на главную

Доктор филологических наук Татьяна Миронова: «Язык хранит каноны добра»

Сегодня острую боль вызывает то, что русский человек находится в подавленном, духовно обреченном состоянии. Он растерян. Унижен. Он обнищал. Но это духовное падение вызывает и ответный отпор, хотя чаще люди, увы, сдаются. Машут рукой на себя, на свою семью и на всю нацию: «Ну что же нам теперь делать?!». Это страшный признак деградации. Татьяна Леонидовна Миронова, известный лингвист, филолог, историк русского языка, постигает древние языковые механизмы и на основании этих исследований делает интересные выводы.

…Нужно понимать, что сегодняшний эпизод нашей исторической жизни — это только эпизод, не имеющий пока исторического финала. Мы не представляем, чем завершится эта трагедия. Но история показывает, что подобные катаклизмы в русском государстве заканчивались русскими победами. Я хочу в языковых истоках показать, что победы неизбежны.

Добро и зло – это два словесных полюса, и к ним тяготеет масса слов. В русском национальном самосознании эти слова распределяются как в системе координат: в точке добра и в точке зла. Сейчас мы живем, погруженные в пучину зла, и осознаем, что вокруг нас — зло. А почему? Потому что каждый человек живет в категориях добра и зла. Ему от рождения свойственно различать добро и зло. Это чутье во многом дано русским языком и называется совестью.

Правый и левый
Возьмем, например, слова «правый» и «левый». Они нужны не только для пространственной ориентации человека в мире. Помимо этого, понятие «правый» стойко тяготеет к понятию добра, а «левый» – к понятию зла. В русском языке есть слово «правда», которое означает безусловное добро. Жить по правде — значит, жить по совести, делать добрые дела. Глагол «править», «управлять» тоже происходит от прилагательного «правый»: значит, те, кто правит, должны вести народ к добру. И никак иначе!

Если они ведут нас ко злу и сами творят зло, то мы имеем моральное право (это интуитивно в нас заложено) исправить подобную ситуацию. Перед нами языковой корень, который диктует нам тип поведения! Не важно, что сейчас это пока не сбывается, но мы же чувствуем, что нами правят неправильно. Что такое правило? (Опять тот же корень!). Это когда тебя ведут к правде. Когда дети учат правило в школе, они интуитивно понимают, что это к добру.

От этого корня происходит и употреблявшееся в древности слово «правило» (ударение на втором слоге) — рулевое устройство на лодке и корабле. И «правило» это действует – тоже ведет к правде. А что такое «левый»? Посмотрите, у нас в языке до сих пор сохранились древние понятия, которые никому не надо объяснять. Левачить, гулять налево, покупать слева, продавать налево, встать утром с левой ноги, за левым плечом стоит бес — все это архетипы нашего сознания, которым тысяча лет! И они показывают, что у нас врожденное понятие о правде и кривде, о добре и зле. Эти категории сохранились с языческих времен и развились в христианстве.

Верх и низ
Возьмем другие слова: «верх» и «низ». Казалось бы, это опять сказано о пространстве – что-то находится вверху, что-то внизу. Но в глубокой древности Богом было заложено в нас такое представление: все, что наверху, – это добро, а все, что внизу, тяготеет ко злу. Посмотрите, как эти ориентации действуют на человека в системе нравственных ценностей. Все, что выше пояса, прежде всего лицо, можно открывать. Все, что ниже пояса, категорически закрыто и запретно. Это – срам и стыд. Это еще один архетип нашего сознания.

Нагой и наглый
Есть в русском языке слово «наглый». Оно происходит от корня «наг» – нагой. Наглый – это тот, кто разделся и публично открыл то, что показывать нельзя. С этой точки зрения нынешнее телевидение – наглое! Оно раздевает человека, заставляет его раздеться, пытается сломать в нем основы самосознания. Пытается доказать нам, что это достоинство – выйти перед всеми в неглиже, с отвагой. Раз с отвагой, значит, требует преодоления. Сломать надо стыд!

Тоже очень интересное слово — «стыд». В древней трактовке оно звучало как «студ, стужа». Холодно! Когда человеку бывает холодно? Когда он раздет. И вот стыд – это состояние раздетого человека. Нельзя обнажаться! Нужно скрывать свое тело, не показывать свой низ, потому что это – зло. Сегодня эта установка кому-то покажется устаревшей, консервативной, но на деле это важнейшее правило нравственного поведения русского человека.

Восток и запад
Есть еще категории, которые четко расходятся по полюсам добра и зла. Это восток и запад. Вроде бы все понятно: солнце восходит на востоке, древний человек видел свет и тепло, идущее оттуда, и все лучшие ожидания связывал с востоком. Запад – это тьма, ночь, погружение всего живого в холод и мрак. И потому, естественно, древние люди мыслили запад как зло. Посмотрим, как сегодня срабатывают эти установки: Европу и Америку мы почему-то называем «Западом». Они географически находятся к западу от нас, и этот запад интуитивно связывается у русских людей со злом, сгустком субстанции зла. Сам язык определяет, что есть что.

Вперед и назад

Понятия пространственной ориентации «вперед» и «назад» тоже связаны с тем, что мы считаем добрым и злым. Быть впереди – значит, быть вне, покровительствовать другим, спасать других, вести их к лучшему. Идущий впереди – это добро. Если ты слабее, глупее, маломощней, если у тебя нет воли, ты ползешь позади. Это плохо. Такая установка очень важна во всех наших действиях, потому что вырвался вперед – очень хорошо! Отстал – плохо. Неудачник. Установка эта активно работает.

Мужчина и женщина
И какая интересная существует с нею связь таких понятий, как «мужчина» и «женщина». Место мужа и жены в этом мире вновь диктует нам родной язык. Муж в индоевропейском языке – айн, древний корень означал «идущий впереди». То есть мужчина изначально шел впереди! Женщина, рождающая, жена – корень, означающий «тот, кто слабее, кто нуждается в покровительстве». Ее место было позади.

Но, посмотрите, как грубо нарушен сегодня этот архетип! В силу сложившихся обстоятельств русский мужчина больше не находится впереди. Он не может заработать на содержание семьи и детей. Не может построить дом... Он не может быть впереди! Женщина родила одного ребенка и вроде бы оправдала свое имя «рождающая». Но почему смертность мужчин трудоспособного возраста в России в 4 раза превышает смертность женщин?

Почему они спиваются, стреляются, колются?! Почему не хотят жить?! Потому что не выполняют свою функцию, предначертанную с рождения и данную в языке, — они перестали быть впереди. Впереди своего государства, впереди своей семьи, впереди каких-то предприятий, своих идей. Они стали слабыми и немощными. И их не устраивает это состояние — они не хотят жить. Мы говорим о вещах, которые на первый взгляд кажутся вполне невинными.

Но язык – очень серьезная вещь. Это картина нашего мира, тип нашего национального поведения. И дорога, начертанная нашим языком, сегодня нарушается. Мы сворачиваем на какую-то кривую тропку и начинаем блуждать.
•••
Давайте подведем итог. Добро и зло, верх-низ, правый-левый, восток-запад – все это четко расписано по полюсам и в русском языке, и в русском самосознании. И каким тогда предстает наш народ в своей тысячелетней истории и сейчас? Все тем же, потому что за тысячу лет в миросозерцании народа мало что меняется. И мало что меняется в языке.

По материалам лекций Т.Л.Мироновой
подготовила Елена Строгова




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |