на главную

Злостное искажение русской истории. О телесериале «Грозный»

Доверчивых отечественных телезрителей продолжают «кормить» насквозь лживыми телесериалами. Нетрудно понять, что «стряпают» их одни и те же люди, приобретающие от этого немалые выгоды. Давно ли с неправдоподобными вымыслами прошли по каналу Россия-1 «Екатерина. Самозванцы» и «Годунов». Из той же «кухни» сериал «Тобол» по роману Алексея Иванова, где предельно окарикатурены образы староверов. И вот перед нами широко разрекламированный «исторический фильм года» – «Грозный».

На телеэкране преобладают мрачные, зловещие краски да сменяющие друг друга эпизоды пожарищ, вражеских набегов, пыток и казней, безчинств опричников. Мерзкие сцены следуют одна за другой: отравление князя Старицкого прямо за царским обеденным столом, битва в застенке двух «пауков» – отца и сына Басмановых, без колебаний предавших друг друга. За «поединком», как за боем гладиаторов, безстрастно наблюдает царь.

О судьбоносном взятии Грозным Казани – два-три слова, о приумножении при нём российских территорий, о поддержке беднейших слоев населения, об укреплении Руси – тоже сказано походя. В центре внимания – ежедневная ожесточённая борьба царя с заговорщиками-боярами, увенчавшаяся безсудными расправами да созданием опричнины.

Каковы корни и истоки злостного искажения истории и образа Великого царя? Убедительную оценку всему этому дал Иван Солоневич в книге «Народная монархия»: «Русская историография за отдельными и почти единичными исключениями есть результат наблюдения русских исторических процессов с нерусской точки зрения». Таков, по твёрдому убеждению автора, был «социальный заказ победившего социального слоя» – дворянства эпохи правления Романовых.

За примерами далеко ходить не надо. У Лермонтова в «Песне про купца Калашникова» Иоанн Грозный повелевает казнить купца, постоявшего за честь своей жены. Роман Алексея Толстого «Князь Серебряный» начинается с эпизода нападения отряда опричников на деревню и учинённых ими безчинств. В восьмой главе «Пир» Серебряный содрогнулся, видя, как грохнулся оземь старый боярин, выпив чашу отравленного вина, поднесённую ему по приказу царя.

Кровавая сцена в картине Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына», приуроченная к 16 ноября 1581 года, якобы, к дате убийства, вызвала законный протест у многих современников художника. В действительности Иван Грозный не убивал своего сына, а вот Пётр Первый убил, но в кривом зеркале историографии жестокий правитель, уничтоживший треть самого трудолюбивого населения России, по-прежнему, значится великим.

Клеветническое искажение образа Грозного продолжалось и в советские времена. Такова поэма Дмитрия Кудрина «Зодчие», где в награду за создание удивительного cобора Василия Блаженного царь повелевает ослепить двух зодчих. Но апофеозом надругательства над русской историей и личностью Грозного стали постсоветские времена.

На сей раз большинство отзывов о сериале в соцсетях полностью совпали с моим мнением. Приведу некоторые из них:
– Дорого, длинно, нудно…
– История в фильме и не ночевала… Посыл насквозь политизированного нового сериала про Ивана Грозного омерзителен.
– На мой взгляд, это провал. Скучное, тоскливое произведение, минимально соответствующее реальной истории.


Убедительный анализ сериала дал на Фэйсбуке публицист Константин Ковалев-Случевский: «Очередной образец плохого псевдоисторического кино. Сценарий – примитивный. Идея – психопат на троне – стара как мир. Режиссура – на уровне топóрного сериала. Герои – даже не персонажи, а просто – функции (боярина, палача, царя и прочих). Драматургия отсутствует (лишь упорно проталкивается идея страха перед доносами и казнью). Актеры – исполняют эти функции, не более. Маковецкий – также отсутствует, вместо него кукла в маске якобы "царя", однообразен, не интересен и роль провалил.

Жизнь людей вообще не показана: семейная, детская, городская, бытовая, церковная. Женщины где-то в районе плинтуса идеи фильма. Уровень ума царя ограничивается умением играть в шахматы, остальное – дело советников и доносчиков. Многочисленные персонажи-функции одинаково едят, пьют, философствуют (!), машут мечами-саблями и все время пытаются либо сбросить царя с престола либо, наоборот, – его защитить. Больше им, по сценарию, делать нечего!

Митрополит Макарий в фильме креста не носит (с этим символом в фильме явный целенаправленный напряг), в комнатах дворца, как правило, иконы не висят, православная терминология в тексте отсутствует на 99%, а церковная тема рассматривается лишь как часть шизофренической деградации главного героя. Вывод: неудача и профанация темы. Сказки для слабонервных, очередное банальное отсутствие позитивной России, ее величия и настоящей истории».

После просмотра «Грозного» мне вспомнился бездарный и насквозь лживый фильм «Викинг» – карикатура на князя Владимира Крестителя. На постановку его ушло около 2,5 миллиардов рублей, неужели этим выброшенным на ветер деньгам нельзя было найти более достойного применения - при гибнущих провинциальных театрах, библиотеках, Домах культуры? Какова цена нынешнего сериала? Полагаю, что немалая. Нашему народу давно пора объявить протест навязываемой нам антиистории и антикультуре!

Чудинова Галина Васильевна,
кандидат филологических наук, член Союза писателей России, Пермский край




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |