на главную

«Берегите юную любовь!»

Здоровая, крепкая семья подвергается сегодня многим испытаниям и соблазнам. Отовсюду ей грозят напасти. Жить в блуде теперь считается нормой. Свободно продаются развратные книги, фильмы, журналы. До крайности обнажила тела безумная мода. Ходить нагишом стало не стыдно, а даже весело — «прикольно». И вот итог падения нравов: уже более половины браков оканчиваются разводами...

«В моем классе 20 человек, — со скорбью в голосе свидетельствует учительница. — Только у шести из них есть родной отец. У остальных его или вообще нет, или есть отчим, или приходящий дядя, или «дяди» часто меняются. Воспитать нравственно здоровое поколение в таких условиях невозможно». Блуд и разврат прямо ведут к краху семьи, это одна из самых страшных бед современной России.

Из истории Церкви и житий святых нам хорошо известно, с какой чрезвычайной строгостью подвижники благочестия хранили свою телесную чистоту. Некоторые выдержали особенно жестокую борьбу. Когда их охватывала блудная страсть, бросались в колючий терновник, вставали в костер, до крайности ограничивали себя в еде и сне, — лишь бы защитить свое целомудрие. Вот только один поразительный факт этого рода, записанный в Прологе.

Во время гонения на христиан взят был на мучение один юноша глубокой веры и чистой, прекрасной жизни. Прежде чем подвергнуть его пыткам, язычники хотели его осквернить. В роскошном благоухающем саду они поставили богато убранное ложе и привязали к нему мученика. В сад впустили блудницу, чтобы она своими ласками разожгла сладострастие и соблазнила юношу на грех. Так он оказался в полной власти нечистой женщины: не мог ни уйти, ни оттолкнуть ее от себя, поскольку руки были связаны.

Но когда он почувствовал, что в нем возбуждается страсть и соблазн побеждает, он откусил зубами свой язык и с кровью выплюнул его в лицо блудницы. В ужасе та удалилась. Так ревниво, не щадя себя, оберегал он свою чистоту. Где теперь эти герои целомудрия? Какую жалкую противоположность им представляет современная молодежь, да и все наше общество, распущенное, разнузданное, развращенное! На грехи тела смотрят более чем снисходительно. Установилось дикое мнение, что для молодого человека воздержание вредно, что ему необходимо «перебеситься», т.е. растратить в блуде свои духовные и физические силы, утопить в грязи жар молодой любви.

Грехи этого рода не скрывают, как позорное пятно, но выставляют их напоказ, ими щеголяют. Если их нет, их выдумывают. О них рассказывают вымышленные истории в кругу веселых собутыльников. Удаль в волокитстве считается чуть ли не геройством, и так называемым светским львам многие завидуют. Дух блуда царит в современной жизни как полновластный властелин. Почему же так вреден этот грех? И почему так строго относится к нему Церковь, стремясь предохранить своих чад от растления?

Мы знаем ответ Господа: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк.10,9). То есть брак, заключенный однажды, НЕРАСТОРЖИМ, ибо сочетал его Сам Бог. А развод, учиненный с целью вступления в новый брак, Господь называет прелюбодеянием: «Кто разведется с женою своею, и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует» (Мк.10,11-12).

Таков высокий взгляд Господа на семью. Но как мало мы считаемся со словами нашего Спасителя! Разводы приняли характер грозной эпидемии. Разводятся по всякому поводу и без повода. «Не сошлись характерами», — вот обычная мотивировка, хотя в действительности за этим часто кроется разнузданная похоть. Она требует новизны ощущений, и в жертву этому идолу приносится и семейное счастье, и будущность детей, и судьба покинутой жены. Иные ухитряются в течение года переменить несколько жен! Разве это не разврат?!

Прелюбодеяние было строго запрещено еще в Ветхом Завете. «Не прелюбодействуй», — гласит 7-я заповедь Закона Моисея (Исх. XX, 14), и нарушение ее каралось СМЕРТНОЙ КАЗНЬЮ через побиение камнями (Втор. XXII, 22-24). Православная Церковь карала за эти грехи отлучением от Святого Причастия и от общения с верующими. По правилу Василия Великого прелюбодеи, т.е. совершившие грех в замужестве, отлучаются от общения на 15 лет (см. Василий Великий, пр. 58). Эпитимия эта сокращается до 7 лет , если виновные со слезами покаются (VI Всел. Собор, пр. 87; Василий Великий, пр. 77). Причем даже отроковица, вышедшая замуж без согласия отца, признается блудницею и отлучается от Святого Причащения на 3 года (Василий Великий, пр. 38).

Если бы в настоящее время применять эти установления со всей строгостью, то как мало бы оказалось людей, не отлученных от церковного общения. Отеческое наставление хранить себя от блуда находим мы и в первом послании апостола Павла к Коринфянам: «Я писал вам… не сообщаться с блудниками... Не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником... с таким даже и не есть вместе... Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи... ни мужеложники... Царства Божия не наследуют».

Охраняя верующих от соблазна, Православная Церковь запрещает даже изящные женские прически и 96-м правилом VI Вселенского Собора постановляет: «Власы на главе, ко вреду зрящих, искусственными плетениями располагающих и таким образом неутвержденные души прельщающих, отечески врачуем приличною епитимиею, руководствуя их аки детей, и научая целомудренно жити. Аще же кто вопреки сему правилу поступит: да будет отлучен».

Говоря о тех же соблазнах щегольской одежды, вызывающей похотливые мысли, великий проповедник древней Церкви свт. Иоанн Златоуст резко обличает нарядных барынь, являвшихся в его храм не столько для молитвы, сколько для соблазна мужчин: «Твои вздохи и слезы смешны, ибо они исходят из той же души, которая много заботилась о мишурных побрякушках. Ты вызываешь только язвительный смех и презрительные взгляды...»

Обнаженность в одеянии — первый признак развращенности человека. Святые отцы утверждают, что бесы в видениях часто являются совершенно нагими. Они злы, жестоки и не ведают стыда. Меж тем Ангелы всегда облечены в сияющие белые одежды, ниспадающие до земли. Посмотрите на себя, на свою одежду. С кем она вас роднит?..

Конечно, в этом сумбуре понятий в значительной степени повинна наша злосчастная литература. Она сделала поистине гнусное дело, развращая воображение читателей своими порнографическими произведениями и убивая последние остатки стыда в обществе. Какой тонкий яд льется со страниц таких повестей! И преподносится он в изящной форме увлекательного рассказа, приятно волнует воображение читателя.

Неудивительно, что молодежь упивается сладкой отравой, которой пропитаны произведения этих певцов прелюбодеяния. Бедная молодежь! Сколько непозволительных опытов проделывалось на ней: то во имя классицизма, то во имя реализма, то во имя политики и марксизма, то во имя модных кумиров! Не мудрено заблудиться в этом лабиринте разных направлений и потерять единственно верную дорогу, отмеченную вехами Евангелия. Неудивительно, что, сбитая с толку, она или бросается в порнографию, или увлекается тайнами оккультных наук, или, не удовлетворенная ничем, ищет выхода в самоубийстве.

Один уважаемый старец с большим духовным опытом и широкой исповеднической практикой с грустью говорил о быстром распространении тайных пороков среди молодежи: «Гибнет молодежь, гибнет! И что всего хуже, пастыри не обращают на это внимания. На исповеди не спрашивают о тайных пороках, не растолковывают их вреда, не предостерегают молодежь... Легко сказать: молодежь гибнет по вине пастырей!»

В этих словах есть известная доля правды, хотя, конечно, не одни пастыри виноваты в современной распущенности. Соблазн грозит отовсюду. Отчего мужчины стали так слабы духом, и почти нет среди них людей сильной воли? Думается, что одна из главных причин, если не считать потерю религии, состоит именно в том, что они легко отдаются блуду.

Чувствительность человека от разврата притупляется. Впечатления уже не воспринимаются с обычной живостью и силой, и радости жизни не доставляют прежнего удовольствия. Настроение тускнеет, все мировоззрение принимает тон мрачный и унылый. Приступы уныния, особенно после падений у молодых людей, у которых еще не заглохла совесть, бывают иногда настолько сильны, что доводят до самоубийства.

Далее понижается весь идеал жизни, уходят мечты об общем счастье, о пользе ближних, о подвигах служения. Меркнут и гаснут все эти святые грезы, которыми вдохновляется юное сердце. Вместо этого сознание все более наполняется картинами сладострастия, грязными, жгучими и соблазнительными. Сила и ядовитый чад этих образов таковы, что вытесняют из души все возвышенные мысли, которые увлекали раньше.

Нередко бывает, что человек уже не в состоянии думать ни о чем другом: им ВСЕЦЕЛО ВЛАДЕЕТ демон страсти. На каждую женщину он смотрит не иначе, как на самку. Мысли одна другой грязнее ползут в его отуманенном мозгу, а в сердце одно желание — удовлетворить свою похоть. Это уже состояние животного, в котором человек не может воспринять веяние благодати Духа Божия. У него нет более отзывчивости к добру, к которому Господь влечет человека тайным призывом его совести. Он не слышит этого внутреннего голоса, он тупеет. Это СМЕРТЬ ДУХОВНАЯ.

Обыкновенно Господь карает гневом Своим подобных людей, уже не способных к возрождению. Вспомним библейскую историю о том, как всемирный потоп смыл с лица земли весь человеческий род, отупевший в разврате.

Такая же печальная участь постигла позднее города Содом и Гоморру, и тоже за грехи разврата: И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь... и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и все произрастания земли (Быт. XIX, 24-25). Без пощады истреблены были и народы земли Ханаанской во время завоевания ее евреями. За грехи разврата отвержены они были Богом и погибли, а земля отнята от них и отдана Израилю.

Чрезвычайно тяжелыми последствиями сказывается потеря целомудрия на семейной жизни и на семейных отношениях людей, проведших бурную, нечистую юность. Сколько зла приносит так называемый флирт — обычное среди молодежи любострастное ухаживание друг за другом, вся эта вольность взаимных отношений, разжигающие и ни к чему не обязывающие поцелуи, кокетливая игра на чувствах, иногда очень опасная и воспламеняющая. Чистое золото искренней любви разменивается здесь на грязные пятаки волокитства, и это очень грустно.

"Блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его. (Откровение Иоанна 16, 15)

Любовь честная, хорошая любовь юных сердец — это ДРАГОЦЕННЫЙ ДАР Творца, данный человеку как великое счастье и радость жизни. К этому дару надо относиться бережно. А между тем часто люди теряют этот дар по небрежности или легкомысленному обращению с ним. Грубеет постепенно сердце в нездоровых возбуждениях флирта, и уж не можете вы любить искренно, беззаветно и чисто.

Между тем наступает момент, когда на жизненном пути вам встречается хороший человек, о котором вы давно мечтали, которому хотелось бы отдать сердце. Он вполне достоин любви и способен составить счастье всей вашей жизни... Но с ужасом замечаете вы, что уже не можете любить, что любить вам нечем: сердце износилось, истрепалось, сердце более не способно к глубокому, прочному чувству.

И оглянувшись назад, на свое прошлое, как больно видеть, что чистое, яркое, большое счастье любви променено на грязь сомнительных наслаждений. И помочь горю почти уже нельзя. …Итак, берегите сердце! Берегите юную любовь! Она нежна, как благоухающий лепесток лилии, который так легко запачкать и замять грубыми руками!..

Святитель Василий Кинешемский. «Беседы на Евангелие от Марка», глава X.




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |