на главную

О почитании Святых Царственных Мучеников в XX веке

Великий духовный подвиг Государя Императора Николая Александровича и его августейшей семьи, возсиявший ярким светом после Их мученической кончины, был осознан русскими людьми в разных странах, но вопрос об их канонизации впервые был поднят в Югославии. Еще в 1925 году в сербской печати появилось описание чудесного явления во сне Царя-Мученика одной пожилой женщине-сербке, и с того времени в Сербский Синод стали поступать свидетельства о том, что сербский народ не только глубоко чтит память убиенного русского Императора Николая II, но почитает его как святого.

Приблизительно к тому же времени относятся и первые известные нам иконописные изображения Святых Царственных Мучеников. Вот какая интересная статья появилась в августе 1927 года в газетах Белграда. Называлась она – «Лик Императора Николая II в Сербском монастыре св. Наума, что на Охридском озере».

В ней рассказывалось о первом таком изображении на стене храма. Русский художник С.Ф.Колесников был приглашен для росписи храма в этом монастыре. Исполняя порученную ему работу, он задумал написать лики 15 святых, размещенные в 15 овалах. Четырнадцать ликов им были написаны сразу же, а место для пятнадцатого долго оставалось пустым. Необъяснимое чувство мешало ему закончить эту роспись.

Однажды в сумерки он вошел в храм. Внизу было темно, и только купол прорезали лучи заходящего солнца. На стенах была дивная игра света и теней. Все казалось неземным и необыкновенным. В этот момент иконописец увидел, что оставленный им чистый овал ожил, и из него глядел скорбный лик Императора Николая II. Пораженный этим чудесным видением, художник некоторое время стоял в оцепенении. Затем, охваченный молитвенным порывом, он начал, не нанося углем контуры чудного лика, быстро работать кистью.

Спать он не мог всю ночь, и едва забрезжил свет, снова принялся за работу и быстро ее закончил. Этот портрет-икону он снабдил надписью: «Всероссийский Император Николай II, принявший мученический венец за благоденствие и счастье славянства».

В марте 1930 года в сербских газетах было опубликовано сообщение о том, что жители г. Лесковац обратились к Синоду Сербской Православной Церкви с прошением о причислении к лику святых Русского Императора Николая II, которого они почитают наравне с сербскими народными святыми: Саввой, Лазарем, Стефаном и др.

В 1936 году, при закладке храма-памятника Царской семье, сербский митрополит Досифей, выступая от имени Святейшего Патриарха Варнавы, сказал: «Сербия чтит Государя Императора Николая II, как святого, а на Соборе Сербских Архиереев недавно был поднят вопрос о причислении Царя-Мученика Николая II к лику святых Сербской Церкви. В двух новопостроенных в Сербии храмах Царь-Мученик Николай Александрович изображен на иконе как святой».

Bcкоре вспыхнула Вторая мировая война, в результате которой Югославия была захвачена коммунистами, и Сербская Православная Церковь сама оказалась порабощенной безбожной властью.

Канонизация не совершается росчерком пера. Она венчает собой длительный процесс кристаллизации молитвенного порыва и проявления воли верующих людей, составляющих церковный народ. Это духовное настpoениe находит выражение в трех направлениях: в повсеместном ежегодном совершении панихид по Царской семье в день её злодейского убиения, в сооружении храмов и памятников в честь Царя-Мученика и его семьи; в распространении их иконописных изображений.

Источник: Православный апологет




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |