на главную

«Мы возобновили государство, пришла пора возобновить и Церковь», - заявил президент Черногории Джуканович

Это заявление было сделано 18 мая 2020 года во время пресс-конференции, приуроченной ко второй годовщине его избрания на должность. Он убежден, что против формирования автокефальной черногорской церкви выступают те, кто выступает против независимого и суверенного черногорского государства. По его словам, принятый правительством Закон о свободе вероисповедания вскрыл ряд очень важных вопросов, в том числе вопрос о выживании Республики Черногория.

«Сербская Православная Церковь не имеет права присваивать чужое имущество, уклоняться от финансовых расследований, не платить налоги и спокойно вводить в Черногорию сотни своих священников. Ее иерархи не имеют права, как они говорят, возглавлять взбунтовавшийся народ. Хватит этого цирка! Они должны стать теми, кем и должны быть: религиозным сообществом, которое будет частью общества, и не более того», – заявил Джуканович.

Он подчеркнул, что Сербской Православной Церкви придется «вернуть то, что было изъято и украдено у Черногории». «Мы возобновили государство. Пришла пора возобновить и Церковь. Мы предложили решение, чтобы была Православная Церковь, которая объединила бы всех православных верующих. Если Сербская Православная Церковь отказывается, то она будет Церковью этнических сербов в Черногории. Но тогда мы точно создадим церковь этнических черногорцев. Мы сделаем все возможное, чтобы эта церковь получила автокефалию и признание», – заявил Джуканович.

Тем не менее, добавил он, предложение о переговорах с Сербской Православной Церковью относительно Закона о свободе вероисповедания остается в силе, но «трудно вести диалог в предложенной атмосфере шантажа и оскорблений». Напомним, ранее президент Черногории заявил, что для преодоления сложившегося в черногорском обществе раскола необходимо создать единую Церковь для всех православных верующих страны: «Мы не намерены создавать нашу собственную Церковь, из которой черногорцы теперь будут изгонять сербов, <...>, но мы хотим создать Церковь, в которой будут все православные верующие Черногории».

+++

В интервью с сербским историком литературы, профессором филологического факультета Университета в Белграде Мило Ломпаром говорится об этой проблеме с иной точки зрения:

- На ваш взгляд, новый закон о свободе вероисповедания был задуман в первую очередь для расправы над Сербской Православной Церковью в Черногории?

- Главный смысл этого закона в том, чтобы с его помощью утвердить черногорскую церковь и закончить процесс «общественного инжиниринга». С другой стороны, эта церковь должна вытеснить православие с восточного берега Адриатического моря и освободить путь для своеобразной мутации в направлении униатства. С чем-то подобным российская общественность уже столкнулась на Украине.

- Считаете ли вы, что текущие обстоятельства выгодны черногорскому режиму и что во время эпидемии протестный потенциал утихнет?

- Не обязательно. Черногорский режим переживает страшный упадок, там один человек ужасно долго находится у власти. При этом криминальная основа этого режима не секрет даже для западного общественного мнения. На самом деле Джукановича больше всего поддерживают США, в то время как Германия не полностью на его стороне. К тому же, мне кажется, что митрополия Черногорско-Приморской СПЦ и ее священники на этот раз были очень хорошо организованы. Первый раз на практике было применено то, что называется «пассивное сопротивление». Ненасильственные протесты смогли мобилизовать большую часть населения, потому что люди согласны участвовать в шествиях, которые имеют цивилизованное лицо.

- Поможет ли Сербской Православной Церкви в борьбе за ее интересы в Черногории руководство Сербии?

- Надо сказать, что режим в Белграде поначалу был полностью солидарен с намерениями Джукановича. Президент Сербии Александр Вучич встретился с президентом Черногории за два дня до начала массовых протестов. Он был на стороне Джукановича, что неудивительно, так как между двумя режимами существуют крепкие связи. Но потом Белград увидел, с какими столкнется последствиями, если не будет считаться с сербским общественным мнением, которое весьма отрицательно отреагировало на то, что Подгорица пытается сделать с Сербской Церковью.

Мне кажется, президент Черногории сегодня — самая нелюбимая политическая фигура. Так что сербское руководство осталось в стороне, но не надо забывать, что, вопреки имиджу одиозного политика, Джуканович имеет большое влияние на сербские СМИ и на определенные группы интеллектуалов. Это, конечно, позор.

- Можно ли сказать, что СПЦ удастся отстоять свои интересы в Черногории?

- Отклик мировой общественности на протесты определит характер будущих событий. Если бы, например, российские СМИ и сербская дипломатия проявили добрую волю и попытались повлиять на общественное мнение своих стран, а сербская дипломатия к тому же попыталась заполучить симпатии западного общественного мнения, на мой взгляд, Сербская православная церковь сохранила бы все права в Черногории. Это и есть цель.

Если права митрополии Черногорско-Приморской будут гарантированы законом, это одновременно станет и победой демократии, и победой канонических принципов Православной Церкви. Не стоит забывать, что даже Вселенский патриарх Варфоломей, а его вряд ли можно считать тем, кто сильно противится американскому влиянию, вынужден был заявить, что черногорская митрополия никогда в прошлом не была автокефальной, и нет условий, чтобы она теперь стала таковой. Это говорит лишь о том, до какой степени ненормальна ситуация в этой балканской стране. Папа Римский Франциск тоже критиковал режим в Подгорице за его действия по отношению к СПЦ. Конечно, Московская Патриархия поддержала митрополию Черногорско-Приморскую, и лично меня это очень радует.

Источник: ИА REGNUM




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |