на главную

Уроки прославления святых

Слово въ день прославленія преподобнаго отца нашего Серафима, Саровскаго чудотворца

 

Отрадно намъ исповѣдывать эту истину въ день прославленія праведнаго. Кроткій и смиренный, называвшій себя при жизни не иначе, какъ «убогій», благоговѣйный старецъ Серафимъ, 70 лѣтъ тому назадъ на крыльяхъ молитвы отъ земли переселившійся къ небу и вѣчности, нынѣ всенародно признается и прославляется въ ликѣ святыхъ, нареченный уже давно угодникомъ Божіимъ общимъ гласомъ вѣрующаго народа, засвидѣтельствованный чудесами и знаменіями.

Въ день, когда гласъ народа нынѣ запечатлѣнъ рѣшеніемъ высшаго церковнаго священноначалія и радостно-умиленнымъ словомъ возлюбленнаго нашего Монарха, въ благочестивомъ усердіи соорудившаго многоцѣнную раку для святыхъ мощей преподобнаго, — въ день, когда сыны Церкви объединены въ признаніи святости угодника Божія и въ общей, впервые торжественно и всенародно возносимой во храмахъ молитвы къ нему, постараемся поставить предъ собою и крѣпко напечатлѣть въ сердцахъ уроки нынѣшняго радостнаго церковнаго торжества.

Праведность возвышаетъ народъ, а беззаконіе — безчестіе народовъ, — такъ говоритъ слово Божіе. Много мы знаемъ и видимъ доказательствъ этой истины въ священныхъ событіяхъ исторіи Ветхаго и Новаго Завѣта.

Вотъ къ Лавану приходитъ гонимый и преслѣдуемый роднымъ братомъ праведный Іаковъ, и здѣсь находитъ себѣ гостепріимный кровъ. Не укрылось отъ Лавана, что съ пришествіемъ праведника видимо благословеніе Божіе почило надъ всѣмъ домомъ его — въ достаткѣ, въ благополучіи и счастіи, и онъ прямо заявляетъ Іакову: усмотрѣхъ, яко благослови мя Богъ пришествіемъ твоимъ (Быт. 30, 27 и д.).

Вотъ кроткій и вѣрующій Іосифъ, безжалостно проданный братьями, попадаетъ въ Египтѣ рабомъ въ домъ вельможи; самъ господинъ его, невѣрующій язычникъ, видитъ и убѣждается, яко Господь Богъ съ Іосифомъ, и елика творитъ, Господь благоустрояетъ въ руку его; и бысть благословеніе Господне Іосифа ради на всѣмъ имѣніи его, въ дому его, въ селѣхъ его (Быт. 39, 3. 5). Возьмемъ еще примѣръ.

Долго Господь хранилъ избранный народъ Свой, долго призывалъ его къ покаянію величайшими чудесами милости, голосомъ пророковъ и проповѣдниковъ, долго и много разъ грозилъ народу Своимъ гнѣвомъ, обѣщая разрушить Іерусалимъ, отнять царство, лишить родины, наказать плѣномъ. Упорнымъ и нераскаяннымъ оставался Израиль, какъ бы смѣялся онъ надъ долготерпѣніемъ Господа, и имя святое Его отдавалъ на позоръ язычникамъ. И приблизились дни гнѣва Божія, приспѣлъ часъ паденія святого города. Но и тогда мы слышимъ великое слово Господне о праведникахъ: обыдите, и воззрите, и познайте и поищите на улицахъ Іерусалима; и если найдете мужа творящаго судъ и ищущаго вѣры, Я милосердъ буду къ Іерусалиму! (Іер. 5, 1-2; ср. гл. 7).

Такъ велико въ очахъ Божіихъ значеніе одного праведника для цѣлаго народа.

И въ исторіи Новаго Завѣта мы видимъ, какъ ради одного праведника, св. апостола Павла, во время морского путешествія его на кораблѣ, спасены были отъ неминуемой гибели всѣ плывшіе съ нимъ спутники; ангелъ при этомъ сказалъ апостолу: Богъ даровалъ тебѣ всѣхъ плывущихъ съ тобою (Дѣян. 27, 24).

Почему же такъ важно пребываніе праведныхъ среди народа? Прежде всего потому, что они являются показателями и свидѣтелями духовной жизни и духовнаго роста народа; они своимъ существованіемъ показываютъ, что народъ не умеръ для Бога, для святости и для духовной жизни; что среди него есть люди, достойные благоволенія Господа, — и что такихъ людей не мало. Прославленные праведники, угодники, чудотворцы, — это какъ бы высочайшія горныя вершины. Здѣсь, въ области духовно-благодатной, наблюдается то же, что и въ области видимой природы на землѣ. Горныя высочайшія вершины никогда не стоятъ совершенно одиноко и особнякомъ на равнинѣ; около нихъ всегда поднимаются меньшія, но все же возвышенныя горы, цѣлыя цѣпи горъ, цѣлыя горныя пространства.

Въ области духовно-благодатной видимъ то же: около великихъ святыхъ есть меньшія, но добрыя и высокія души: ихъ почитатели, ученики, подражатели, люди, напоенные единымъ съ ними духомъ, единою вѣрою, единымъ благочестіемъ. Праведники не бываютъ совершенно одиноки; вотъ почему прославленіе праведнаго есть признакъ, что въ обществѣ, гдѣ онъ жилъ, воцарилось не одно зло, что, напротивъ, въ обществѣ этомъ есть живыя духовныя силы; вотъ почему, далѣе, прославленіе праведнаго есть радость Церкви, которая видитъ, что она не безплодно молилась о сынахъ своихъ, не безплодно учила ихъ вѣрѣ и благочестію и, дѣйствительно, ведетъ ихъ къ небу и блаженной вѣчности. Такъ, у св. Серафима была высокаго благочестія мать, щедродательный братъ, были же добрые люди, отъ которыхъ въ дѣтствѣ и отрочествѣ онъ получилъ расположеніе къ вѣрѣ и благочестію и святымъ подвигамъ; были и въ обители Саровской не одинъ, а много-много такихъ людей, которые сочувствовали св. Серафиму: многіе изъ иноковъ обители, и въ ихъ числѣ ея начальники, имена которыхъ сохранились въ житіи св. старца, многіе послушники, монахини сосѣдняго женскаго монастыря, посѣтители и почитатели старца, которыхъ также было великое множество. И то обстоятельство, что память святого старца не умерла въ народѣ, и свято хранилась, что не заросла дорога къ его могилѣ, что имя его изъ скромной обители, изъ лѣсной глуши пронеслось и призывается съ вѣрою на протяженіи всего великаго царства русскаго, — это все приноситъ сердцу отрадную увѣренность,что родная Церковь наша, Церковь русская православная, спасаетъ своихъ чадъ, что не оскудѣла она духомъ и святынею, что не мертва она, а жива и дѣйственна, и что уходящіе отъ нея уходятъ отъ источника жизни и спасенія. Пусть подумаютъ объ этомъ наши несчастные заблуждающіеся братья, сектанты и отступники, которыхъ, къ прискорбію, такъ много въ нашемъ краѣ и въ нашемъ городѣ, и которые такъ упорно закрываютъ очи и не хотятъ видѣть истины православія нашей святой Церкви.

Почему еще такъ важно пребываніе праведныхъ среди народа?

Потому, что мы въ нихъ имѣемъ предстателей и ходатаевъ предъ Богомъ. Св. апостолъ Павелъ, постигшій глубины таинъ Божіихъ и таинъ духовной жизни человѣка, говоритъ намъ, что изъ всѣхъ духовныхъ дарованій вѣковѣчное и не умирающее есть любовь: Любовь, — говоритъ онъ, — никогда не перестаетъ, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнутъ, и знаніе упразднится (1 Кор. 13, 8).

Но святые Божіи въ земной своей жизни и водились и жили именно любовью къ Богу и ближнимъ. До какой высоты самоотреченія доходила ихъ любовь къ людямъ, видно изъ молитвы Моисея о согрѣшившемъ родномъ народѣ: О, Господи, народъ сей сдѣлалъ великій грѣхъ, сдѣлалъ себѣ золотого бога; прости имъ грѣхъ ихъ, а если нѣтъ, то изгладь и меня изъ книги Твоей, въ которую Ты вписалъ (Исх. 32, 31-32).

Такова же была и молитва апостола Павла о своихъ соплеменникахъ, которые убили Христа и ничего не дали самому апостолу, кромѣ клеветы, преслѣдованій и кровавыхъ гоненій: истину говорю во Христѣ, не лгу, что великая для меня печаль и непрестанное мученіе сердцу моему; я желалъ бы самъ быть отлученнымъ отъ Христа за братьевъ моихъ, родныхъ мнѣ по плоти, т.-е. израильтянъ (Рим. 9, 3).

Вся жизнь св. Серафима также была исполнена дѣятельной самоотверженной любви къ людямъ; она свѣтилась въ его взорѣ; она изливалась въ словахъ его привѣта ко всѣмъ посѣтителямъ: «радость моя»; она проявлялась въ его частыхъ поклонахъ до земли своимъ ближнимъ и лобзаніяхъ; она давала ему изумительное терпѣніе при бесѣдахъ съ тысячами посѣтителей, выслушивать ихъ печали, сомнѣнія, исповѣдь грѣховъ, ободрять словомъ утѣшенія, вразумленія и прощенія грѣховъ; она одушевляла святою мудростью его наставленія тѣмъ простымъ и вѣрующимъ душамъ, что тысячами ежедневно приходили ко св. старцу; она пламенѣла въ его молитвахъ за людей, она, наконецъ, мощно и благодатно дѣйствовала въ томъ дивномъ дарѣ чудесныхъ исцѣленій больныхъ, который ниспослалъ ему Господь въ концѣ жизни.

Неужели эта любовь должна прекратиться послѣ смерти старца? Неужели святые, сильные въ молитвѣ о ближнихъ при жизни, и нѣмы и глухи по смерти? Неужели душа ихъ послѣ смерти тѣла уже не объята любовью, и къ скорбямъ земныхъ братій они вдругъ станутъ равнодушны, они, которые, живя на землѣ, готовы были все свое и себя самихъ принести въ жертву ради блага ближнихъ? Такъ именно разсуждаютъ и наши сектанты, удаляющіе себя отъ почитанія святыхъ и отъ молитвъ къ нимъ.

Но вѣдь противъ этого вопіетъ и разумъ и сердце, противъ этого говоритъ и слово Божіе, увѣряющее насъ, что любовь никогда не перестаетъ. Вотъ почему апостолъ Петръ обѣщалъ христіанамъ заботиться о нихъ и послѣ смерти (2 Петр. 1, 14-15); вотъ почему это же обѣщали всѣ святые, обѣщалъ и нынѣ прославляемый преподобный отецъ нашъ Серафимъ Саровскій: «Когда меня не станетъ», говорилъ преподобный, «ходите ко мнѣ на гробикъ, ходите, какъ вамъ время есть, и чѣмъ чаще, тѣмъ лучше. Все что ни есть у васъ на душѣ, все, о чемъ ни скорбите, что ни случилось бы съ вами, все, придите, да мнѣ на гробикъ, припавъ къ землѣ, какъ живому, и разскажите. И услышу васъ, и скорбь ваша пройдетъ. Какъ съ живымъ, со мною говорите, и всегда я для васъ живъ буду».

Да, живъ ты у Бога, святой, любвеобильный и благоговѣйный старецъ, живъ ты въ Церкви Божіей, живъ и славенъ, какъ праведникъ, въ родномъ тебѣ многоплеменномъ православномъ русскомъ царствѣ!

Хотите ли, братіе, пріобщиться къ этой его жизни? хотите ли быть сродными его духу, его вѣрѣ, его любви и благочестію?

Хотите ли явить доказательство, что и вы духовно слились съ тою Церковью, въ которой обрѣлъ спасеніе и святость новоявленный угодникъ Божій?

Тогда войдемъ нынѣ всѣ въ радость и молитвы св. Церкви, приблизимся духомъ къ святому Серафиму, перенесемся мыслью и воображеніемъ къ тѣмъ десяткамъ тысячъ богомольцевъ, которые сегодня въ отдаленномъ Саровѣ стоятъ вокругъ мощей преподобнаго, горятъ къ нему любовью, прославляютъ его, и съ ними, и съ Церковью Божіею воскликнемъ отъ всей души: Преподобне отче Серафиме, моли Бога о насъ!

Но будемъ помнить, братіе, что бываетъ страшное душевное состояніе и отдѣльныхъ лицъ и цѣлыхъ народовъ, такое состояніе грѣха и нераскаянности, что отвращаетъ совершенно отъ людей лице Господа, и дѣлаетъ бездѣйственными о нихъ даже молитвы святыхъ: тогда молитва ихъ, по слову пророка, въ нѣдра ихъ возвращается (Псал. 34, 13). Такъ было съ нераскаянными іудеями, о которыхъ молилъ пророкъ Іеремія; и сказалъ ему Господь: Не молися ко Мнѣ о людехъ сихъ во благо. Хотя бы предстали предъ лице Мое Моисей и Самуилъ, душа Моя не преклонится къ народу сему; отгони ихъ отъ лица Моего, пусть они отойдутъ (Іер. 15, 1). Такъ случилось, наконецъ, и съ Іерусалимомъ: самъ Господь плакалъ о немъ и жалѣлъ его, но все же осудилъ его за конечное ожесточеніе и упорство его сыновъ.

Это для насъ — устрашающіе образы и примѣры. Будемъ не устами только почитать святого угодника Божія Серафима, но и дѣломъ и всею жизнью являть съ нимъ духовное единеніе: будемъ имѣть его святую вѣру; будемъ всею душой преданы святой Церкви, къ которой онъ принадлежалъ; освящаться ея таинствами, которыми онъ освящался; исполнять въ точности и съ любовью всѣ ея уставы; будемъ искренно почитать его совершенства и добродѣтели и отображать ихъ въ своей жизни, отдавъ ее труду и молитвѣ, по мудрому и мѣткому наставленію старца; «дѣло въ рукахъ, а молитва на устахъ»; будемъ служить, чѣмъ можемъ, съ любовью нашимъ ближнимъ, — однимъ словомъ, будемъ подражать житію угодника Божія, чтобы явиться братьями его не только по плоти, но и по духу! Ибо и апостолъ, заповѣдывая почитать праведныхъ, поучаетъ насъ: ихъ же взирающе на скончаніе жительства, подражайте вѣрѣ ихъ (Евр. 13, 7). Иначе и почитаніе ихъ будетъ безполезно и лицемѣрно. Въ день прославленія праведнаго запомнимъ крѣпко и поставимъ у сознанія и сердца слово Божіе: праведность возвышаетъ народъ, а беззаконіе — безчестіе народовъ. Аминь.

 

Священномученик Иоанн Восторгов




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |