на главную

Дважды Герой Николай Семейко: «Коршун» ноль один» не вернулся из боя

За всю историю Советского Союза было 154 дважды Героя Советского Союза. Самым молодым из них стал 22-летний Николай Илларионович Семейко (1923-1945), уроженец города Славянска Донецкой области. О нем сегодня наш рассказ. Николай был летчиком-штурмовиком на Ил-2. Эту профессию военные специалисты признали одной из самых опасных в годы Второй мировой войны.

В отличие от бомбардировщиков, они шли на штурм вражеских позиций на бреющем полете, на высоте всего 50-250 метров, со скоростью до 300 км/час, притягивая к себе огонь не только зениток, но и всего, что стреляло с земли. А после штурма их поджидали вражеские истребители, от которых была лишь одна защита – встать в круг, прикрывая хвост друг друга, и медленно возвращаться на свой аэродром. Для врагов они стали «черной смертью».

Несмотря на молодость, Николай Семейко по праву может считаться штурмовиком-асом Великой Отечественной войны. На его счету 27 вылетов, у его однополчанина Леонида Беды, другого знаменитого советского штурмовика, тоже дважды Героя, – 214. Чтобы понять, много это или мало, скажем, что в первый период войны летчик, удачно выполнивший пять полетов на Ил-2, представлялся к ордену, за восемь – ко второму, за 15 можно было получить и Героя.

Только в те жуткие времена мало кто из молодых летчиков доживал до восьмого-девятого боя, в большинстве случаев Ил-2 теряли за каждые 3-4 вылета. При всей крепости машины, прозванной «летающим танком», пилоты (а с 1942 года и стрелки-радисты) были, по сути, смертниками. Потери штурмовиков были столь велики, что даже в более-менее удачливые времена, летом 1943 года, любой полк мог за раз потерять 12 машин – таким количеством летали на штурмовку. А это треть полка.

Николай Семейко был призван в армию в конце 1940-го. Когда началась война, крепких, выносливых ребят стали отбирать в летные школы, потому что гибель кадров в авиации была очень большой. Его распределили в знаменитую Ворошиловградскую авиашколу им. Пролетариата Донбасса. Это была кузница кадров штурмовой авиации. Ее выпускниками стали 14 Героев Советского Союза, в числе которых Николай Гастелло и первый космонавт Донбасса Георгий Береговой.

Выпуск Семейко из школы, которая к тому времени была эвакуирована в Северный Казахстан, описан в книге воспоминаний его друга и сослуживца Анатолия Недбайло: «ТБ-3 привез нас на заснеженный аэродром где-то под Сталинградом. Мы, новоиспеченные лейтенанты, осматриваемся. Добродушно улыбаясь и щуря глаза от весеннего солнца, к нам спешит военный, по внешнему виду летчик. Поздоровался и сразу спросил:
– Из какой вы школы, ребята?
– Из Ворошиловградской, – ответил я.
– Значит, земляки! У нас в пятьсот пятом Сталинградском полку много было ворошиловградцев. 
– Почему – было? – настороженно взглянул я на летчика.
– Ну, до Сталинграда было, – улыбка сошла с его лица. – А потом нас в эскадрилье осталось только трое».

Через полгода в Донбассе, когда полк штурмовиков базировался в Криничной (Макеевка), уже от их выпуска осталось только трое: Уманский, Семейко и Недбайло. На фронтах Великой Отечественной войны Николай Илларионович воевал с марта 1943 года. Был командиром экипажа, звена, заместителем командира, командиром и штурманом эскадрильи 75-го гвардейского штурмового авиаполка.

Начал боевую деятельность под Сталинградом, участвовал в боях за освобождение Донбасса, Крыма, Украины, Белоруссии, в составе войск Южного, 4-го Украинского и 3-го Белорусского фронтов. К октябрю 1944 года являлся штурманом эскадрильи 75-го гвардейского штурмового авиационного полка и штурманом того же полка 1-й гвардейской штурмовой дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта.

Проявил себя как дисциплинированный и смелый боевой лётчик, в боях неизменно вёл себя мужественно и дерзко. Обладал отличной техникой пилотирования, по праву считался одним из лучших лётчиков в полку. Совершал вылеты на штурмовки и бомбардировки наземных сил и объектов врага, отражение вражеских авианалётов. Летал даже в самых тяжёлых метеоусловиях, при плохой видимости и низкой облачности.

При выполнении задач много раз попадал под вражеский зенитный огонь, но всегда доводил задуманное до конца. Его отважные действия по штурмовке вражеских оборонительных рубежей многократно обеспечивали продвижение вперёд наших наземных частей. Много раз он водил штурмовые группы, нанося врагу значительные потери. Невзирая на огонь ПВО, всегда старался снизиться вплоть до бреющего полёта и сделать максимальное число заходов на цель. Свой богатый боевой опыт передавал молодым лётчикам, хотя и сам был еще очень молод, но, видимо, на войне возраст измеряется иначе, чем в мирной жизни.

В апреле 1945-го его полк помогал брать Кенигсберг. 19 апреля 1945 года Недбайло и Семейко узнали, что им присвоены звания Героев СССР. А на следующий день Николай Семейко погиб. Приведём рассказ Анатолия Недбайло о том дне и последнем полете боевого друга:

«Командир дивизии приказал двумя шестерками нашего полка нанести бомбово-штурмовой удар по укрупненному району противника и тем самым помочь нашим наземным войскам занять более выгодный рубеж. Мы с Николаем Семейко нанесли координаты цели на свои полетные карты. Чтобы как можно дольше воздействовать на противника, решено было, что группа Семейко вылетает первой, а спустя пятнадцать минут моя группа пойдет ей на смену. Первая шестерка ушла. Прошло пятнадцать минут, и я повел на взлет своих штурмовиков.

Еще несколько минут – и с высоты уже просматривается залив. Справа к нему подступает зеленая гряда леса. Между ним и морем – золотисто-желтая песчаная каемка, отороченная со стороны моря белым кружевом прибоя. Впереди уже видна шестерка Николая Семейко, «обрабатывающая» цель «с круга».

Машину Николая узнаю издали по тому, как она круто пикирует на цель. «Резвится, будто не навоевался!» – думаю я и тут же слышу голос Ляховского со станции наведения.
– Хорошо Семейко работает! – прямо так и сказал открытым текстом.
– «Коршун» ноль один! – связываюсь по радио с Семейко. – Я «Коршун» ноль три – на подходе.

Семейко не ответил. Он в это время снова пикировал, как мне показалось, на зенитную батарею. Я залюбовался его работой, как вдруг пронзила тревога: пора, пора выводить машину из пике! Но что это? С консолей срываются белесые струи, а в следующее мгновение самолет, перевернувшись и описав дугу, падает у самой береговой черты.

Все произошло в считанные секунды. Был Николай — и через несколько мгновений его не стало. Не оставалось никаких сомнений, что он погиб. Не успев получить свою Золотую Звезду, не дожив до Победы, не узнав, что подвиги его Родина отметит еще и второй Золотой Звездой».

По состоянию на 15 октября 1944 года, Н.И.Семейко совершил 144 боевых вылета, нанеся врагу огромные потери. За это он был удостоен звания Героя Советского Союза. К 16 апреля 1945 года на его счету было уже 227 вылетов. За это он, ещё не получив первой Звезды, вновь был представлен к высшей степени воинского отличия СССР. Семейко погиб в воздушном бою, так и не получив высших наград.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года Николай Илларионович посмертно был награждён второй медалью «Золотая Звезда». Обе награды были переданы семье уже после его смерти. Он награжден также двумя орденами Ленина, орденом Отечественной войны І степени, четырьмя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Богдана Хмельницкого III степени, орденом Александра Невского, медалями.
Вечная память павшим героям!

Подготовил Евгений Полевой
Источник: «Православный Крест»




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |