на главную

Память смертная. «Когда последует последний призыв»

— Маша, приезжай… Я погибаю! Голос пожилой тетушки в телефонной трубке звучал так глухо и отрешенно, что у Марии Николаевны захолонуло сердце. Значит, случилось что-то особое, запредельное, если ее любимая тетя, одиноко проживавшая в другом городе и никогда не требовавшая к себе внимания, вдруг срочно зовет приехать. Наскоро собравшись, она уже на другой день стояла возле ее постели.

— Маша, милая… Успела! Слава Богу, — прошептала больная и улыбнулась гостье одними глазами. На большее, видно, не было сил. — Я должна тебе рассказать… Я видела смерть! У меня была жуткая ночь. Я упала на пол и не могла подняться. Знаешь, как нас, стариков, одолевает немочь? Ноги не слушаются, сил нет, а боль адская! Первый этаж, пол ледяной, отопление тогда еще не дали. Лежу на боку и замерзаю. Повернуться не могу, встать не могу, ничего не могу. Только кричу, плачу, а никто не слышит. Соседи спят.

И тогда пришла она… Смерть… Страшная! Скелет из костей, черный капюшон, коса в руках…Так ее рисуют на картинках. Маша, знай, такая она и есть. Но я не хотела умирать, нет! Молила Бога, чтобы сохранил жизнь. Это такая драгоценность. Каждое мгновенье…А люди не ценят. Не понимают… Смерть стояла надо мной всю ночь. С косой за плечом… Она хотела меня взять, приступала близко… Не знаю, как я пережила этот ужас… А потом потеряла сознание.

Очнулась на рассвете. Из последних сил снова стала стонать, звать на помощь. Сосед услышал, выставил окно и залез с улицы. Я вся окоченела, но еще дышала. Сбежались соседи, уложили меня на кровать, согрели чай, вызвали «скорую», сделали укол. Бог услышал мои молитвы — дал еще сроку на земле. Вот и позвала тебя… Попрощаться… Ты бросила дела. Приехала. Успела. Хорошая моя, благодарю…

Мария Николаевна сидела на скамеечке у изголовья, то пожимая, то поглаживая сухую старческую ладонь. Слезы капали на колени. Чем тут помочь? Как утешить? Она молча слушала прерывистую речь и думала о том, насколько жертвенно это поколение уходящих фронтовиков. Всей своей долгой жизнью любимая тетушка показала пример, как уважительно надо относиться к людям, как выручать из беды и делить малую кроху. И вот теперь дала последний, может быть, самый главный урок — как надо ценить жизнь, как бороться за нее до последнего дыхания, а если грянет смертный час, — то с достоинством умирать.
Через месяц ее не стало. А урок Маша запомнила навсегда…
+++
В былые времена у одра умирающего отца собирался весь род. Он лежал под образами, над ним читали молитвы, просили прощения, отдавали долги, слушали наказы: «жить в мире», «матери и друг дружке помогать», «совесть чистой хранить». Прощальное слово отца было не пустым звуком. Сказанное со властью, оно и после его кончины оставалось жить на земле — в детях и внуках, в их мыслях и делах. Смерть была такой, как говорится в церковных молитвах, — «мирной и непостыдной». Конечно, плакали, горевали, но уход человека воспринимали со смирением как естественную неизбежность и непостижимое таинство.

Отношение к смерти у современных людей стало в корне иным. Сегодня человек возгордился настолько, что совсем потерял и страх Божий, и память смертную. Он копит сокровища, захватывает лучшие куски, идет к цели по головам и — ничего не боится. Ни кары небесной, ни земных преград. Набирать кредиты на 15-20 лет вперед стало обычным делом. Люди наивно полагают, что жить будут вечно. На вопрос, «неужели ты не боишься брать в банке миллион, вдруг завтра умрешь или станешь калекой?», знакомая поспешно ответила: «Даже не говори мне о смерти! Слышать о ней не хочу. Я справлюсь. Сейчас все в долг живут».
+++
Преподобный Амвросий Оптинский говорил, что «Господь тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление». Однажды его спросили: "Такая-то долго не умирает, ей все представляются кошки и прочее. Почему так?”
Ответ: "Всякий, хоть и маленький грешок надо записывать, как вспомнишь, а после каяться. Оттого некоторые долго не умирают, что задерживает какой-нибудь нераскаянный грех, а как покаются, так облегчаются... Непременно нужно грехи записывать, как вспомнишь, а то мы откладываем: то грех мал, то стыдно сказать или после скажу, а придем каяться и нечего сказать”.
+++
Протоиерей Олег Стеняев пишет: «Сегодня в церкви и в учебных заведениях открыто проповедуется учение о всеобщем спасении, и многие представляют Бога как некоего доброго Деда Мороза, который всем все прощает и дарит подарки. Люди совершенно потеряли страх Божий, в восприятии Бога нет благоговения, и поэтому важно именно сейчас вернуться к истокам классического православного вероучения о тайне жизни и смерти, тайне всеобщего воскресения.

Мы должны говорить об исключительной важности земной жизни. ЗДЕСЬ РЕШАЕТСЯ ВСЁ! Обычно христиане сориентированы на жизнь будущую, но это ложное убеждение. Важность этой жизни подтверждается Словом Божиим и высказываниями Святых Отцов.

В Книге Иисуса сына Сирахова гл.16 сказано: Легко для Господа в день смерти воздать человеку по делам его. Минутное страдание производит забвение утех. И при кончине человека открываются дела его. В гл. 18 сказано испытывай себя прежде суда и во время посещения найдешь милость. Не откладывай оправдания до смерти.

В этом ошибка многих людей. Если человек опоздает на встречу с другим человеком, он может извиниться, объяснить причину. Если опоздает на работу, может написать объяснительную. Но опоздать примириться с Богом, не использовать земную жизнь – это величайшая трагедия.

Святитель Климент Римский пишет: «Итак, покаемся, пока живем на земле, ибо мы глина в руке художника». Меня как священника спрашивают, до какого порога человек может покаяться. Этот порог – физическая смерть. Пока человек жив, у него есть надежда на покаяние. Время спасения — не завтра и не послезавтра, а сегодня и сейчас.
+++
Когда церковь говорит о мытарствах души в загробном мире, многие современные профессора и проповедники насмехаются: какое наказание? Бог есть только любовь! Он всех простит и помилует.

Но о мытарствах свидетельствует Священное Писание. Например, в псалме 39 ст. 13 сказано: «Ибо окружили меня беды неисчислимые, постигли беззакония мои, так что видеть не могу. Их более, чем волос на голове моей. Сердце мое оставило меня».
Когда Божия Матерь готовилась к отшествию из этой жизни, Она молила Сына, чтобы Ей не увидеть злых демонов. И Господь Сам сошел с небес, чтобы взять Ее душу. Это была не смерть, а тихое, радостное успение.
+++
Когда блаженная Феодора проходила мытарства, то в описании князей этих мытарств показывался образ греха. Небо — Господу, а землю Он дал людям, сынам человеческим (Пс. 113, 24), а в воздухе властвуют духи злобы поднебесные. Святые Отцы обращали внимание на то, что Христос умирает, не касаясь земли, между небом и землею, т.е. Он поражает господина прямо во дворце его.
+++
Существует много свидетельств Святых Отцов о мытарствах. Святитель Иоанн Златоуст писал: тогда в момент смерти «нужны нам и многие молитвы, и многие помощники, и многие добрые дела, и великое заступление от ангелов. Если путешествуя в чужую страну, мы нуждаемся в путеводителе, то сколько более нужны нам помощники в шествии мимо гонителей и мытарей!»
+++
Святитель Григорий Двоеслов пишет: «Надобно основательно размышлять о том, сколько страшен будет для нас час смертный, какой тогда будет ужас души и какое воспоминание всех зол, какой страх. Тогда злые духи отыскивают дела восходящей души и представляют грехи ее так, чтобы увлечь свою сообщницу на мучения. Только один Человек на земле не был подвластен духам злобы. Господь Иисус Христос говорил: уже идет князь мира сего, но во Мне не имеет ничего.
+++
Святитель Игнатий Брянчанинов насчитал много высказываний Святых Отцов разных времен о том, что после смерти человека ожидают мытарства. +++ Современные модернисты смеются над свидетельством блаженной Феодоры о мытарствах в загробном мире, говорят, что это сказка, выдумка, небылица.
+++
Митрополит Макарий Московский в «Православном богословии» т.2 пишет, что это не сказка, а повествование, основанное на предании апостольском.
+++
Описание момента смерти в мытарствах Феодоры заставляет задуматься многих людей: «И вот пришла смерть, рыкая как лев. Вид ее был очень страшен. Она имела некоторое подобие человека, но тела совсем не имела. И была составлена из одних только обнаженных костей человеческих. С собою она несла различные орудия мучений: мечи, стрелы, копья, косы, серпы, пилы, секиры.

Увидев все это, смиренная душа моя затрепетала от страха. Святые же Ангелы сказали смерти: «Что медлишь? Разреши душу сию от уз плотских. Скоро и тихо разреши, ибо она не имеет много греховных тяжестей».

Смерть люта в любом случае, но есть евангельская притча о неразумном богаче, который собрал в амбарах своих все богатства, что накопил, и сказал душе своей: ешь, пей, веселись! На многие годы у тебя припасено всякого добра. И тут услышал голос: в эту же ночь душу твою заберу (более точный перевод — выну из тебя, истяжу). Тотчас смерть приступила ко мне, взяв секиру, отсекла сперва ноги мои, потом руки, затем при посредстве другого орудия все остальные части моего тела разрушила, от составов отделила и не имела я ни рук, ни ног и все тело мое омертвело. Смерть же отсекла голову мою, так что я не могла повернуть головою, и она была мне чужой.

После всего смерть сделала раствор в чаше и, преподнеся его к моим устам, напояла меня. И столь горек был раствор тот, что душа моя, не имея сил стерпеть горечь, содрогнулась и вышла из тела, как бы насильно оторванная от него. Святые ангелы тотчас приняли ее на руки. Взглянув назад, я увидела тело мое лежащее бездушным и недвижимым. Совлекши его, совлекают одежду, я смотрела на него с безмерным удивлением. В это время бесы, явившиеся в образе эфиопов, обступили ангелов, державших меня, и начали вопить, показывая написание грехов моих: «Множество грехов имеет душа эта, потому пусть даст она ответ перед нами…»
+++
Когда этот фрагмент дали прочитать врачу-реаниматологу, он сказал, что это точное медицинское описание смерти. Сначала начинают холодеть ноги, потом руки, потом голова, и в последнюю очередь угасает сознание человека.
+++
В заключение приведем цитату из дневниковых записей Великого князя Константина Романова: «Я глубоко верю, что и волос с головы нашей не спадет без Его воли и, следовательно, верю, что эта всеблагая воля вовремя отрывает нас от здешних наших дел. Поэтому ходячее выражение безвременная кончина для меня звук пустой. Эта всеблагая воля лучше нас знает, когда должен последовать последний призыв...»

Елена Строгова




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |