на главную

Вопросы и ответы. «Нет в мире ничего сильнее веры»

Православное вероучение настолько глубоко и премудро, что содержит ответы на все вопросы, которые могут возникнуть у человека, вставшего на путь Богопознания. В Священном Писании и творениях святых отцов можно почерпнуть добрые поучения на все случаи жизни и обрести опору в самых тяжких обстоятельствах. Вот лишь несколько вопросов и ответов…

КАКИЕ ВРЕМЕНА НАЗЫВАЮТСЯ ПОСЛЕДНИМИ?
В своем первом послании любимый ученик Господа, апостол любви, евангелист Иоанн восклицал: «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время» (1 Ин. 2,18).

С тех пор, как были написаны эти строки, прошло почти две тысячи лет, но и сегодня повсюду слышно: «пришло последнее время», «скоро грядет кончина мира», «настали последние времена». Как же понимать эти слова?

Блаженный Феофилакт Болгарский в «Толковании на деяния и послания апостолов» дает такое пояснение: «Всякая вещь может быть разделена на три части: начало, середину и конец. Нет ничего несообразного в том, чтобы назвать концом все то, что следует далее середины. Посему, если Господь пришел в середине десяти тысячелетий (ибо Его пришествие на землю было почти в 5500 году от сотворения мира), то все следующее за сим время может быть названо последним».

КАКОЕ МЕСТО ДЛЯ НАС СПАСИТЕЛЬНО?

Отвечая на этот вопрос в письмах к духовным чадам, преподобный Амвросий Оптинский дал такое пояснение: «Нигде в Священном Писании не сказано, чтобы спасение наше определялось местом. Напротив, в Евангелии ясно читаем: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф. 19, 17). Где бы кому ни пришлось жить, по сказанному в псалмах: На всяком месте владычествия Его: благослови, душе моя, Господа (Пс. 102, 22). Спасение может получить христианин на всяком месте, и в мире живя... < > Но нигде Господь не хочет… понуждать человека, а везде предоставляет благому нашему произволению. Чрез собственное произволение люди бывают или добры, или злы.

Поэтому напрасно будем обвинять, будто бы живущие с нами мешают нашему спасению или совершенству духовному. Самуил жил и воспитывался у священника Илия при развратных сыновьях его, но сохранил себя и был великим пророком. А Иуду и трехлетняя жизнь пред лицом Самого Спасителя не сделала лучшим. Он видел столько чудес, постоянно слышал евангельскую проповедь, а сделался еще худшим, продал Учителя своего за тридцать сребреников, из которых каждый — не больше русского полтинника.

Неудовлетворительность наша душевная происходит от нас самих, от нашего неправильно составленного мнения, с которым никак не хотим расстаться. Оно-то и наводит на нас смущение и сомнение, все это нас томит, отягощает и приводит в безотрадное состояние. Хорошо бы понять простое святоотеческое слово: «Аще смиримся, то на всяком месте обрящем покой, не обходя умом многие иные места, на которых может быть с нами то же, если не худшее».

(«Собрание писем Оптинского старца Амвросия». Оптина Пустынь, 2009. С. 63-64)

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ДЕНЬГИ?
А действительно, зачем? Одна духовная дочь прп. Амвросия Оптинского в письме к старцу призналась: «Я так не люблю деньги, что они у меня никогда долго не держатся; потому и бываю всегда без денег, а после занимаю». Мудрый старец так отвечал ей: «Да ведь это безтолковщина, и в этом нужно не оправдываться, а лучше укорять себя и постараться исправиться... У святых отцов говорится, что «краи бесовские суть», т.е. крайности происходят от подущения душевных врагов. Безрассудно быть пристрастну к деньгам и нерассудно пренебрегать ими. То и другое худо и ведет не только к смущению, но даже к вреду душевному чрез разные путаницы.

Деньги сами по себе или, вернее, по цели, назначенной от Бога, — вещь весьма полезная. Они заменяют недостаток простоты и любви между людьми. Без денег кто бы расчёл людей? Были бы вечные споры, ссоры и даже драки до убийства; а малыми монетами и даже ничтожными бумажками люди от всего этого избавляются, сами не понимая того. Вред не от денег, а от безрассудной жадности или от злоупотребления, — пожалуй, скажем, и от неправильного пренебрежения. Пользуйся употреблением денег правильно — и будешь покойна. Мир тебе и Божие благословение».

(«Собрание писем…», с.662-663)

ПОЧЕМУ ДОЛГИ ХУЖЕ ГРЕХОВ?
Ответ на этот вопрос также находим в поучениях прп. Амвросия Оптинского: «…в грехах покается человек, и Бог да простит. А за долги будут истязать не только в настоящей земной жизни, но и в будущей, от чего да избавит Господь». («Собрание писем…», с.238)

ПОЧЕМУ БОГ НАКАЗЫВАЕТ ДОБРЫХ?
В 20-30-е годы прошлого века, когда православная Россия корчилась в муках гонений за веру, ответ на этот вопрос дал священноисповедник Михаил Новицкий (1889-1935). Он служил в Петропавловском храме в местечке Узда Минского уезда. Прихожане любили доброго, ревностного пастыря и помогли его семье пережить страшный голод 1930-1931гг.

В те годы безбожники не раз предлагали ему отречься от сана протоиерея, сулили взамен выгодную работу, но он отверг их посулы. Его стали вызывать в отделение милиции, угрожать, унижать. В 1933г. они захватили храм и устроили в нем склад зерна, а священнику разрешили служить в церковной сторожке. От всего, что пришлось пережить в связи с разорением храма, отец Михаил тяжело заболел.

В 1935г. на Страстной неделе к нему пришел человек иудейской наружности, чтобы забрать церковные ценности. Он ничего не дал ему и сказал: «Уйди, мне надо готовиться к службе». Тогда пришедший набросился на него и жестоко избил. От перенесенных побоев священник скончался на третий день Пасхи…

Так вот в те годы перед верующими людьми со всей остротой вставал вопрос о причине столь тяжких бедствий, обрушившихся на них. В одной из своих проповедей отец Михаил сказал:

«Недоумевают многие от того, почему это иной человек ведет зазорную жизнь и притесняет других, и грабит, и похищает чужое — и не терпит никакого несчастья. А другой живет скромно, отличается милосердием, справедливостью — и терпит болезни, бедность. Но ведь и из тех, кто ведет греховную жизнь, многие терпят несчастья. И из добродетельных людей многие наслаждаются счастьем. Почему же из двух злых один наказывается, а другой умирает без наказания? Из двух добрых один излучает удачу, а другой всю жизнь бедствует?

В этом сказывается величайшее дело Промысла Божия. Если бы Бог здесь, на земле, наказывал всех злых, а всех добрых награждал, то излишним стал бы День Суда. Но если бы Бог ни одного злого не наказывал и никого из добрых не награждал, тогда порочные сделались бы еще развратнее и хуже, так как они гораздо более добрых склонны к безпечности. Не наказывает всех, чтобы уверить нас, что есть воскресение мертвых, когда будет всеобщий Суд. Наказывает некоторых, чтобы безпечных заставить задуматься о своем пути, возбуждая в них страх наказанием других.

С другой стороны, некоторых из добрых Бог награждает, чтобы этими наградами побудить их к ревности о добродетели. Но не награждает всех, чтобы знали, что есть другое время, в которое всем добрым даны будут награды. Если бы здесь все получали по заслугам, то не стали бы верить учению о воскресении. А если бы никто не получал по заслугам, то очень многих это сделало бы еще хуже. Есть и другая причина. Если бы Бог подвергал всех наказанию тотчас после преступления, то род человеческий давно бы уже истребился. В Евангелии говорится, что назвавший брата «уродом» повинен геенне огненной.

Но кто не повинен в этом?! Взирающий на женщину любострастными глазами есть настоящий прелюбодей... Наши явные грехи так велики и невыносимы, что каждый из них навлекает на нас неизбежное наказание. А когда подумаем еще и о тайных своих согрешениях, то особенно признаем мудрость Промысла Божия. Поэтому когда видишь, что иной и грабит, и ведет зазорную жизнь и за это не наказывается, — раскрой свою совесть, рассмотри свою жизнь, исследуй свои грехи. И узнаешь, что тебе первому невыгодно быть наказываему за каждый грех. И не нужно роптать на Бога, что Он посылает нам разные испытания. Нужно терпеливо переносить их.

Пример христианских мучеников пусть всегда будет у нас в памяти. Они презрели богатство и все жизненные блага. Их влекло только желание быть со Христом. И свою веру в Бога они запечатлели кровию. А было этих мучеников не два и не десять, а несколько миллионов мучеников насчитывает наша христианская Церковь. Не нужно смущаться и тем, что верующих считают людьми отсталыми, темными, малообразованными. Не теперь это началось.

Апостол Павел пишет коринфским христианам: Иудеи требуют чуда, эллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого и не смущаемся тем, что для иудеев это соблазн, для эллинов же безумие… Но, — продолжает он, — даже немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков (см. 1 Кор. 1, 22-23, 25).

Вот и мы будем хранить веру в Христа распятого, веру же не на словах только, но свидетельствуемую самой жизнью. Ибо нет в мире ничего сильнее веры. Вера помогает человеку переносить тяжелейшие скорби. Вера давала силы мученикам переносить их страдания. Вера и только вера дала то, что апостолы — простые, необразованные рыбаки — привели ко Христу народы и царства».

(«Жития новомучеников и исповедников российских»)




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |