на главную

Царская власть в России: «Дерево срублено, но корень цел»

В начале второго года Первой мировой войны военное положение России стало почти катастрофическим. За 1914-1915 год русская армия потеряла почти 4 млн. убитыми и ранеными, более 1,5 млн. — пленными. Все более обострялось и положение в тылу. Вмешательство Верховного Главнокомандующего Великого князя Николая Николаевича в дела гражданских ведомств вызывало постоянные недоразумения и создавало неразбериху во многих областях управления.


И в таких обстоятельствах Государь Николай II принял на себя верховное командование — вопреки многочисленным попыткам отвратить его от этого шага. «Если бы вы знали, как мне тяжело не принимать деятельного участия в помощи моей любимой армии, — говорил он близким. — Когда на фронте почти катастрофа, священная обязанность Русского Царя — быть среди войска и с ним либо победить, либо погибнуть».

Среди министров и думских депутатов его решение вызвало бурю возмущения. Министр иностранных дел Сазонов назвал это «делом опасным и пагубным». Правительство направило Государю коллективное письмо, которое заканчивалось словами: «Находясь в таких условиях, мы теряем возможность служить Вам и Родине».

Председатель Госдумы Родзянко испросил срочную аудиенцию, дабы убедить Царя отказаться возглавить армию. С небывалой дерзостью обрушилась на Императора подкупленная пресса. Даже у Императрицы-Матери он не нашел сочувствия. По его признанию, разговор с нею был еще тяжелее, чем с министрами, и они расстались, не поняв друг друга.

Однако, несмотря на всё сопротивление, Государь в своем решении был тверд. Высочайший приказ от 23 августа 1915г. гласил: «Сего числа я принял на себя предводительство всеми сухопутными и морскими силами, находящимися на театре военных действий. С твердой верой в помощь Божию и непоколебимой уверенностью в победе будем исполнять наш святой долг защиты Родины до конца и не посрамим Земли Русской».

Все, что писалось в печати, выставляло Великого Князя Николая Николаевича патриотом, а Государя — орудием германского влияния. Но как только Помазанник Божий встал во главе своей армии, счастье вернулось русскому оружию, и отступление прекратилось.

Царь Николай II, получивший всестороннее военное образование и прошедший строевую службу во всех родах войск, ежегодно участвовавший в военных маневрах, прекрасно знавший личный состав армии благодаря частым посещениям всех частей огромной страны, не имел лишь боевого опыта, никогда не командовал большими воинскими соединениями. Этот пробел восполнял его начальник штаба — генерал Алексеев.

Государь обладал также необыкновенным самообладанием и способностью быстро и трезво оценивать обстановку. Один из чинов Ставки вспоминает, что много раз видел генерала Алексеева в оперативной комнате чрезвычайно растерянным и панически настроенным под влиянием тревожных вестей, полученных с фронта. Но после доклада Его Величеству и обмену мнениями генерал совершенно преображался и быстро принимал необходимые меры.

Планомерное осуществление начальником штаба предначертаний Верховного Главнокомандующего быстро привело к ощутимым результатам. Уже через три недели германо-австрийский натиск был остановлен и русские войска короткими ударами на отдельных участках фронта перешли в наступление. Примечательно: после революции ген. Алексеев был назначен Временным Правительством на пост Верховного Главнокомандующего, но оказался совершенно непригодным и был сменен через два месяца».

Один из величайших актов Государя во время германской войны — это запрещение продажи вин по всей России. Он говорил: «Ужасно, если правительство будет извлекать доход из народного пьянства. Может, хоть этим вспомнят меня добром».

+++

«И внешние, и внутренние враги России хорошо понимали, что победа русских войск под личным предводительством их Державного Вождя неизмеримо укрепит царский престиж и монархический образ правления, а потому им необходимо было скорейшее свержение существующего государственного строя. Творцы революции прекрасно сознавали, что с помощью этически дозволенных методов критики царского правительства им не удастся создать в народе необходимое мятежное настроение, и они предприняли против Царской Фамилии грязный клеветнический поход.

В прессе и на общественных собраниях можно было встретить такие резкие выпады против военного и государственного курса, за которые в других воюющих странах, например, во Франции и Германии, могли приговорить к расстрелу.

Государь был слишком поглощен войной, чтобы уделять внимание грязным сплетням и тратить силы на борьбу с клеветой против своей семьи. О скандальных нападках он говорил: «Ни один порядочный человек не может верить всему этому. Злословие такого рода может обернуться только против тех, кто его начал». Однако массовая лживая пропаганда все же делала свое дело — подрывала авторитет власти, расшатывала трон, разделяла Царя и его подданных.

Из проповеди св. прав. Иоанна Кронштадтского:
«А посмотрите на нашу университетскую молодежь! Она почти наголо неверующая. Пока молодежь такова, не может быть полного благоденствия в России. Может ли она быть верна Царю? Нет! Неверующий в Бога не может быть верен Царю и Отечеству. Россия прочна только верой в Бога, без веры ей не устоять».
(Слово св. прав. Иоанна Кронштадтского 15 мая 1908г.).

Несомненно, Государь сознавал существование революционной опасности и не пренебрегал ею, но он не мог и подозревать, сколь широк был фронт внутренних врагов и заграничных соучастников. В эту войну подрывная работа активно поддерживалась не только Германией, но и нейтральными странами (США, Швейцария и др.), правящие круги которых были враждебны Русскому Царству. Для мировых закулисных сил крушение Православного Российского государства было существенно важнее окончания страшной мировой войны».
(Из воспоминаний генерала Н.А.Лохвицкого).


+++
«Летом 1917 года в Петрограде и Москве ходили по рукам копии письма П.Милюкова. В этом письме он откровенно признавался, что принял участие, как почти все члены Государственной Думы, в февральском перевороте, несмотря на то, что сознавал опасность «эксперимента». «Мы знали, — писал он, — что весной предстояли победы русской армии. В таком случае престиж и обаяние Царя сделались бы настолько крепкими и живучими, что все наши усилия расшатать и свалить престол Самодержца были бы тщетны. Вот почему и пришлось прибегнуть к скорейшему революционному взрыву». (Из книги Федора Винберга «Крестный путь»)

Встреча с ранеными
В 1915 году был такой эпизод. Вечером автомобиль Государя, шедший, как всегда, очень быстрым ходом, в тумане отделился от нашего маршрута, и эта ошибка имела необыкновенные последствия. Разобравшись на карте, мы попали на узловую станцию, где к этому времени вся зала была полна ранеными, вывезенными для эвакуации. Они лежали на полу.

Неожиданное появление Государя произвело потрясающее впечатление на сестер милосердия и раненых. Никто не ожидал его тут увидеть. Он обошел всех раненых, милостиво разговаривая, и приблизился к одному умирающему офицеру, который тоже лежал на полу. Государь опустился возле него на колени и подложил руку ему под голову:
— Благодарю вас за службу. У вас есть семья?
— Жена и двое детей, — ответил офицер тихим голосом, узнав Государя.
— Будьте спокойны, я их не оставлю.
Офицер перекрестился:
— Благодарю, Ваше Вели…
И не договорив, скончался».
(Из воспоминаний графа Д.С.Шереметева «Государь на фронте»)
+++
Телеграммой от 19 марта 1917 года глава банкирского дома Яков Шифф поздравил вождя кадетской партии Павла Милюкова с победой: «Позвольте мне в качестве непримиримого врага тиранической автократии, которая безжалостно преследовала наших единоверцев, поздравить через ваше посредство русский народ с деянием, только что им блестяще совершенным, и пожелать вам полного успеха в великом деле, которое вы начали с таким патриотизмом».
(Газета «Нью-Йорк Таймс» 10 апреля 1917г.)

Разговор на вокзале
«На одной станции уже к вечеру наш свитский поезд остановился. В самом вокзале, совершенно пустом, ко мне подошел какой-то человек, лет за сорок, по виду и разговору торговый человек или состоятельный крестьянин. Он поклонился, затем очень тихо спросил: «Простите, позвольте узнать, неужели это Государя провезли?» — «Да». — «Да ведь у нас здесь читали, что его отрешила Дума и теперь сама хочет управлять». Я дал ему разъяснение, но он остался неудовлетворенным и с грустью сказал: «Как же это так? Не спросясь народа, сразу Царя Русского, Помазанника Божия, и отменить, и заменить новым?!»

И человек отошел от меня. Я задумался над этими простыми, ясными словами. Будто нарочно этот русский случайный человек передал мне в первый же день, когда у нас не было Государя, голос того русского народа, который сотни лет так свято чтил имя православного Царя».
(Д.Н.Дубенский. «Как произошел переворот в России»)


«Государь один сознает, чем является для России Царская власть" 
Недаром, неся это бремя, он с 1905 года никому не отдает ее сущности. Он знает, что завтра без него начнется что-то невыносимо страшное. Он сохраняет Царскую власть, носимую его предками, всецело нетронутой и неизменной. Он так и не уступил народного Самодержавия. Он завещал, что другой власти для России быть не должно, что она ей родная, коренная — по духу, по судьбе, по ее разуму, потому что эту власть веками соборно держал сам державный великий народ. 

Государь сберег ее — ему. Сберег от грязных рук и умаления ее пределов, от урезаний и форм зависимости. Пусть будут республики, конституции и новые пробы. Пусть дерево срублено, но корень цел. Природа свое возьмет. Корни тысячелетней власти хранятся в земле живые! Царская Россия навсегда останется памятником мощи своего прошлого. От памяти — не уйдешь. Из памяти былого не выкинешь.

Родина будет терзаема, доколе народы ее не вспомнят свою прежнюю страну — могучую и сияющую… Европеизация, конституции, социализм научат народ, пробудят сознание. Народ — не истукан. К оплеванному и разоренному Отечеству проснется любовь. Надоедят хозяева без счета и без края — вместо одного хозяина-Царя; и потянет на покой, пробудится честность. И народная мысль — хочет, не хочет, а будет рыться и дороется до корня Царского.

Все вспомнят и того, кто жизнь положил за тот творческий корень. С Государем вместе пала и страна, но не умерла, и встанет еще единой, какой была, — иначе не будет именоваться Россией. Из тьмы падения общества его образ будет все более возвышаться и просветляться, становясь примером чести, воли, труда и тихой благости. И ему последуют все, кто наконец решится победить чудовищное воцарившееся зло.

Мы умрем, вырастут новые русские. Дрогнет когда-нибудь сердце народов России — и опомнясь, всенародным порывом благодарности, жалости и раскаяния — народ пожелает приобщить имя Государя к лику святых. Всё подлежит суду и возмездию Божию. Зло подняло меч, но и на него поднимется меч. История Государя учит нас уповать на молитву и объединяться в раскаяньи для действия, памятуя, что призвание России — быть неразделимо единой».

(Н.А.Павлов, член Государственного совета, один из разработчиков Столыпинской реформы. «Его Величество Государь Николай II». Висбаден, 1924г.)

Слово святителя Феофана Затворника

Царская власть, имея в руках способы удерживать народные движения и держась сама христианских начал, не попустит народу уклониться от них, будет его сдерживать. Как антихрист главным делом своим будет иметь отвлечь всех от Христа, то и не явится, пока в силе будет царская власть. Она не даст ему развернуться, будет мешать действовать в своем духе. Вот это и есть удерживающее.

Когда же царская власть падет, и народы всюду заведут самоуправство (республики, демократии), тогда антихристу действовать будет просторно. Сатане нетрудно будет подготовить голоса в пользу отречения от Христа, как это показал опыт Французской революции. Некому будет сказать властное «вето». Смиренное же заявление веры и слушать не станут. Итак, когда заведутся всюду такие порядки, благоприятные антихристу, тогда он и явится. До того же времени подождет, удержится».
(Святитель Феофан Затворник)

С обзором - Елена Строгова




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |