на главную

Владыка Лука о семье и детях: «Во главу угла ставить вечное»

Есть у святителя Луки Крымского замечательная проповедь «О семье и воспитании детей». Простыми, мудрыми словами говорит он о самом главном: о взаимоотношениях мужа и жены, о любви к детям, о смирении и послушании. Приникнем с благодарностью к великим трудам и духовному наследию доброго архипастыря...

БРАК УЧИТ ВЫСШЕЙ ЛЮБВИ

...Виды любви различны: есть любовь мужа к жене, жены к мужу, любовь родителей к детям и детей к родителям. Есть и более высокая форма любви – ко всем людям, а самая совершенная степень – любовь к Богу. Во всяком деле надо постепенно восходить от простого к высшему. Посему брак да послужит нам в целях обучения любви.

Любовь супружеская легка, ибо она поддерживается сильным непрестанным стремлением одной плоти к другой, она укрепляется неразрывной телесной связью. Тела мужчины и женщины взаимно дополняют друг друга, и через это происходит зарождение нового человека в мир. Но не плотская любовь должна быть целью брака — в нем мы должны научиться высшей любви. Свою жену нужно любить не за плоть, а за чистую душу и доброе сердце.

В браке мужчина находит великое восполнение своей сущности из сокровищ духа своей жены. Грубость мужского сердца восполняется женской нежностью и чистотой, ибо сердце женщины гораздо тоньше, способнее к духовной любви. А жена должна помнить, что вначале Бог дал мужчине силы телесные — большие, чем ей, — и силы ума, в большинстве случаев далеко превосходящие силу женского ума. При общении в браке супруги должны стать одним телом и одной душой. Из их союза должно родиться нечто высшее, соединив все доброе и великое, что есть в каждом из них. Это ли не обогащение?! Это ли не благодать Божия?! Не в этом ли вся тайна и глубочайшее значение брачного союза?

ВЫРАСТИТЬ РЕБЕНКА — СВЯТЕЙШАЯ ОБЯЗАННОСТЬ
Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены. Это значит, что жена должна быть в любовном, тихом, свободном подчинении мужу. Когда мы говорим о подчинении, тотчас гордые женщины воспламеняются негодованием. Они не хотят даже слышать об этом, требуют полного равенства.

Что ж, сегодня в нашей стране женщина поставлена во всех отношениях наравне с мужчиной. Ей даны все права: политические, гражданские, семейные. Хорошо ли, что она получила полную свободу? Не должны ли быть некоторые ограничения? Ведь женщина отлична от мужчины. Особенности ее физиологии во многом определяют ее дух. Бог, сотворивший жену после мужа, создал ее как ПОМОЩНИЦУ. У нее есть великое назначение – деторождение и воспитание детей. Ибо нельзя родить дитя и бросить его; на родителях лежит святейшая обязанность – вырастить ребенка. Это тяжелейший долг женщины.

Все великое, вечное, святое всегда должно ставиться во главу угла. Поэтому в жизни женщины эта важнейшая задача должна занимать ПЕРВОЕ МЕСТО. Она ответственна за воспитание детей перед государством и обществом. От этой обязанности она НЕ СМЕЕТ ОТКАЗАТЬСЯ, ибо совершит тяжкий грех. Пусть она занимается науками и всеми трудными делами наравне с мужчинами, но при этом никогда не забывает своего основного призвания.

К сожалению, в результате установления полного равенства мужчин и женщин воспитание детей в семье находится в плачевном состоянии. Школа не может заменить гораздо более важного семейного воспитания. Кто же воспитывает детей в таких семьях, где отец и мать занимают важные должности, с утра до ночи находятся на работе и не имеют ни времени, ни сил заниматься детьми? В огромном большинстве случаев – НИКТО. Хорошо, когда воспитательницей в доме бывает старая добрая няня, но далеко не во всякой семье есть благочестивая старушка.

А та семья, в которой некому заниматься воспитанием детей, не составляет единого неразрывного духовного целого, отчего НЕ МОЖЕТ БЫТЬ БЛАГОПОЛУЧИЯ ни в обществе, ни в государстве. Государство сильно, когда состоит из крепких, нравственно здоровых семей. Как человеческое тело, состоящее из отдельных клеточек, только тогда живет полноценной жизнью, когда все клеточки функционируют нормально. Если же часть их поражена каким-то недугом, это неизбежно отразится на всем организме. Неблагополучно в той семье, где женщина берет на себя роль мужчины, отказываясь от святых семейных обязанностей, к коим предназначил ее Сам Бог. Брак церковный ни для кого теперь не обязателен, и много семей живет в гражданской регистрации.

А вам, христианам, делающим самый важный шаг в жизни, при вступлении в брак разве не нужно благословение Церкви? Разве не должен быть ваш союз освящен Таинством Венчания?

КАК АВРААМ ИСКАЛ ЖЕНУ ДЛЯ СЫНА

В глубокой древности израильтяне относились к браку с глубоким благоговением. Они даже не мыслили возможности брака, не освященного молитвой. Когда великий наш праотец Авраам хотел найти достойную жену для единственного сына Исаака, он призвал своего любимого слугу и послал его в ту дальнюю страну, из которой по повелению Божию вышел сам. И вот там, в своем родстве, велел ему найти жену для сына (см. Быт. 24). Совершая великое дело брачного союза, Авраам просил у Бога защиты, просил послать Ангела в сопровождение слуги.

Добрый слуга, придя в Месопотамию, где жили родственники Авраама, остановился у колодца, чтобы напоить верблюдов, и обратился к Богу с удивительной молитвой: Господи, пошли ее сегодня навстречу мне и сотвори милость с господином моим Авраамом. Вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду; и девица, которой я скажу: «Наклони кувшин твой, я напьюсь», и которая скажет мне: «Пей, я и верблюдам твоим дам пить», – вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим Авраамом (Быт. 24, 12-14).

И только вознес он эту молитву, как подошла к колодцу Ревекка и все это исполнила. Вот невеста для Исаака! И пригласила она его в дом отца своего Вафуила и брата Лавана. И там рассказал он, зачем пришел и как Бог услышал его молитву. Отвечают на это Вафуил и Лаван: От Господа пришло это дело; мы не можем сказать тебе вопреки ни худого, ни доброго. Вот Ревекка пред тобою; возьми ее и пойди; пусть будет она женою сыну господина твоего, как сказал Господь (Быт. 24, 50-51).

«БЛУДНИКОВ СУДИТ БОГ»
Так заключали брак в древние времена, а что теперь? Гражданская регистрация. Что же выходит из тех браков, которые чужды Божиему благословению? Часто побуждением к браку бывает только похоть без всяких нравственных обязательств. А ведь Господь Своим присутствием освятил брак в Кане Галилейской (см. Ин. 2, 1-11). И если Он счёл нужным так сделать, не надо ли и всем нам свой брачный союз освящать великим Таинством Венчания?

Господь повелевает не разводиться, кроме как в том случае, когда нарушена супружеская верность. А как много теперь среди нас прелюбодеев! Сколько стало безжалостных мужчин, которые, чтобы удовлетворять свою похоть с другой нечистой женщиной, бросают жен с детьми на произвол судьбы. Вы, несчастные прелюбодеи, дадите Богу страшный ответ за ту кровь, которой обливалось сердце вашей покинутой жены. Ведь вас с нею сочетал Сам Бог. Вам невинные добрые девушки отдали все драгоценное, что имели: свое девство, чистоту тела и сердца, стремление к любви. Они ждут, чтобы вы были хранителями их и помогали им идти путем святости, а вы пошли в дом блудницы.

Неужели не слыхали никогда слов апостола Павла? Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог (Евр. 13,4). Как же смеете вы попирать ногами чистоту женского сердца?! Что делаете вы, поставленные Богом во главе семьи? Неужели не видите, какой ужас происходит с вашими детьми, когда вы бросаете жен? Неужели не видите мрачно потупленных в землю глаз и страданий детского сердца: «Как это может быть, чтобы отец оставил мою мать?»

И плачут дети, и рыдают, и озлобляются. А потом, увидев дурной пример отца, обращают глаза к другим дурным примерам: идут на улицу, на базары, там черпают из кладезя нечистоты, зла, нечестия и погибают смертью вечной. Неужели вам не страшен предстоящий Суд?! Пока вы не представляете его себе, а когда предстанете пред ним, содрогнетесь и проклянете ту нечистую женщину, с которой осквернили брачное ложе...

ЗА ДЕТЕЙ СВОИХ ДАДИТЕ ОТВЕТ
Разве мало у вас сыновей и дочерей, от которых вы льете слезы? Когда тяжко вам становится от того, что они творят, тогда вы плачете и Богу молитесь, чтобы Он помог вам. А молитва остается без плода. Почему? Потому что нельзя на Бога возлагать своих обязанностей. Если несчастная ваша дочь в юности предается разврату и потом выйдет замуж, родит детей, будет ли Божие благословение на ее семье? Нет. Это вырастет неблагочестивый богопротивный род.

Как же должно воспитывать детей? Так, как воспитывали древние христиане: они с раннего детства приучали детей к храму, Таинствам, постам. Они не позволяли ребенку сесть за стол и начать еду без молитвы. Научая детей философии, музыке, искусствам, они руководствовались глубоким правилом: того почитали несчастным, кто знает все и не знает Бога. И того считали блаженным, кто знает Бога, хотя бы и не знал ничего другого. И вашим детям надлежит быть образованными, но чрезвычайно важно, чтобы их обучение не ограничивалось одной светской мудростью, чтобы наряду с этим они познавали высшую истину, чтобы научались Закону Божию. Тогда и только тогда они не заблудятся на пути мудрости человеческой.

«ЧТОБЫ НЕ СТАТУЯ, А ДУША БЫЛА ЗОЛОТАЯ»
А как же должны вы насаждать в них высшую христианскую нравственность? Прежде всего, личным примером. Всякое словесное поучение, всякое педагогическое искусство – ничто по сравнению с тем примером, который видят дети в родителях. Скажите, будут ли они честны, если с юных лет вы не будете учить их честности? Когда сыновья опустошают чужие огороды и когда приходят жаловаться на них, некоторые матери спокойно отвечают: «Ну что же, дети малые, что с них спрашивать?» Господь спросит с них! Спросит грозно: зачем позволяли детям воровать? Почему не внушили отвращение к воровству и хулиганству?

Величайший из церковных проповедников свт. Иоанн Златоуст так сказал о родителях, которые поощряют дурные свойства детей: «Ведь вы, как будто намеренно стараясь погубить детей, приказываете делать им только то, что делая, невозможно спастись. Горе смеющимся (Лк. 6,25), – а вы подаете детям множество поводов к смеху; горе богатым (Лк. 6,24), – а вы только о том и стараетесь, чтобы они разбогатели; горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо (Лк. 6,26), – а вы часто тратите все имущество из-за славы людской. Христос повелевает отвращаться от брани и распри, а вы постоянно занимаете детей этими злыми делами. Если не будете прощать, – говорит Он, – людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам (Мф. 6,15), а вы даже попрекаете детей, когда они не хотят мстить обидевшим.

Христос сказал, что любящие славу – постятся ли, подают ли милостыню – все это делают без пользы (Мф. 6,1); а вы только и стараетесь о том, чтобы ваши дети получили славу. И худо не только то, что вы внушаете детям противное заповедям Христовым, но и то еще, что доброе хулите, называя скромность – необразованностью, кротость – трусостью, справедливость – слабостью, смирение – раболепством. Вы все делаете для того, чтобы у сына был слуга, конь и самая лучшая одежда, а чтобы он сам был хорош, об этом и подумать не хотите. Все делаете, только бы на доме стояла чудная статуя и кровля была золотая, а чтобы драгоценнейшее изваяние – душа была золотая, об этом и помыслить не хотите».

Так говорил святой Иоанн Златоуст 1500 лет тому назад, но эти слова полезно услышать вам и ныне. Разве не заботитесь вы прежде всего о том, чтобы детям своим дать лучшее положение в жизни, чтобы поставить их в ряды власть имущих, богатых и сильных? Разве не внушаете им, что в деньгах сила, что нужно приобретать большие знания ради богатства и привольной жизни?

А разве это нужно? Нужно как раз обратное. Нужно детям своим внушать презрение к деньгам, богатству, славе, высокому положению в обществе. Нужно прививать им любовь к чистоте и благочестию. А об этом как раз всего меньше вы заботитесь. Вы должны беречь детей от всего дурного, удерживать дочерей от чтения сладострастных романов и от пустых зрелищ, не позволять им постоянно развлекаться, бегать по кино и театрам.

Вы должны приучать их к тихому и трудовому домашнему житию. Величайшую ошибку делают те родители, которые влюблены в своих маленьких детей, любуются ими, все прощают, никогда не наказывают. О таких сказал премудрый Соломон: Лелей дитя, и оно устрашит тебя (Сир. 30, 9).

Нельзя наказывать детей с раздражением и злобой. Нужно наказывать спокойно, любя; тогда дети почувствуют эту любовь, поймут, что заслуживают наказания, тогда оно будет с пользой и их исправит. Об этом многие из вас не думают и оставляют ненаказанными не только маленькие, но и тяжкие проступки: даже воровство и распутную жизнь молодых девушек...

...Видите, какие огромные задачи стоят перед вами в деле воспитания? Видите, как святы обязанности матерей? Если не будете радеть о детях, на все потомство навлечете гнев Божий и еще здесь, на земле, будете мучиться и плакать, глядя на них. Итак, смотрите, заботьтесь о них, всегда подавайте им чистые, святые примеры благочестия, и тогда Господне благословение будет от века и до века на детях ваших и на вас самих.

Архиепископ Лука КРЫМСКИЙ. Сборник проповедей в двух томах. Симферополь, 2006




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |