на главную

Игумен Никон (Воробьев): «Ничего не делай на спор»

Одним из страдальцев за веру и истинных подвижников Православной Церкви был игумен Никон (Воробьев) (1894-1963). В годы гонений он прошел тюрьмы и ссылки, но дух его был крепок и неустрашим. Батюшка пламенел любовью к Богу и людям. На протяжении многих лет он сохранял связь со своими духовными чадами и в письмах к ним оставил много полезных наставлений. Они и сегодня не утратили своей значимости. Приведем некоторые выдержки из его писем.

«Дорогой наш, научись молиться и терпеть всё, как терпел Господь Иисус Христос. Уж если над Ним надругались и распяли, то что же нам ждать какой-то справедливости? Нет ее на земле и не будет. Правда и истина распяты на кресте. Кругом ложь, обман, эгоизм и предательство».

«Надо терпеть и понуждать себя. Если сами на себя не налагаем никакого подвига, вот и посылается извне. Остается только без ропота терпеть и сознавать, что заслуживаем гораздо худшего. Тогда внешние скорби и болезни вменяются такому в личный подвиг. О таком способе спасения в последние времена давно предсказывали святые отцы. Слава Богу за всё!»

«Люди воображают, что они очень хороши, и какое-либо отрицательное качество стараются скрыть от тех, кого они ценят. Но я считаю, что мы все дурны. Одни несколько получше, другие похуже, но эти различия слишком ничтожны перед тем, чем мы должны быть. Не выносим мы, современные люди, никаких обличений. Из-за самолюбия и тщеславия готовы от всего отречься. А тщеславие, как рак в теле, может отравить всю душу и погубить ее. Даже добрые дела оно отравляет и делает их мерзкими пред Богом, как это случилось с фарисеями».

«Ради Бога, не делай ничего на спор или по соревнованию. Это мне тысячи раз говорили моя мать и бабушка и приводили много ярких примеров увечия и смерти. Так утонул и жених моей матери. Поспорил, что переплывет реку Тверцу, и утонул, а был великолепный пловец!»

«Будь смиреннее и не высокомудрствуй, не осуждай, не услаждайся ничем, а особенно бесовскими похвалами, — тогда не будет несчастий, а иначе не вылезешь. Сей род бесовский изгоняется постом, молитвой и смирением. Без этой троицы добродетелей ничего не сделаешь».

«Не ищи похвалы и высокого мнения от людей. Что высоко у людей, то мерзость пред Богом. Проси у Господа мудрости и выдержки. Не будь умна своим умом, иначе посрамишься. Апостолы и святые отказывались от всего своего, чтобы приобрести Божие. «Мы имеем ум Христов» (1 Кор. 2, 16), — говорил апостол Павел и велел себе подражать».

«У нас так развито самолюбие, что тронь нас хотя немножко — и мы уже страдаем. Всё извращено! И ум, и сердце, и чувства наши, и воля. Ты решишь что-нибудь доброе сделать, а тебя тянет в другую сторону. Поэтому прежде чем требовать от супруга, чтобы он стал хорошим, каким нам хочется, мы обязаны сами стать такими. А так как мы далеко не таковы, то должны и другим сочувствовать, понимая, что все находимся в процессе переделки из ветхого человека в нового. Поэтому если муж христианин, то он обязан требовать и от себя, и от жены понуждения к этому, насколько возможно». «

Что мы сделали для духовной жизни? Ничего. В лучшем случае какие-нибудь внешние дела, не затрагивающие наших страстей, нашего «я». Слова Божия не знаем, Святых Отцов не знаем, сами не молимся и всю жизнь занимаемся пустяками. Господь и говорит: «Не отягощайте сердца ваши объедением, пьянством и суетой житейской (Лк. 21, 34). Суетясь, человек, кажется, никаких грехов и не делает. В действительности же он полностью забывает Бога и становится безбожником в прямом смысле слова. Кто шахматами, кто спортом, кто телевизором, кто чем закрывается от Бога и остается без Него. То человек помолился бы, а то он цирк какой-нибудь смотрит или чьи-то кривляния, или известия со всего мира собирает, и каждый день все новое.

Совершенно ясно: суетой забил всех сатана. Только проснулся человек, как уже новости со всего света. Одевается, умывается, а голова уже набивается пустым хламом — жвачкой, которой сыт не будешь. А там на работу — и опять некогда о Боге вспомнить. После работы — магазины, еда, питье, домашние дела, очередные передачи по радио и телевидению. И набитый уже до отказа всякой всячиной, человек в полунормальном состоянии ложится спать. Даже если он станет на молитву, молиться уже не сможет — ни внимания, ни сокрушения сердечного, ничего нет. Так человек весь день и служит диаволу.

Недаром в утренней молитве читаем: «Избави мя от диавольского поспешения». Вот это «поспешение» часто и губит человека. Губит не какими-то большими грехами: воровством, прелюбодеянием, а — суетой. Если мы не с Богом, значит, с диаволом. Порядочного человека трудно заставить сделать что-то преступное, явно безнравственное, вот диавол и добивается своей цели другим путем — опутывает человека суетой».

«Пока молод — сей доброе зерно. Сеющие со слезами, радостию пожнут (Пс. 125, 5). «Со слезами» значит с борьбой, трудом, пропалыванием сорняков ветхого человека и сеянием свойств нового». «Не гоняйся ни за хорошими отметками, ни за хорошим мнением о себе. Делай всё по силе своей и по совести, а прочее отдай в волю Божию. Это самый хороший путь; он даст спокойствие и мир душе, что дороже всего".

Игумен Никон (Воробьев). «О началах жизни». Изд. Московской Патриархии, 2014




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |