на главную

«Не ищи искушений, но неси безропотно труды»

4 апреля Православная Церковь совершает память священномученика Василия Анкирского. Он был пресвитером в Анкире Галатийской. Во время широкого распространения арианской ереси он призывал свою паству твердо держаться Православия, за что был лишен священнического сана местным арианским собором. Однако последующий Палестинский Собор 230 епископов восстановил его в сане, и он снова открыто продолжал свою проповедь, обличая ариан.

За это его подвергли истязаниям как человека, опасного для государства. Чтобы отвратить его от Православия, к нему приставили двух отступников – Елпидия и Пегасия. Однако святой остался непоколебим и за это снова подвергся мучениям. Когда в Анкиру прибыл император Юлиан Отступник (361–363), святой Василий на суде перед ним мужественно исповедал Христа, а самого императора обличил за отступничество. Разъяренный правитель приказал вырезать ремни из кожи со спины святого, но св. Василий безтрепетно перенес эту страшную муку.

Когда его стали жечь и колоть раскаленными прутьями в плечи и живот, он в мучениях упал на землю и громко молился: «Свет мой, Христе! Надежда моя, Иисусе! Пристань тихая для гонимых волнами! Благодарю Тебя, Господи Боже отцов моих, за то, что Ты вырвал душу мою из ада преисподнего и сохранил во мне Имя Свое незапятнанным! Пусть победителем окончу я свою жизнь и унаследую вечный покой по обещанию, данному отцам моим от Тебя, Архиерея Великого, Иисуса Христа, Господа нашего! Теперь же приими с миром душу мою, пребывающую неизменно в этом исповедании! Ты милосерд и велико Твое милосердие, Живущий и Пребывающий во веки веков, аминь».

Совершив такую молитву, весь исколотый раскаленными прутьями, святой словно уснул сладким сном, предав душу свою в руки Божии. Священномученик Василий скончался 29 июня 362 года. Ради праздника св. апостолов Петра и Павла память его была перенесена на 22 марта.

«Так верен был до смерти Христу Богу св. священномученик Василий, - читаем в проповеди прот. Григория Дьяченко на 22 марта (см. т.1 «Кратких поучений…» с. 523-526). - Великую награду он получил от Бога, при одном представлении о которой нужно радоваться и веселиться, ибо мзда их многа на небесех.

Ныне нет гонителей за веру, нет и мучений за нее. Как же можно нам исполнить сию заповедь? Ужели должно идти в те страны, где мы можем найти себе смерть за Христа? Просил некогда один инок преподобного Пахомия Великого, чтобы он помолился о нем, дабы сподобил его Господь быть мучеником за веру, и вот что отвечал ему преподобный: «Ты поддаешься тщеславному помыслу, ищешь искушения, когда Господь повелел нам молиться, да не будем введены во искушение. Но терпи лучше всякий подвиг, избранный тобою добровольно, неси безропотно труды, возложенные на тебя, старайся угодить Богу непорочным житием, и удостоишься чести вместе с мучениками на небесах».

Итак, можно достигнуть высокой степени блаженства и без мученичества за веру, а ревностным исполнением своих христианских обязанностей и упражнением себя в высоких подвигах евангельских добродетелей, при постоянной борьбе с миром, плотию и диаволом, которые заменят для нас древних мучителей. Всматриваясь в свою жизнь, много ли мы видим в себе и других расположения к борьбе с миром и его соблазнами? Есть ли у нас стремление к добровольному отречению от благ мира? Терпеливы ли бываем к лишениям и невзгодам? Безропотно ли переносим недостатки, нужды, скорби, озлобления?

Посмотрите, какая почти всеми овладела страсть к богатству, с какою жадностью рвем мы их друг у друга, как надмеваемся, богатея, как отчаиваемся, беднея? Что все это показывает, как не наше маловерие? Оно показывает, что в своей жизни мы полагаемся не на Бога – нашего питателя, а на свои богатства. При таком маловерии можем ли мы быть исповедниками своей веры?

Ведь подвиг этот требует самопожертвования и терпения, а без веры не может быть этого терпения. Посмотрите затем, много ли мы расположены к борьбе с плотию так, чтобы распинать ее со страстями и похотями? Много ли между нами живущих и трудящихся не для плоти, а ради Царствия Небеснаго? Много ли таких, которые отказались от каких-нибудь удобств этой временной жизни, чтобы заслужить жизнь лучшую на небе вместе с Богом? Нет, всю жизнь мы трудимся только в свою плоть, только и печемся о том, чтобы упитывать свое тело. Оттого-то мы и не способны ни на какие высокие добродетельные подвиги, даже как бы не верим в эти подвиги, потому что сами предпочитаем земное небесному.

Протоиерей Григорий Дьяченко. Полный годичный круг кратких поучений.




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |