на главную

Ратный путь России. Взгляд генерал-лейтенанта Л.П.Решетникова

Предлагаем читателям интервью с бывшим директором Российского института стратегических исследований, генерал-лейтенантом Службы внешней разведки в отставке, кандидатом исторических наук Леонидом Петровичем Решетниковым. В эти победные майские дни он размышляет о важнейших духовных аспектах военной истории и ратного пути России.

– Леонид Петрович, первый вопрос — о войнах вообще. Что это такое? Почему они происходят? И есть ли какие-то особенности у русских войн?


– Для сознания обычного человека война — это прежде всего, страх, горе, беда, зло. Такое отношение понятно, но этими трагичными реалиями война не исчерпывается. Война – это одно из проявлений духовной жизни человека, общества, народа. Ее могут спровоцировать как глубокое духовное падение, так и высокий духовный подъем. И это хорошо видно как раз на примере нашей истории.

Если заглянуть в глубины истории, то можно увидеть, что все войны с участием России имели духовную основу. Даже Первая мировая, которую в годы советской власти называли «империалистической», до 1917 года характеризовалась сильнейшим патриотическим подъемом. Все понимали, что мы, став жертвой агрессора, в то же время вступились за маленький героический братский православный народ – сербов. И своим подвигом мы, по сути, спасли его от уничтожения.

В еще большей степени духовным воодушевлением сопровождалась Отечественная война 1812 года. Наш народ воспринимал ее как дело освобождения не только себя, но и других народов от гнета диктатора. В данном случае речь тоже идет о религиозном конфликте. Показательно, например, что вход русских войск в Париж не сопровождался грабежами и мародерством: наши солдаты понимали, что выполняют высокую духовную миссию.

Между тем, война может быть и следствием духовного падения народа, возмездием за человеческие грехи. Война 1812 г. стала наказанием за то, что интеллигенция забыла об интересах Отечества и народа, об истинах веры. Высшие слои массово увлеклись масонством, оккультизмом, спиритизмом, небывалое развитие в обществе получили деструктивные процессы. Однако за падением последовал подъем – как раз потому, что после войны произошло духовное переосмысление, и в итоге был сделан правильный выбор.

– Скажите, а как сработал этот механизм в годы Великой Отечественной войны, когда с врагом боролась Россия коммунистическая, идеология которой была противна православной вере?

– Великая Отечественная война – это настолько сложное событие в нашей истории, что до сих пор с ним не могут разобраться ни историки, ни философы, ни политики. Продолжаются споры и разногласия, искажения исторической правды, попытки внедрения ложных представлений в сознание масс... Однако эта война очевидно соответствует нашей формуле, хотя и имеет свои уникальные особенности.

Несколько лет назад Патриарх Кирилл заявил, что Великую Отечественную войну нужно рассматривать с двух точек зрения: как духовный подвиг народа и как возмездие за все то, что мы сотворили прежде. За революцию, за расправу над Государем, за уничтожение русского крестьянства, казачества, духовенства и других сословий. Ибо что в первую очередь отмечают историки? Что никогда ранее у России не было столь чудовищной и разрушительной войны, с таким огромным количеством жертв, причем среди мирного населения. Можно представить ту духовную пропасть, ту глубину падения народа, которой соответствовали столь масштабные потери! Так низко мы еще никогда не опускались и, соответственно, так трагично за это еще никогда не расплачивались.

В годы Первой мировой войны общие потери составляли около 1,3 млн. человек, а потери среди мирного населения не превышали 2-3% от этого числа. Значит, та война гражданское население почти не затронула. Были жертвы во фронтовой полосе, но не было оккупации. Враг не занял территорию России, если не считать Царства Польского. Более того, наши войска стояли в Галиции, в Турции и т. д. Не было таких страшных явлений, как блокада Ленинграда...

А в период Великой Отечественной будто страшная коса прошла над всем народом! Можно провести такую параллель. В феврале 1917г. граждане Петрограда три дня не могли потерпеть отсутствие ржаного хлеба в магазинах и подняли восстание, и спустя четверть века получили три голодных блокадных года!

Само начало войны наводит на мысль о каре: оно было не просто внезапное, а катастрофическое, с огромными людскими и территориальными потерями. Этот процесс накрыл Россию лавиной, прошел катком. Создавалось впечатление, что это конец, потому что все рушилось на глазах…

– Почему же так получилось? Почему потребовались такие страшные жертвы?

– Здесь нужно сказать о противоречиях, существовавших в тот момент внутри России, в ее армии и народе. Есть замечательная книга А.А.МУЗАФАРОВА и П.В.МУЛЬТАТУЛИ «Великая Отечественная война. Победа духа и традиции», где как раз рассматривается вопрос, почему эта война так трагично началась и так победоносно закончилась. Дело в том, что война стала священной потому, что в ходе ее воскресла та священная идея, которой Россия жила веками. Но чтобы это произошло, нужно было преодолеть долгий путь.

Что представляла собой Красная Армия в начале войны? Это были молодые люди от 19 до 21 года, призванные на трехлетнюю службу. Условно их можно разделить на три категории. Первая – это солдаты, которые шли воевать осознанно, из патриотических побуждений. Они сражались героически и сыграли главную роль в Бресте, под Смоленском, под Москвой.

Но была и другая часть людей, которые не принимали безбожную советскую власть и относились к ней враждебно. Они попали в армию по призыву, но в семье у них кого-то уже репрессировали: дедушку, папу, маму, брата. Репрессии проводились разного рода: не только расстрелы, но и отправки в лагеря на огромные сроки, выселение, лишение избирательных прав, возможности поступить в вуз…

Степень и широта гонений просто поражают! И конечно, такие ребята не желали защищать советский режим. Это сейчас мы точно знаем, что являет собой фашистская идеология, а тогда эти молодые люди часто думали, что «немец идет свергать красную власть». Была и самая большая — третья — категория, хорошо известная во все времена: это люди, не имеющие своих убеждений, идущие за тем, кто поведет, некое «болото».

И вот, когда началась война, все эти противоречия сыграли роковую для Красной армии роль. Группы идейно убежденных бойцов воевали самоотверженно. Если рядом с ними оказывались представители «болота», то присоединялись к лидерам, кричавшим «За Родину!», «За Сталина!», и гибли вместе с ними. В других случаях верх брали люди из категории пострадавших от режима, не желавшие биться за него, и тогда «болото» шло за ними.

В силу таких разногласий внутри самого народа, не говоря уж о политике вождей, Красная Армия была уничтожена фактически за полгода. Герои-патриоты пошли первыми, стояли до конца и погибли. Честь им и хвала! Какой бы ложной ни была идея коммунизма, они все равно защищали Родину. Многие из второй категории оказались в плену – иногда по собственной, а чаще по чужой воле.

И, казалось бы, с чего тут начаться духовному возрождению? Всё, конец! Но в эту пору в бой пошли другие поколения, пошел другой призыв, в котором были люди вплоть до 1896-97 годов рождения. Они выросли в других семьях, получили другое воспитание. Помните, что показала перепись населения СССР в 1936г.? Несмотря на страх и репрессии, более половины граждан отметили, что они православные. И вот теперь в бой устремились эти люди постарше — с нательными крестиками...

Ребята-поисковики рассказывают мне, что до сих пор буквально вёдрами собирают кресты на полях сражений. Это были воины из Сибири, с Алтая, из русского Казахстана, где репрессии не имели такого размаха, как в основной части России. И это они уже решали исход главных битв, за ними тянулась молодежь. Шли даже участники Первой мировой войны, иные имели Георгиевские кресты и другие царские награды. И вот это поколение изменило духовный настрой России! Всё чаще воины стали говорить, что сражаются за Родину, за Русь, за русский народ.

Это не мои личные фантазии. Я передаю то, что слышал от отца. Он вступил в бой 2 июля 1941г. и воевал до 9 мая 1945г. По его воспоминаниям, к концу 1942г. политработники уже не играли прежней активной роли, они говорили с бойцами уже по-другому, помягче. И человека, перекрестившегося перед атакой, не вызывали на допрос, не распекали: мол, что ты делаешь? Атмосфера в войсках стала меняться.

Это почувствовал и СТАЛИН. Он уже и перед войной понимал необходимость перемен, когда распорядился создавать патриотические фильмы по русской истории. Политика это была или борьба за выживание – неважно, но он оказался вынужден считаться с новыми реалиями. В 1943-м он вернул погоны, за которые большевики раньше просто убивали. Были возвращены прежние воинские звания, вызывавшие до этого дикую ярость, – генералы, полковники; появилась дореволюционная форма. Стали открываться запрещенные прежде храмы…

Этот перелом в сознании произошел, наверно, после победы под Москвой, в течение 1942 года, когда люди вдруг начинали понимать, что они бьются не за режим, а за свой народ, за Россию.

– А что Вы можете сказать о внешнеполитической ситуации перед войной? Ведь были разговоры о мире с Германией, вплоть до подписания документов. Почему же произошел такой поворот событий? Какие силы на самом деле за этим стояли?

– Многое свидетельствует о том, что с начала 20-х годов заинтересованные силы Запада стали готовить Россию к войне с Германией. С чего вдруг западные страны так быстро признали советскую власть, фактически отказавшись от борьбы с ней? Почему США начали вкладывать огромные средства и помогать нам? Без них мы бы не провели ни индустриализацию, ни перевооружение армии. Но подобным образом они помогали и Германии. Зачем? Ответ один: они готовили нас к новой войне!

Первая мировая война решила их первоочередную задачу – уничтожение Российской Империи как православной цивилизации и подрыв силы Германии. А для достижения основной цели США и закулисных сил — господства над миром — потребовалась Вторая мировая. План состоял в том, чтобы столкнуть и ослабить две сильнейшие державы. Вот зачем в 30-е годы они так помогали нам крепить обороноспособность, а во время войны поддерживали поставками авиации, грузовых машин, средств связи.

И сегодня мы уже можем видеть результаты их работы: Германия до сих пор полностью зависит от США, Англия потеряла лидирующую роль, которую имела в прошлом, Франции как независимого государства просто не стало, а Советский Союз – победитель войны! – в политическом и экономическом плане отброшен на вторые позиции. Кто оказался хозяином мира? США. Как говорил мне один знаменитый американский политолог: «Мы выполняем нашу миссию. У нас есть божественная миссия – руководить миром».

Вот так после 1917г. мы попали в систему координат мировой закулисы. Да, мы победили, но – положив 27 млн. человек, а не 300 тыс. солдат, как американцы. Фактически они нашими руками добились мирового господства. К сожалению, и по сей день эта расстановка сил в общем неизменна.

Конечно, в свое время советское руководство пыталось сопротивляться, создавало коммунистическую альтернативу: социалистическую Восточную Европу, Анголу, Эфиопию, но основанная на коммунистической идеологии, эта альтернатива оказалась нежизнеспособной и не могла противостоять лукавым антихристианским силам.

– А какие изменения происходят в современном мире?

– Как я вижу, с 2007г. мы опять встали Америке поперек дороги. Посмотрите, какова их тактика в последнее 10-летие – это создание хаоса. Им выгодна нестабильность в Ираке, Афганистане, Ливии, Египте, в европейских странах, где наблюдается хаотичное брожение народов. США не озабочены никаким порядком. Они вдалеке от всех, на огромном острове, и им выгодно существование подобных проблемных очагов. Они хотели бы видеть в таком положении и Россию, но сегодня мы уже противостоим им по многим позициям.

Если США прекратят свою агрессивную политику, они действительно могут распасться. Лидерство Америки заключено в их национальной идее: «Америка правит миром», «Америка превыше всего», «У нас миссия», «Мы отвечаем за все народы мира». Как только они оставят свою идею, они обречены. Поэтому угроза новой мировой войны сейчас выше, чем раньше. Острее их ощущение, что если они не начнут кусать и рвать, то просто погибнут. Если говорить грубо, им нужна кровь, и это становится реалией современного мира.

Но именно поэтому нам нельзя повторять ошибок прошлого. Нужно помнить, что любое противостояние России происходит не столько в политической и материальной плоскости, сколько в духовной. И чтобы победить, нам надо четко знать, с кем и ради чего мы вступаем в бой.

– Как же это осуществить, если завтра война?

– Нестабильный период 90-х годов кончился, но Россия десятилетиями прозябает в каком-то подвешенном состоянии. Все наши проблемы – в тех самых сохранившихся противоречиях. Мы пытаемся объединить ценности антинародного, антирусского режима с ценностями духовными, совершенно противоположными, с которыми этот режим воевал на уничтожение. Отсюда и все перекосы нашего времени: растет количество людей, создающих ту категорию «болота», равнодушных к судьбе России.

Поэтому необходимо поставить во главу угла нашу русскую православную идею: духовное первично, материальное вторично. Нам не нужно сочинять ничего нового, это та же самая наша национальная идея, которая всегда нас сопровождала. «Православие, самодержавие, народность» – другого пути нет! Тысячу лет мы так развивались. Враги прервали это развитие на целый век, но надо возвращаться! Потихоньку! Сначала Православие, потом народность, а потом, если заслужим, то и самодержавие. Но начинать нужно с веры.

Источник: Информационный вестник «Русь-фронт»




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |