на главную

Подвиг Николаевского десанта – уникальный случай в военной истории

В марте 1944 года небольшой десантный отряд получил приказ – оказать содействие войскам, освобождавшим г.Николаев. Вот как говорилось об этой операции в официальном донесении командованию: «Отряд ст. лейтенанта Ольшанского за двое суток отразил 18 атак противника, вывел из строя более 700 гитлеровцев, уничтожил несколько танков и пушек, посеял панику в тылу врага, помешал уничтожению порта и элеватора».

Каждый из 67 десантников, а также их проводник, были удостоены высшей государственной награды – Звезды Героя Советского Союза. Это уникальный случай в нашей военной истории! Командиром отряда десантников был назначен Константин Федорович Ольшанский. Он родился в 1915 г. в селе Приколотное Харьковской области. Окончив школу, работал автослесарем, в 1936-м был призван в армию. Служить попал на Черноморский флот, в школу учебного отряда. Завершив службу, остался на флоте преподавателем, в 1941-м окончил курсы младших лейтенантов.

Когда началась война, участвовал в героической обороне Севастополя, а в 1943-м получил новое назначение – командиром роты автоматчиков отдельного батальона морской пехоты. В составе этой части освобождал Таганрог и Мариуполь. За храбрость был награжден орденами Красной Звезды и Александра Невского.

…В марте 1944г. советские войска с боями подошли к берегам Южного Буга. Здесь фашисты создали «Бугский вал» – целую систему укрепрайонов и опорных пунктов. Этот рубеж должен был сковать как можно больше наших сил. «Крепостями» на Буге стали Николаев, Вознесенск, Первомайск. Немецкие гарнизоны должны были удерживать эти города даже в случае окружения. Потеря тех рубежей означала бы неизбежный разрыв с крымской группировкой немецких войск. Продвижение советских войск к Днестру ускоряло выход Румынии из войны и означало развал фашистского блока. 

Особое  место в оборонительной системе противника отводилось городу Николаеву – центру судостроения на юге СССР. По личному приказу Гитлера он был превращен в крепость. Его уникальное расположение, с трех сторон окруженного водой, а с востока имевшего сухопутную полосу около 3 км шириной, позволило превратить город в неприступный рубеж с глубоко эшелонированной обороной. Это было сплошное минное поле с мощными противотанковыми заграждениями и плотным артиллерийским заслоном.

На обеих сторонах реки находились огневые точки, вход со стороны лимана прикрывала артиллерийская батарея, водную поверхность контролировали патрульные катера. Сюда был стянут огромный контингент отборных немецких войск и батальоны власовцев. Советским командованием была разработана Одесская наступательная операция, и первым этапом ее было освобождение Николаева. Здесь, на судостроительных заводах, строили сухогрузы и танкеры, боевые корабли, подводные лодки и ледоколы. Здесь находился один из крупнейших портов на Черном море и один из трех крупнейших элеваторов в мире.

Кроме того, из разведданных было известно, что в городе формируются эшелоны для отправки в Германию 120 тыс. жителей. Было решено при помощи десантных групп захватить плацдармы, нанести удары по врагу с тыла, посеять панику, отвлечь на себя часть войск и содействовать наступлению Красной Армии. Но из пяти десантов удачным оказался только один – под началом ст. лейтенанта Ольшанского.

В его отряд были собраны 55 добровольцев, 2 связиста с рацией и 10 саперов. Самый молодой из местных рыбаков по фамилии Андреев вызвался быть лоцманом по Южному Бугу. Десантники были хорошо вооружены, у них имелись пулеметы и противотанковые ружья, автоматы, финские ножи, саперные лопаты. На каждого приходилось не менее 2000 патронов и 10 гранат. В ночь с 25 на 26 марта 1944 г. отряд на рыбачьих лодках совершил ночной бросок в порт Николаева.

Преодолевая волны и сильнейший встречный ветер, бойцы прошли 15-километровый участок реки за 5 часов, но эти сложные погодные условия позволили им высадиться незамеченными. Уничтожив охрану порта, отряд занял круговую оборону в элеваторе и близлежащих зданиях. Утром он был обнаружен противником. Полагая, что им противостоят партизаны, немцы пытались уничтожить десант небольшими силами, но, встретив неожиданно сильное сопротивление, отступили.

Вторая атака их тоже была отбита. Но наступавшие успели заметить, что имеют дело не с партизанами, а с моряками. И тогда на территории порта стали слышны испуганные крики: «Рус матрозен!» В городе началась паника. Не зная сил десанта и боясь его прорыва, вражеское командование вынуждено было снимать подразделения с передовой. Немцы были уверены, что ведут бой с крупными силами русских, и не понимали, как они проникли в порт.

А дальше все слилось в один непрекращающийся бой. Враг вводил свежие части, перебрасывал с передовой артиллерию, танки, 6-ствольные минометы, применял огнеметы, дымовые шашки и отравляющие вещества. Десантники несли тяжелые потери, но яростно отбивали каждую новую атаку врага. К концу первого дня все оставшиеся в живых были ранены. И тогда Ольшанский отправил в штаб радиограмму: «Противник атакует. Положение тяжелое. Прошу дать огонь на меня. Дайте быстро».

Враги тоже понимали безысходность десанта, но они хорошо знали и о том, что моряки никогда не сдаются в плен, но оставляют по одной гранате для последнего прыжка в гущу противника. В штаб батальона ушла последняя, до гибели радистов, радиограмма: «Мы, бойцы и офицеры, моряки отряда товарища Ольшанского, клянемся перед Родиной, что задачу, стоящую перед нами, будем выполнять до последней капли крови, не жалея жизни».

И они выполняли... Матрос Ходырев, которому осколком снаряда оторвало руку, ценой жизни уничтожил подошедший к зданию вражеский танк двумя связками гранат, тем самым сорвав атаку…

19-летний снайпер Дермановский, занявший оборону в каменном сарае, собрав последние силы, бросился на немецкого офицера и зубами вцепился ему в горло. Немцы навалились на него, но оттащить от офицера не смогли.

Мамедов в горящей одежде «факелом» бросился в толпу врагов, подняв над головой связку гранат...

Лисицын был отправлен с донесением к комбату, но подорвался на мине. Будучи тяжело ранен, без ноги, он прополз и проплыл несколько километров, но донесение доставил!

Утром 28 марта оставшиеся в живых пехотинцы при поддержке наших штурмовиков отразили последнюю 18-ю атаку врага. А в ночь в Николаев с трех сторон вошли наши части. Разведчикам, ворвавшимся в порт, предстала ужасная картина боя: сотни трупов противника, руины зданий, в полуподвале здания сожженные десантники, обнявшиеся по двое...

К тому моменту в живых осталось 11, все были тяжело ранены и обожжены. Из госпиталя вышли только шестеро. …Герои были похоронены в сквере, который был назван в честь 68 десантников. В Николаеве им воздвигнут величественный памятник, их именами названы улицы и боевые корабли.

24 июня 1945г. во время Парада Победы по Красной площади прошел сводный батальон моряков-черноморцев. В составе его был один из участников легендарного десанта, Герой Советского Союза, краснофлотец Николай Щербаков.

По статье А.Максимова «Мир новостей» от 7.5.2013 г.




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |