на главную

Сто лет назад была обретена великая святыня

17/30 октября Русская Православная Церковь вспоминает чудо явления иконы Божией Матери «Избавительница от бед» в старинном селе Ташла Самарской области. В воскресенье 21 октября 1917 года, за несколько дней до октябрьского революционного переворота, Ангелы Божии сами принесли ее по воздуху на руках и явили людям! Сегодня эта икона хранится в храме села Ташла и считается главной святыней Самарской митрополии.

Иконочка Божией Матери, обретенная в Ташле, очень маленькая по размерам, примерно с блокнотный листок. Ещё присмотреться нужно, чтобы различить святой образ. Да надо ли рассматривать? Просто прижаться к нему, излить боль своего сердца, попросить помощи — за этим и едут паломники со всей России в Ташлу. Об удивительной истории явления миру этой иконы и пойдет сегодня наш рассказ.

Он абсолютно достоверный, ибо еще в 1981 году был записан со слов непосредственных свидетелей чуда — трех жительниц Ташлы Феодосии Атякшевой, Анисии Крыловой и Евдокии Адриной. Перед Крестом и Евангелием они клялись говорить правду, и подписи их были заверены владыкой Иоанном Снычевым, в ту пору архиепископом Самарским. А дело было так.

В октябре 1917 года Божия Матерь трижды являлась во сне 32-летней девице Екатерине Чугуновой и велела выкопать из земли Ее икону в указанном месте, но та медлила выполнить небесное повеление. Сомневалась, не верила... И в третий раз Богородица строго сказала ей, что если не выполнит, то будет наказана. Утром 21 октября Катерина шла в село и за околицей вдруг увидела в небе двух ангелов. Они несли по воздуху икону Богородицы, озаренную необычайно ярким сиянием. Потом медленно опустились на дно оврага, и видение исчезло, а потрясенная Екатерина упала в обморок. Когда очнулась, пошла к родным и рассказала обо всем.

В ответ они сказали, что уже не раз слышали в том овраге дивное церковное пение. Вместе пошли туда, и на подходе Екатерина снова вскрикнула: «Смотрите! Вот опять ангелы несут икону в сиянии». Но кроме нее, никто ничего не видел. Тут собрались и другие односельчане, кто принес лопату, кто косырь. Захарий Кривойченков начал копать в указанном месте, но скоро усомнился: «Ну что она выдумала? Чего тут напрасно копать-то?» Только успел выговорить эти слова, как был отброшен в сторону точно ветром, и некоторое время пролежал без сознания. Очнувшись, взял в руки лопату и уже без сомнений продолжал работать.

Когда ямка стала глубиною с аршин, Параскева Гавриленкова косырем нащупала в земле что-то твердое. Осторожно руками разрыла грунт и вынула из земли маленькую икону Божией Матери, она лежала ликом кверху. И в ту же минуту на этом месте забил родник! Весть о чуде скоро облетела село, и народу в овраге собралось очень много. Послали за священником, чтобы перенести икону в Свято-Троицкий храм.

Из соседнего села спешно прибыл отец Василий Крылов, взял ее в руки, и с пением молитв все пошли в храм. Под перезвон колоколов с хоругвями навстречу народу вышли церковнослужители. Все слышали выкрики бесноватой больной Анны Торловой, шедшей в толпе: «Идет, идет маленькая икона и выгонит нас!» Позднее эта женщина исцелилась, а болела более 30 лет.

В последующие дни возле иконы шли молебны и богослужения, даже ночью храм не закрывался для посещений. Слух о чуде быстро распространился по окрестным селениям, и толпы православных шли в Ташлу на поклонение. Было отмечено множество исцелений больных и страждущих. Силами сельчан на источнике оборудовали колодезь и часовенку, а из храма часто выходили туда служить молебен.

Несмотря на то, что по молитвам у иконы начали происходить очевидные чудеса, сам настоятель Троицкой церкви отец Димитрий Митекин все время имел какое-то сомнение и поначалу не воздавал ей должную честь. Скоро пришла расплата за это горькое неверие: ровно через два месяца, 23 декабря 1917 года, икона ушла из запертого храма. При этом церковный сторож Ефим Куликов сообщил отцу Димитрию, что утром, когда шел в храм, видел яркую молнию, блеснувшую от храма к источнику.

Кинулись искать святой образ и нашли его сияющим над часовней у источника. Когда же открыли часовню и творила колодца, увидели, что лед в колодце подтаял, и в нем плавает икона — опять ликом вверх. Потрясенный священник глубоко раскаялся в своем неверии, горячо и слезно молился, просил прощения у Богородицы и у всех людей. После этого икона всплыла и дала себя поднять из воды. С тех пор святой образ уже не покидал села.

Колодезь в овраге постоянно углубляли и очищали, в засушливые 1920-1922 годы он был почти единственным источником, постоянно снабжавшим водою все село. До 1925 года с иконой «Избавительница от бед» жители часто устраивали крестные ходы, и со всего Поволжья люди шли к святому месту. Многие действительно получали избавление от бед и неизлечимых болезней. Видя это, советские власти поспешили закрыть церковь. Они пытались отыскать чудотворный образ, но верующие надежно прятали его, передавая на хранение из дома в дом. Тогда местные активисты выместили злобу на источнике – завалили его навозом, но он выжил, пробившись струей недалеко от прежнего места.

•••

Несколько слов скажем об истории ташлинской церкви в честь Святой Троицы. Деревянная, однопрестольная, она была построена в 1775г. Здесь много старинных икон, удивительно красиво расписаны своды и потолок. После закрытия церковь долгие годы использовалась как склад зерна. А открыли ее сразу после Великой Отечественной войны, но обложили таким непомерным налогом, что у местных жителей слезы лились из глаз. Таких денег ни у кого не было. Зато была у сельчан горячая вера и пламенная молитва к Богородице, а потому всякий раз им удавалось каким-то чудом найти необходимую сумму.

Несмотря на угрозы и предостережения властей, люди, кто чем мог, помогали храму. Лесника, который пожертвовал несколько досок, едва не посадили в тюрьму. За него пошло ходатайствовать все село — и отстояли невинного. Тогда же в храм люди принесли икону «Избавительница от бед». Более 20 лет укрывали ее от преследований, и вот дождались часа, когда молиться пред ней разрешили открыто.

•••

В конце 50-х годов, когда Хрущев начал новое наступление на Церковь, настоятелем Троицкого храма в Ташле был назначен протоиерей Иоанн Державин. Вот как вспоминал он о том времени, которое провел возле великой волжской святыни:

— Мой перевод в Ташлу был вызван тем, что на этом месте несколько лет служил священник Костин — в прошлом артист, циркач, человек в Церкви случайный. Владыка Митрофан чувствовал, что доверять ему нельзя, и он оказался прав в своих подозрениях. Вскоре после перевода из Ташлы Костин снял с себя сан, стал отреченцем, писал в газеты пасквили на Святую Церковь. Конец его жизни был незавидным. Будучи уже в летах, он ехал с любовницей на мотоцикле и на полном ходу врезался во встречную машину. Разбился насмерть. Милиционер, составлявший акт о происшествии, сказал другому потерпевшему: «Ты убил иуду-предателя».

Начав служить в Ташле, я встретил противоборство в лице тех церковнослужителей, на которых успел негативно повлиять мой предшественник. Псаломщик не любил меня за то, что я ничего не опускал в богослужении, и потому службы были долгими. Председатель ревизионной комиссии храма с гордостью говорил о себе, что не причащался с 1916 года...

Естественно, между нами начались трения. Псаломщик начал писать на меня жалобы. Настало лето. Однажды ко мне из Куйбышева на «газике» приехал главный прокурор области. Пригласил в правление колхоза. Познакомились. Он стал говорить мне, что скоро все церкви закроют, а я, еще молодой человек, непременно окажусь без работы. Советовал Гегеля почитать. Я ответил, что искренне хочу служить Богу. Тогда время было лихое, в священники я шел не за благами, а на страдание.

Прокуpop предложил мне продолжить беседу в сосновом лесу. Сам он на «газике» поехал впереди, а я на мотоцикле сзади. Разные мысли по дороге приходили мне в голову. Была даже мысль, что в лесу меня могут убить, но разговор был довольно корректным. На лесной опушке прокурор вновь заговорил со мной о том, что мне нужно отказаться от сана.
— Вот вы ездите на мотоцикле. Нравится вам это?
— Да, конечно.
— А кто его изготовил? Рабочий класс. А не лучше ли и вам стать рабочим?
Как я понял, в его понимании священник и тунеядец были почти синонимами. Но я решительно отказался менять профессию. Тогда прокурор предложил мне поехать в Куйбышев и там поговорить по душам в ресторане «Волга». Я на это возразил, что как священник не имею права даже заходить в корчму... В общем, разговор ни к чему не привел, и я вновь приступил к своим пастырским обязанностям.

Ташла — село русское, но в нем было много диких, непонятных обычаев. Люди в селе не отличались радушием. Не было ни одного года, чтобы не случился поджог. Соседи поругаются и... подожгут один другого! Мне староста рассказал, как какой-то мужик попросил у него денег на водку. Тот не дал. А утром, выйдя в сад, увидел, что у него все помидоры скошены! Другому ночью подпилили все яблони. При мне тоже был поджог, когда сгорело семь дворов. И ведется этот жуткий обычай с незапамятных времен.

За три года до явления чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Избавительница от бед» сгорело все село. В августе крестьяне отправились на поля, а кто-то поджег крайний дом. Ветер разнес огонь на соседние дома... В ташлинском храме всегда висела привязанная к колоколу веревка, чтобы в случае пожара не надо было взбираться на колокольню, а скорее звонить, созывая народ на подмогу. И вот что интересно, ташлинцы тушили пожары дружно, всем миром. Тушили их даже те, кто сам пустил «красного петуха». В общем, все как в пословице: где Бог, там и дьявол.

Директором школы в Ташле был 50-летний мужчина по фамилии Новиков. Он не раз говорил мне, что лично ко мне относится хорошо, но является врагом религии. Однажды он сделал стенды из фанеры и написал на них лозунги типа: «Религия — опиум для народа». Ими он окружил всю церковь, поставил их и в других местах. Я попросил его убрать лозунги хотя бы подальше от церковной ограды, но так ничего и не добился. А еще из Ставрополя в Ташлу приезжали молодые девчонки, хоровая самодеятельность. Они пели исключительно безбожные песни.

Чудотворная икона Божией Матери «Избавительница от бед» в то время уже была в храме. Стояла она посреди церкви. Я решил установить ее слева, где она и теперь находится, а в центр поместить храмовую икону. Нашлись недовольные, которые в этом моем решении увидели «непочтение к святыне». Опять начались доносы. В общем, исполнилось предсказание одной тверской блаженной: «Бойся не коммунистов, а лжебратии».

Часто сталкиваясь с тяжелыми характерами местных жителей, я думал про себя: почему Божия Матерь выбрала именно это место для Своего явления? Это, конечно, тайна Божия. Но ведь не случайно Божия Матерь выбрала Своим вторым уделом Афон, на котором стояли идольские капища языческого божка Аполлона».

•••

Три года назад, в октябре 2017г., в Ташле прошли торжества, посвященные 100-летию явления Иконы «Избавительница от бед». Из многих городов страны собрались тысячи людей. Вот как рассказывала об этом паломница Ольга Николаева:

«Мы приехали в 7 часов утра, а в храм зайти было уже невозможно, он был полон народа. Стояли так плотно, что трудно было даже вздохнуть, но удивительно при этом другое: все люди были очень тепло настроены, старались помочь, потесниться, дать место другим. Исповедь вели несколько священников в разных местах, даже на улице к ним выстраивались огромные очереди, замечательно пел хор семинаристов. Динамики были выведены на улицу, потому что сельский храм, конечно, не мог вместить всех желающих.

Множество людей стояло вокруг него и возле дверей, а потом нескончаемой чередой шли к причастию. У меня просто слезы лились из глаз! Такая благодать снисходила в тот день на нас... Когда кончилась праздничная литургия, священники торжественно, на плечах вынесли из храма икону Матери Божией «Избавительница от бед».

Как широкая мощная река, потек по улицам села крестный ход. Смотришь — и мурашки по коже. Какая сила идет неодолимая! И какая радость на сердце! С пением молитв колонна медленно двигалась на святой источник, где сто лет назад чудесным образом явилась эта маленькая икона Богородицы. Пока мы переходили автотрассу, движение на ней было приостановлено, и по обе стороны выстроились длинные вереницы машин. Наверно, водителям было о чем подумать, пока они наблюдали это необычное многолюдное шествие с хоругвями.

Я шла с мыслью о том, что земля наша — святая, если сто лет назад здесь явилась Сама Матушка Божия. Как любящая мать заботится о своих детях, так и Она за несколько дней до революции 1917 года пришла на помощь к Своим заблудшим детям, — и вот уже сто лет невидимо хранит нас от бед и напастей. Когда собор архипастырей и священников служил на источнике водосвятный молебен, с неба вдруг посыпались густые хлопья белого снега и тихо-тихо укрыли всех гостей праздника. Ну, скажите, разве это не чудо?! Разве не чудесный Покров нашей Заступницы?!

 Татьяна Оленина




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |