Здоровая, крепкая семья подвергается сегодня многим испытаниям и соблазнам. Отовсюду ей грозят напасти. Жить в блуде теперь считается нормой. Свободно продаются развратные книги, фильмы, журналы. До крайности обнажила тела безумная мода. Ходить нагишом стало не стыдно, а даже весело — «прикольно». И вот итог падения нравов: уже более половины браков оканчиваются разводами...
«В моем классе 20 человек, — со скорбью в голосе свидетельствует учительница. — Только у шести из них есть родной отец. У остальных его или вообще нет, или есть отчим, или приходящий дядя, или «дяди» часто меняются. Воспитать нравственно здоровое поколение в таких условиях невозможно». Блуд и разврат прямо ведут к краху семьи, это одна из самых страшных бед современной России.
Из истории Церкви и житий святых нам хорошо известно, с какой чрезвычайной строгостью подвижники благочестия хранили свою телесную чистоту. Некоторые выдержали особенно жестокую борьбу. Когда их охватывала блудная страсть, бросались в колючий терновник, вставали в костер, до крайности ограничивали себя в еде и сне, — лишь бы защитить свое целомудрие. Вот только один поразительный факт этого рода, записанный в Прологе.
Во время гонения на христиан взят был на мучение один юноша глубокой веры и чистой, прекрасной жизни. Прежде чем подвергнуть его пыткам, язычники хотели его осквернить. В роскошном благоухающем саду они поставили богато убранное ложе и привязали к нему мученика. В сад впустили блудницу, чтобы она своими ласками разожгла сладострастие и соблазнила юношу на грех. Так он оказался в полной власти нечистой женщины: не мог ни уйти, ни оттолкнуть ее от себя, поскольку руки были связаны.
Но когда он почувствовал, что в нем возбуждается страсть и соблазн побеждает, он откусил зубами свой язык и с кровью выплюнул его в лицо блудницы. В ужасе та удалилась. Так ревниво, не щадя себя, оберегал он свою чистоту. Где теперь эти герои целомудрия? Какую жалкую противоположность им представляет современная молодежь, да и все наше общество, распущенное, разнузданное, развращенное! На грехи тела смотрят более чем снисходительно. Установилось дикое мнение, что для молодого человека воздержание вредно, что ему необходимо «перебеситься», т.е. растратить в блуде свои духовные и физические силы, утопить в грязи жар молодой любви.
Грехи этого рода не скрывают, как позорное пятно, но выставляют их напоказ, ими щеголяют. Если их нет, их выдумывают. О них рассказывают вымышленные истории в кругу веселых собутыльников. Удаль в волокитстве считается чуть ли не геройством, и так называемым светским львам многие завидуют. Дух блуда царит в современной жизни как полновластный властелин. Почему же так вреден этот грех? И почему так строго относится к нему Церковь, стремясь предохранить своих чад от растления?
Мы знаем ответ Господа: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк.10,9). То есть брак, заключенный однажды, НЕРАСТОРЖИМ, ибо сочетал его Сам Бог. А развод, учиненный с целью вступления в новый брак, Господь называет прелюбодеянием: «Кто разведется с женою своею, и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует» (Мк.10,11-12).
Таков высокий взгляд Господа на семью. Но как мало мы считаемся со словами нашего Спасителя! Разводы приняли характер грозной эпидемии. Разводятся по всякому поводу и без повода. «Не сошлись характерами», — вот обычная мотивировка, хотя в действительности за этим часто кроется разнузданная похоть. Она требует новизны ощущений, и в жертву этому идолу приносится и семейное счастье, и будущность детей, и судьба покинутой жены. Иные ухитряются в течение года переменить несколько жен! Разве это не разврат?!
Прелюбодеяние было строго запрещено еще в Ветхом Завете. «Не прелюбодействуй», — гласит 7-я заповедь Закона Моисея (Исх. XX, 14), и нарушение ее каралось СМЕРТНОЙ КАЗНЬЮ через побиение камнями (Втор. XXII, 22-24). Православная Церковь карала за эти грехи отлучением от Святого Причастия и от общения с верующими. По правилу Василия Великого прелюбодеи, т.е. совершившие грех в замужестве, отлучаются от общения на 15 лет (см. Василий Великий, пр. 58). Эпитимия эта сокращается до 7 лет , если виновные со слезами покаются (VI Всел. Собор, пр. 87; Василий Великий, пр. 77). Причем даже отроковица, вышедшая замуж без согласия отца, признается блудницею и отлучается от Святого Причащения на 3 года (Василий Великий, пр. 38).
Если бы в настоящее время применять эти установления со всей строгостью, то как мало бы оказалось людей, не отлученных от церковного общения. Отеческое наставление хранить себя от блуда находим мы и в первом послании апостола Павла к Коринфянам: «Я писал вам… не сообщаться с блудниками... Не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником... с таким даже и не есть вместе... Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи... ни мужеложники... Царства Божия не наследуют».
Охраняя верующих от соблазна, Православная Церковь запрещает даже изящные женские прически и 96-м правилом VI Вселенского Собора постановляет: «Власы на главе, ко вреду зрящих, искусственными плетениями располагающих и таким образом неутвержденные души прельщающих, отечески врачуем приличною епитимиею, руководствуя их аки детей, и научая целомудренно жити. Аще же кто вопреки сему правилу поступит: да будет отлучен».
Говоря о тех же соблазнах щегольской одежды, вызывающей похотливые мысли, великий проповедник древней Церкви свт. Иоанн Златоуст резко обличает нарядных барынь, являвшихся в его храм не столько для молитвы, сколько для соблазна мужчин: «Твои вздохи и слезы смешны, ибо они исходят из той же души, которая много заботилась о мишурных побрякушках. Ты вызываешь только язвительный смех и презрительные взгляды...»
Обнаженность в одеянии — первый признак развращенности человека. Святые отцы утверждают, что бесы в видениях часто являются совершенно нагими. Они злы, жестоки и не ведают стыда. Меж тем Ангелы всегда облечены в сияющие белые одежды, ниспадающие до земли. Посмотрите на себя, на свою одежду. С кем она вас роднит?..
Конечно, в этом сумбуре понятий в значительной степени повинна наша злосчастная литература. Она сделала поистине гнусное дело, развращая воображение читателей своими порнографическими произведениями и убивая последние остатки стыда в обществе. Какой тонкий яд льется со страниц таких повестей! И преподносится он в изящной форме увлекательного рассказа, приятно волнует воображение читателя.
Неудивительно, что молодежь упивается сладкой отравой, которой пропитаны произведения этих певцов прелюбодеяния. Бедная молодежь! Сколько непозволительных опытов проделывалось на ней: то во имя классицизма, то во имя реализма, то во имя политики и марксизма, то во имя модных кумиров! Не мудрено заблудиться в этом лабиринте разных направлений и потерять единственно верную дорогу, отмеченную вехами Евангелия. Неудивительно, что, сбитая с толку, она или бросается в порнографию, или увлекается тайнами оккультных наук, или, не удовлетворенная ничем, ищет выхода в самоубийстве.
Один уважаемый старец с большим духовным опытом и широкой исповеднической практикой с грустью говорил о быстром распространении тайных пороков среди молодежи: «Гибнет молодежь, гибнет! И что всего хуже, пастыри не обращают на это внимания. На исповеди не спрашивают о тайных пороках, не растолковывают их вреда, не предостерегают молодежь... Легко сказать: молодежь гибнет по вине пастырей!»
В этих словах есть известная доля правды, хотя, конечно, не одни пастыри виноваты в современной распущенности. Соблазн грозит отовсюду. Отчего мужчины стали так слабы духом, и почти нет среди них людей сильной воли? Думается, что одна из главных причин, если не считать потерю религии, состоит именно в том, что они легко отдаются блуду.
Чувствительность человека от разврата притупляется. Впечатления уже не воспринимаются с обычной живостью и силой, и радости жизни не доставляют прежнего удовольствия. Настроение тускнеет, все мировоззрение принимает тон мрачный и унылый. Приступы уныния, особенно после падений у молодых людей, у которых еще не заглохла совесть, бывают иногда настолько сильны, что доводят до самоубийства.
Далее понижается весь идеал жизни, уходят мечты об общем счастье, о пользе ближних, о подвигах служения. Меркнут и гаснут все эти святые грезы, которыми вдохновляется юное сердце. Вместо этого сознание все более наполняется картинами сладострастия, грязными, жгучими и соблазнительными. Сила и ядовитый чад этих образов таковы, что вытесняют из души все возвышенные мысли, которые увлекали раньше.
Нередко бывает, что человек уже не в состоянии думать ни о чем другом: им ВСЕЦЕЛО ВЛАДЕЕТ демон страсти. На каждую женщину он смотрит не иначе, как на самку. Мысли одна другой грязнее ползут в его отуманенном мозгу, а в сердце одно желание — удовлетворить свою похоть. Это уже состояние животного, в котором человек не может воспринять веяние благодати Духа Божия. У него нет более отзывчивости к добру, к которому Господь влечет человека тайным призывом его совести. Он не слышит этого внутреннего голоса, он тупеет. Это СМЕРТЬ ДУХОВНАЯ.
Обыкновенно Господь карает гневом Своим подобных людей, уже не способных к возрождению. Вспомним библейскую историю о том, как всемирный потоп смыл с лица земли весь человеческий род, отупевший в разврате.
Такая же печальная участь постигла позднее города Содом и Гоморру, и тоже за грехи разврата: И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь... и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и все произрастания земли (Быт. XIX, 24-25). Без пощады истреблены были и народы земли Ханаанской во время завоевания ее евреями. За грехи разврата отвержены они были Богом и погибли, а земля отнята от них и отдана Израилю.
Чрезвычайно тяжелыми последствиями сказывается потеря целомудрия на семейной жизни и на семейных отношениях людей, проведших бурную, нечистую юность. Сколько зла приносит так называемый флирт — обычное среди молодежи любострастное ухаживание друг за другом, вся эта вольность взаимных отношений, разжигающие и ни к чему не обязывающие поцелуи, кокетливая игра на чувствах, иногда очень опасная и воспламеняющая. Чистое золото искренней любви разменивается здесь на грязные пятаки волокитства, и это очень грустно.
"Блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его. (Откровение Иоанна 16, 15)
Любовь честная, хорошая любовь юных сердец — это ДРАГОЦЕННЫЙ ДАР Творца, данный человеку как великое счастье и радость жизни. К этому дару надо относиться бережно. А между тем часто люди теряют этот дар по небрежности или легкомысленному обращению с ним. Грубеет постепенно сердце в нездоровых возбуждениях флирта, и уж не можете вы любить искренно, беззаветно и чисто.
Между тем наступает момент, когда на жизненном пути вам встречается хороший человек, о котором вы давно мечтали, которому хотелось бы отдать сердце. Он вполне достоин любви и способен составить счастье всей вашей жизни... Но с ужасом замечаете вы, что уже не можете любить, что любить вам нечем: сердце износилось, истрепалось, сердце более не способно к глубокому, прочному чувству.
И оглянувшись назад, на свое прошлое, как больно видеть, что чистое, яркое, большое счастье любви променено на грязь сомнительных наслаждений. И помочь горю почти уже нельзя. …Итак, берегите сердце! Берегите юную любовь! Она нежна, как благоухающий лепесток лилии, который так легко запачкать и замять грубыми руками!..
Святитель Василий Кинешемский. «Беседы на Евангелие от Марка», глава X.
«В моем классе 20 человек, — со скорбью в голосе свидетельствует учительница. — Только у шести из них есть родной отец. У остальных его или вообще нет, или есть отчим, или приходящий дядя, или «дяди» часто меняются. Воспитать нравственно здоровое поколение в таких условиях невозможно». Блуд и разврат прямо ведут к краху семьи, это одна из самых страшных бед современной России.
Из истории Церкви и житий святых нам хорошо известно, с какой чрезвычайной строгостью подвижники благочестия хранили свою телесную чистоту. Некоторые выдержали особенно жестокую борьбу. Когда их охватывала блудная страсть, бросались в колючий терновник, вставали в костер, до крайности ограничивали себя в еде и сне, — лишь бы защитить свое целомудрие. Вот только один поразительный факт этого рода, записанный в Прологе.
Во время гонения на христиан взят был на мучение один юноша глубокой веры и чистой, прекрасной жизни. Прежде чем подвергнуть его пыткам, язычники хотели его осквернить. В роскошном благоухающем саду они поставили богато убранное ложе и привязали к нему мученика. В сад впустили блудницу, чтобы она своими ласками разожгла сладострастие и соблазнила юношу на грех. Так он оказался в полной власти нечистой женщины: не мог ни уйти, ни оттолкнуть ее от себя, поскольку руки были связаны.
Но когда он почувствовал, что в нем возбуждается страсть и соблазн побеждает, он откусил зубами свой язык и с кровью выплюнул его в лицо блудницы. В ужасе та удалилась. Так ревниво, не щадя себя, оберегал он свою чистоту. Где теперь эти герои целомудрия? Какую жалкую противоположность им представляет современная молодежь, да и все наше общество, распущенное, разнузданное, развращенное! На грехи тела смотрят более чем снисходительно. Установилось дикое мнение, что для молодого человека воздержание вредно, что ему необходимо «перебеситься», т.е. растратить в блуде свои духовные и физические силы, утопить в грязи жар молодой любви.
Грехи этого рода не скрывают, как позорное пятно, но выставляют их напоказ, ими щеголяют. Если их нет, их выдумывают. О них рассказывают вымышленные истории в кругу веселых собутыльников. Удаль в волокитстве считается чуть ли не геройством, и так называемым светским львам многие завидуют. Дух блуда царит в современной жизни как полновластный властелин. Почему же так вреден этот грех? И почему так строго относится к нему Церковь, стремясь предохранить своих чад от растления?
Мы знаем ответ Господа: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк.10,9). То есть брак, заключенный однажды, НЕРАСТОРЖИМ, ибо сочетал его Сам Бог. А развод, учиненный с целью вступления в новый брак, Господь называет прелюбодеянием: «Кто разведется с женою своею, и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует» (Мк.10,11-12).
Таков высокий взгляд Господа на семью. Но как мало мы считаемся со словами нашего Спасителя! Разводы приняли характер грозной эпидемии. Разводятся по всякому поводу и без повода. «Не сошлись характерами», — вот обычная мотивировка, хотя в действительности за этим часто кроется разнузданная похоть. Она требует новизны ощущений, и в жертву этому идолу приносится и семейное счастье, и будущность детей, и судьба покинутой жены. Иные ухитряются в течение года переменить несколько жен! Разве это не разврат?!
Прелюбодеяние было строго запрещено еще в Ветхом Завете. «Не прелюбодействуй», — гласит 7-я заповедь Закона Моисея (Исх. XX, 14), и нарушение ее каралось СМЕРТНОЙ КАЗНЬЮ через побиение камнями (Втор. XXII, 22-24). Православная Церковь карала за эти грехи отлучением от Святого Причастия и от общения с верующими. По правилу Василия Великого прелюбодеи, т.е. совершившие грех в замужестве, отлучаются от общения на 15 лет (см. Василий Великий, пр. 58). Эпитимия эта сокращается до 7 лет , если виновные со слезами покаются (VI Всел. Собор, пр. 87; Василий Великий, пр. 77). Причем даже отроковица, вышедшая замуж без согласия отца, признается блудницею и отлучается от Святого Причащения на 3 года (Василий Великий, пр. 38).
Если бы в настоящее время применять эти установления со всей строгостью, то как мало бы оказалось людей, не отлученных от церковного общения. Отеческое наставление хранить себя от блуда находим мы и в первом послании апостола Павла к Коринфянам: «Я писал вам… не сообщаться с блудниками... Не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником... с таким даже и не есть вместе... Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи... ни мужеложники... Царства Божия не наследуют».
Охраняя верующих от соблазна, Православная Церковь запрещает даже изящные женские прически и 96-м правилом VI Вселенского Собора постановляет: «Власы на главе, ко вреду зрящих, искусственными плетениями располагающих и таким образом неутвержденные души прельщающих, отечески врачуем приличною епитимиею, руководствуя их аки детей, и научая целомудренно жити. Аще же кто вопреки сему правилу поступит: да будет отлучен».
Говоря о тех же соблазнах щегольской одежды, вызывающей похотливые мысли, великий проповедник древней Церкви свт. Иоанн Златоуст резко обличает нарядных барынь, являвшихся в его храм не столько для молитвы, сколько для соблазна мужчин: «Твои вздохи и слезы смешны, ибо они исходят из той же души, которая много заботилась о мишурных побрякушках. Ты вызываешь только язвительный смех и презрительные взгляды...»
Обнаженность в одеянии — первый признак развращенности человека. Святые отцы утверждают, что бесы в видениях часто являются совершенно нагими. Они злы, жестоки и не ведают стыда. Меж тем Ангелы всегда облечены в сияющие белые одежды, ниспадающие до земли. Посмотрите на себя, на свою одежду. С кем она вас роднит?..
Конечно, в этом сумбуре понятий в значительной степени повинна наша злосчастная литература. Она сделала поистине гнусное дело, развращая воображение читателей своими порнографическими произведениями и убивая последние остатки стыда в обществе. Какой тонкий яд льется со страниц таких повестей! И преподносится он в изящной форме увлекательного рассказа, приятно волнует воображение читателя.
Неудивительно, что молодежь упивается сладкой отравой, которой пропитаны произведения этих певцов прелюбодеяния. Бедная молодежь! Сколько непозволительных опытов проделывалось на ней: то во имя классицизма, то во имя реализма, то во имя политики и марксизма, то во имя модных кумиров! Не мудрено заблудиться в этом лабиринте разных направлений и потерять единственно верную дорогу, отмеченную вехами Евангелия. Неудивительно, что, сбитая с толку, она или бросается в порнографию, или увлекается тайнами оккультных наук, или, не удовлетворенная ничем, ищет выхода в самоубийстве.
Один уважаемый старец с большим духовным опытом и широкой исповеднической практикой с грустью говорил о быстром распространении тайных пороков среди молодежи: «Гибнет молодежь, гибнет! И что всего хуже, пастыри не обращают на это внимания. На исповеди не спрашивают о тайных пороках, не растолковывают их вреда, не предостерегают молодежь... Легко сказать: молодежь гибнет по вине пастырей!»
В этих словах есть известная доля правды, хотя, конечно, не одни пастыри виноваты в современной распущенности. Соблазн грозит отовсюду. Отчего мужчины стали так слабы духом, и почти нет среди них людей сильной воли? Думается, что одна из главных причин, если не считать потерю религии, состоит именно в том, что они легко отдаются блуду.
Чувствительность человека от разврата притупляется. Впечатления уже не воспринимаются с обычной живостью и силой, и радости жизни не доставляют прежнего удовольствия. Настроение тускнеет, все мировоззрение принимает тон мрачный и унылый. Приступы уныния, особенно после падений у молодых людей, у которых еще не заглохла совесть, бывают иногда настолько сильны, что доводят до самоубийства.
Далее понижается весь идеал жизни, уходят мечты об общем счастье, о пользе ближних, о подвигах служения. Меркнут и гаснут все эти святые грезы, которыми вдохновляется юное сердце. Вместо этого сознание все более наполняется картинами сладострастия, грязными, жгучими и соблазнительными. Сила и ядовитый чад этих образов таковы, что вытесняют из души все возвышенные мысли, которые увлекали раньше.
Нередко бывает, что человек уже не в состоянии думать ни о чем другом: им ВСЕЦЕЛО ВЛАДЕЕТ демон страсти. На каждую женщину он смотрит не иначе, как на самку. Мысли одна другой грязнее ползут в его отуманенном мозгу, а в сердце одно желание — удовлетворить свою похоть. Это уже состояние животного, в котором человек не может воспринять веяние благодати Духа Божия. У него нет более отзывчивости к добру, к которому Господь влечет человека тайным призывом его совести. Он не слышит этого внутреннего голоса, он тупеет. Это СМЕРТЬ ДУХОВНАЯ.
Обыкновенно Господь карает гневом Своим подобных людей, уже не способных к возрождению. Вспомним библейскую историю о том, как всемирный потоп смыл с лица земли весь человеческий род, отупевший в разврате.
Такая же печальная участь постигла позднее города Содом и Гоморру, и тоже за грехи разврата: И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь... и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и все произрастания земли (Быт. XIX, 24-25). Без пощады истреблены были и народы земли Ханаанской во время завоевания ее евреями. За грехи разврата отвержены они были Богом и погибли, а земля отнята от них и отдана Израилю.
Чрезвычайно тяжелыми последствиями сказывается потеря целомудрия на семейной жизни и на семейных отношениях людей, проведших бурную, нечистую юность. Сколько зла приносит так называемый флирт — обычное среди молодежи любострастное ухаживание друг за другом, вся эта вольность взаимных отношений, разжигающие и ни к чему не обязывающие поцелуи, кокетливая игра на чувствах, иногда очень опасная и воспламеняющая. Чистое золото искренней любви разменивается здесь на грязные пятаки волокитства, и это очень грустно.
"Блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его. (Откровение Иоанна 16, 15)
Любовь честная, хорошая любовь юных сердец — это ДРАГОЦЕННЫЙ ДАР Творца, данный человеку как великое счастье и радость жизни. К этому дару надо относиться бережно. А между тем часто люди теряют этот дар по небрежности или легкомысленному обращению с ним. Грубеет постепенно сердце в нездоровых возбуждениях флирта, и уж не можете вы любить искренно, беззаветно и чисто.
Между тем наступает момент, когда на жизненном пути вам встречается хороший человек, о котором вы давно мечтали, которому хотелось бы отдать сердце. Он вполне достоин любви и способен составить счастье всей вашей жизни... Но с ужасом замечаете вы, что уже не можете любить, что любить вам нечем: сердце износилось, истрепалось, сердце более не способно к глубокому, прочному чувству.
И оглянувшись назад, на свое прошлое, как больно видеть, что чистое, яркое, большое счастье любви променено на грязь сомнительных наслаждений. И помочь горю почти уже нельзя. …Итак, берегите сердце! Берегите юную любовь! Она нежна, как благоухающий лепесток лилии, который так легко запачкать и замять грубыми руками!..
Святитель Василий Кинешемский. «Беседы на Евангелие от Марка», глава X.