношения к вере. На самом деле нет ни одного социального явления, тем более столь всеохватывающего, в масштабах страны, которое не касалось бы нашей духовной жизни. Отец Кирилл Павлов по поводу той конференции сказал: «Откуда они взяли столько богословов? После Григория Богослова я богословов не помню, зато богоослов знаю очень много».
Кстати, протоиерей Николай Гурьянов тоже был противником ИНН. При мне и других свидетелях был такой случай. Отцу Николаю позвонила монахиня-сотрудница из аппарата Патриарха и сказала, что их заставляют принимать ИНН. Спросила, что им делать? Он ответил: «Передай Патриарху: не благословляю принимать ИНН. А еще ему передай, чтобы он был сверхосторожен в этом вопросе».
Тебе быстро могут поставить его лазером на лбу - в любом банке или хоть в до метро. Человек проходит через рамку, включается сигнал – и все, он получил начертание на лбу. Это же известные технологии.
- Батюшка, а правда ли, что отец Николай Гурьянов благословил почитать и писать иконы Григория Распутина и Царя Иоанна Грозного?
- Да, мы задавали ему такой вопрос: почитать или нет? Он сказал: «У Бога они уже давно прославлены». И благословил художника Сергия, будущего монаха Григория, написать икону Царственных Мучеников. Она получилась очень красивая, и по цвету, и по рисунку, и по композиции. А потом о. Николай благословил его написать икону Григория Ефимовича с Царевичем на руках. Когда он начал писать, у него никак не ладилось. Он снова поехал к батюшке на остров Залит. А о. Николай в то время болел и не принял его. Сергий решил выйти погулять по острову. И вдруг видит: у домика о. Николая кто-то стоит спиной к нему в подряснике и схимнической скуфейке с крестом. Подходит ближе, а это Григорий! И он успел его рассмотреть. После этого о. Николай вышел из кельи: «Видел?» – «Видел». – «Вот таким его и напиши».
– А Вам известны чудеса, связанные с именем Григория Ефимовича?
– Да, конечно. Один мой знакомый батюшка служил в Подмосковье, в храме был третьим священником и постоянно ходил по требам. Он имел большую семью, пятеро детей. И вот однажды стоит на дороге, голосует, чтобы кто-нибудь подвез в дальнюю деревню, но никак не уедет. И тогда стал молиться: «Григорий Ефимович, ну, помоги. Видишь, в каком я бедственном положении?» Вдруг останавливается машина, шофер спрашивает:
– Куда едешь? Давай отвезу. Но прежде, может, заедем ко мне домой? У меня дом неосвященный. Освяти мне дом.
– Хорошо.
Дом оказался приличным коттеджем, батюшка сделал всё как положено и в разговоре с хозяином мельком упомянул, что у него дети. «Вот тебе за труды твои, - и хозяин протянул ему увесистый конверт. - Теперь тебе легче будет». В пакете денег было как раз на машину, и с тех пор он стал ездить на требы на своем транспорте. Вот такая история была по молитвам Григория Ефимовича.
- В православных кругах широко известно высказывание о. Николая Гурьянова: «Царь грядет».
- Да, это он трижды нам сказал. Такие предсказания были и у преподобного Серафима Саровского, но реального поворота к монархии мы сегодня пока не видим. О настроениях правительстве и говорить нечего, но самое страшное, что Церковь в лице иереев совершенно не ждет Царя. Один митрополит возразил тогда батюшке: «Какая монархия? Те времена прошли, мы живем уже во времена демократические!» Отец Николай послушал и говорит:
- Царь грядет.
- Как грядет? Кто будет?
- Царь грядет.
Мы в третий раз даем ему свои аргументы, и он третий раз повторяет:
- Царь грядет.
Уехали мы в недоумении, но через некоторое время в подтверждение тому случилось вот что. Встретился я с одним иереем из Киева, и он рассказал, как попал в автокатастрофу. Его уже ангелы несли, сверху сиял яркий свет, душа его возликовала, и мысленно он произнес: «Слава Богу, я дома». И вдруг ему голос говорит:
- Нет еще. Тебе придется вернуться назад.
- А зачем?
- Ты монархист по убеждениям, будешь продолжать молиться о Царе.
- А кто Царь?
- Об этом знают только Я и Царь. Ни родители его, ни даже Матерь Божия не знает.
- А почему?
- Потому что, как только узнают, его сразу убьют.
Поэтому он именно грядет. Значит, не будет никаких Земских соборов, никаких выборов, но когда подойдет срок, Господь Сам воздвигнет Царя-избранника. По пророчествам, это произойдет после войны, а она вот-вот начнется. В любой день может произойти взрыв мечети Омара, вокруг этого вопроса сейчас все настолько обострено. Поджигатели войны со всех сторон этим занимаются, хотят столкнуть Иран с Америкой или Иран с Израилем. И во время перестрелки как бы случайно один снарядик попадет в мечеть. Вот тогда взрыв, и все, дальше сценарий уже известен.
- А как Ваш духовник, отец Василий, советовал свое спасение содевать?
- Много раз повторял он, что в нынешние времена самое сильное средство для спасения – это Исповедь и Причастие. Более ста лет назад Иоанн Кронштадтский призывал народ причащаться как минимум раз в месяц. А наши времена еще тяжелей, мы подвергаемся еще более суровым искушениям, поэтому отец Василий благословлял готовиться к Причастию раз в две недели, а лучше – раз в неделю. К сожалению, сейчас еще держится старый обычай, когда священники благословляют к Причастию только постом и праздниками.
Батюшка учил нас молиться непрестанно, независимо от того, монах ты или мирянин. И не благословлял нагружать себя ни жестким постом, ни обширным правилом, но оно должно быть обязательно. Пусть короткое, но постоянное: молитвы утренние и вечерние, до и после еды. И в течение дня повторять: «Господи, помилуй! Иисусе, помоги! Господи Иисусе, помилуй мя, грешного», чтобы постоянно чувствовать присутствие Бога.
Он говорил: «Келейная молитва – это, конечно, хорошо, но значение соборной молитвы больше. Господь сказал нам: «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреде их». Да и старцы учили, что «Господи, помилуй», сказанное в храме, больше Псалтири, прочитанной келейно. Поэтому надо молиться соборно… Мы вот соборно в два часа дня трижды читаем короткую молитву: «Спаси нас, Боже Праведный, всех вместе, прости нам грехи наши общие и личные, верни нам обратно наше достояние – Россию и помоги возродить ее, обрати врагов наших вспять. Аминь».
Старец Адриан Псково-Печерский однажды с болью сказал, что все кончено, но когда ему привезли эту молитву, промолвил: «О, эта молитва может спасти Россию». Ведь когда мы молимся, то не человеческая воля исполняется, а Божия. А Господу абсолютно все возможно. В любое сердце: правителя или простого человека - Он может вложить и мысли, и слова, и поступки.
- Спаси Вас Господи, отец Митрофан! Доброго здоровья Вам на многая лета!
Беседу вел Александр Шувалов
(По материалам газеты «Православный Крест»)