на главную

Как охраняет нас Промысел Божий среди бушующих волн

 16 августа – память преподобного Антония Римлянина, новгородского чудотворца. Святой Антоний родился в Риме от благочестивых родителей. По смерти их роздал часть своего имения нищим, а на остальную часть приобрел церковные сосуды и другие вещи, положил все в бочку и пустил ее в море; а сам в 18 лет удалился в пустыню. Встретившихся монахов он упросил постричь его и около двадцати лет прожил в одном из монастырей. Затем удалился к морю и поселился на каменной скале.

В 1106 году, сентября 5-го дня, произошла буря, оторвавшая скалу от берега и понесшая ее по морю. Каменная глыба, по устроению Промысла Божия, не утонула, но плыла по водам и, наконец, достигла Новгорода. Антоний, не зная языка славянского, не мог понять, куда он прибыл; но в Новгороде нашлись люди, знавшие и латинский, и греческий язык; они и разъяснили ему все. В это время княжил в Новгороде Мстислав, сын Владимира Мономаха.

Святитель новгородский Никита дал Антонию то селение, к которому он пристал, и выстроил ему деревянную церковь. Впоследствии Антоний основал здесь монастырь и был первым его игуменом. Вещи, пущенные в бочке в море, чудесным образом прибыли в Новгород. «Ветхий Рим, отечество твое, оставив, – поется ему в тропаре, – на камень яко на легкий корабль восшел еси и на нем паче естества аки безплотен по водам шествовал еси, промышлением Божественного разума направляем, великого Новгорода достиг еси и обитель в нем сотворив, тело твое в нем предложил еси, яко дар освящен».

В жизни преподобного Антония нельзя не видеть, братия, явных путей Промысла Божия, охраняющего жизнь человека среди бушующих волн моря и безопасно сохраняющего брошенные в море сокровища. Зная, что над нами бодрствует недремлющий Промысл Божий, мы должны с детской верой и сердечной любовью уповать на него.

Уверьтесь крепко в той истине, что во всех случаях жизни вы находитесь под премудрым и всеблагим надзором любвеобильного Отца, Владыки неба и земли; что все благопотребное для жизни нашей подается нам Его щедроподательной десницей, что от Его отеческого благословения зависит все наше счастье временное и вечное, а от Его гнева – все несчастие и погибель.

В самом деле, если и на все творения, великие и малые, простирается всеблагое промышление Отца Небесного, то может ли Он оставить человека, на котором напечатлел Свой Божественный образ, для спасения которого не пощадил единородного Сына? Кто из самых мудрых и прозорливых людей может предвидеть, что встретит его в грядущий день? Кто из самых заботливых может обеспечить жизнь свою от всякого зла? Кто из самых трудолюбивых может быть уверен, что приобретенные блага послужат ему на лета многа?

Все это в воле Божией, все зависит от Его благоволения или гнева. Отымите благословение Божие от земли, и она окаменеет под стопами нашими, не произведет сама собой ни одной живой былинки. Отымите благословение Божие от человека, и никакое искусство не продлит его жизни ни на один миг. Потому-то и учит нас святая вера наша, чтобы мы уповали не на свой только разум и силы, но на всемогущую силу Божию; не на сокровища земные, но на сокровище благости и милосердия Божия, не на князи и сыны человеческия, в нихже несть спасения, но на Бога жива и истинна; чтобы мы всего ожидали не от своих только трудов, но от благости и милосердия Отца Небесного.

Он знает все наши нужды и подает нам все потребное прежде прошения нашего. Как бы ни был ты счастлив и благополучен во всем, помни, возлюбленный: все, что имеешь в жизни, – не твое, все подается тебе свыше от Отца светов только на время, и все может быть взято от тебя навсегда. С другой стороны, как бы ни было тягостно положение, в котором ты находишься, никогда не забывай, что есть всевидящее Око, которое видит твою скорбь; и есть всемогущая Премудрость, которая может избавить тебя от всех бедствий во время свое. Уповать на Промысл Отца Небесного должно разумно, благочестно и со страхом Божиим.

Может ли уповать на милость родителей преступный сын, пренебрегший их любовью и не покоряющийся их власти? Так и грешник, забывающий об Отце Небесном, может ли ожидать от Него даров? Помощь Господня приходит к тому, кто трудится и молится, а не к тому, кто бездействует и предается унынию. Было бы дерзко и безумно воображать, что Господь будет творить чудеса для поддержания людей ленивых и праздных, для сбережения их имущества, когда они сами расточают его; для сохранения их здоровья и сил, когда они сами разрушают их.

Отеческого попечения Божия достоин только тот, кто своей жизнью и делами старается быть достойным сыном Отца Небесного, кто принимает дары Божии с благодарением и употребляет их во славу Божию, кто проводит жизнь трудолюбивую и богобоязненную. Ищите прежде Царствия Божия и правды Его и все, потребное для жизни вашей временной, приложится вам.

Прот. Григорий Дьяченко. Полный годичный круг кратких поучений. Т.3. С.295-298




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |