на главную

Апостол Иуда Иаковлев – один из двенадцати, избранных Господом

13 июля Православная Церковь вспоминает великие труды святых славных и всехвальных двенадцати апостолов Господних, семидесяти меньших апостолов и прочих равноапостольных благовестников Христовых. Расскажем об одном из них, имя которому - Иуда Иаковлев. Происходил он из Галилеи, из небольшого городка Назарета. Отец его был праведный Иосиф, с которым была потом обручена Пресвятая Дева Мария.

До обручения Иосиф был женат на Саломии и имел от нее четырех сыновей и несколько дочерей. Один из сыновей его был Иуда, впоследствии ученик Христов. Сыновья Иосифа были как бы сводными братьями Христа, близкими родственниками Господа. (Мф.13:55; ср. Ин.2:12,?7:3,?5,?10; Мк.3:31–32; Лк.8:19–20).

Сначала Иуда не веровал в Господа (Ин.7:5), но потом уверовал в Него и стал учеником Его. При избрании двенадцати апостолов он был тоже причтен к лику избранных учеников Христовых (Лк.6:16; Мк.3:18). Апостол Иуда имел несколько именований. Называли его Иуда Иаковлев (Лк.6:16; Деян.1:13), Леввей (Мф.10:3), Фаддей (Мк.3:18; Мф.10:3). В чем же смысл этих имен?

В своем послании (Иуд.1:1) сам он называет себя Иуда Иаковлев, то есть брат Иакова. Он считал себя недостойным именоваться братом Господним, как именовался старший брат его Иаков (Гал.1:19). Это сознание своего недостоинства происходило в Иуде оттого, что сначала он согрешил пред Христом своим неверием и небратолюбием.

Неизвестно, по какой причине; быть может, по зависти, которая так обыкновенна между близкими, Иуда вместе с братьями не веровал во Христа (Ин.7:5). К этому греху, во всяком случае – греху неведения, присоединился потом более тяжкий грех. Иосиф по возвращении из Египта, куда он удалялся с Пресвятой Девой Марией и новорожденным Иисусом от ярости Ирода (Мф.2:13, 14), стал делить землю свою детям от первого брака. Пожелал он уделить часть и Господу Иисусу Христу.

Три сына Иосифа, и между ними особенно Иуда, не хотели принять Христа к себе в часть, как рожденного от другой Матери. Только старший сын Иаков не разделял взглядов братьев и принял Христа в свою часть земли. Потому он и назван был братом Господним. Позднее Иуда осознал свои грехи против Христа и уже не осмеливался называться «братом Господним», а именовался только «братом Иакова».

Прозвание Леввей, данное апостолу Иуде, имеет три значения: «совокуплен», «сердечен», «львиный». Прилагая к Иуде эти слова, можно объяснить их так. Сознав прегрешения свои против Христа и познав, что Христос – истинный Мессия, Сын Божий, Иуда духом соединился с Ним и с львиным мужеством подвизался за Христа.

Другое имя, данное ап. Иуде, - Фаддей - означает «хвалящий», «исповедующий», «молочные сосцы». Его назвали так потому, что, хваля и исповедуя Христа, Сына Божия, он, подобно женщине, питающей младенца грудным молоком, питал апостольским учением младенцев по вере – христиан первоначальной Церкви.

Можно думать, что об апостоле Иуде упоминается в книге Деяний, когда повествуется, что апостолы и пресвитеры со всею Церковию избрали из среды своей двух мужей – Иуду, называемого Варсавою, и Силу, и послали их на дело проповеди в Антиохию с Павлом и Варнавой (Деян.15:22). Если этот Иуда есть апостол Иуда из двенадцати, то он, значит, имел еще название Варсавы. Это значит «сын обращения», потому что раскаялся в своих прегрешениях пред Господом и обратился к Нему с полной верой и любовью.

Грех прежнего неверия он загладил ревностью в вере. Ему горько было, что при жизни Христа было так мало верующих в Него, и пламенно желал, чтобы весь мир уверовал во Христа. Во время прощальной беседы Господа с учениками, когда Он говорил, что не оставит их сиротами, придет к ним, что мир скоро не будет Его видеть, а они будут Его видеть, потому что они соблюдают заповеди Его и любят Его, апостол Иуда не выдержал и прервал речь Господа. Ему показалось, что Христос в этих словах высказывает, что Ему перед одними только учениками надлежит явиться, как Мессии, что он не желает перед всеми явить Себя Мессией.

«Господи, – горячо воскликнул Иуда, – что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?» В этих словах, правда, ясно видно, что Иуда не мог еще вполне отрешиться от ложного иудейского взгляда на Мессию как на земного Царя и Спасителя, но также ясно видна в них и его горячая ревность в вере (Ин.14:18–22). Эта ревность особенно выразилась в его апостольских трудах после вознесения Господа на небо.

Он проповедовал Евангелие сначала в пределах Палестины: в Иудее, Галилее и Самарии. Потом побывал с проповедью Слова Божия во многих городах Аравии, Сирии и Месопотамии. Потом пришел он в Эдессу. Здесь раньше его был св. апостол Фаддей, из 70 меньших апостолов, который принес письмо Христа и Его Нерукотворенный образ властителю эдесскому Авгарю и просветил город светом Евангелия. Апостол Иуда, придя в Эдессу, сделал здесь то, что не успел докончить св. Фаддей.

Затем Иуда был с проповедью в Персии, откуда и написал на греческом языке свое «Соборное послание» ко всем верующим. При всей краткости своей, это послание исполнено назидательного учения и сильных мыслей. Главным побуждением к написанию послания было распространение между верующими нечестивых правил лжеучителей, явившихся в то время. Описывая свойства этих лжеучителей и изображая ожидающий их Суд Божий, апостол предостерегает христиан, чтобы они не увлекались их лестью и не уклонялись от чистоты веры Христовой.

Со святым негодованием восстает Иуда и против всякого порока, а с другой стороны с сердечной заботливостию увещевает верующих сохранять себя в любви Божией, ожидая милости от Господа Иисуса Христа, для вечной жизни (Иуд.1:21)». Проходя разные страны, терпеливо перенося везде труды и болезни, апостол Иуда пришел, наконец, в Армению и множество язычников привел ко Христу.

Деятельность его здесь была особенно успешна, и потому армяне до сих пор особо чтут его и называют своим апостолом. В Армении апостол Иуда запечатлел свое служение мученической смертью. Идолослужители разгневались на него за то, что своей проповедью он отвращает всех от идолопоклонства, и бросили его в темницу. Долго терзали его всякими муками, он мужественно их переносил. Наконец, возвели его на гору Арарат, распяли на кресте и пронзили стрелами. Это было около 80 г. по Р.Х., 19 июня. В этот день Церковь совершает празднество в честь св. апостола Иуды.

Источник: Азбука.ру




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |