на главную

Почти письмо А.Г. Лукашенко

В последние месяцы я, как и многие, стараюсь следить за тем, что происходит в соседней Беларуси после выборов, что делается в Минске, в стране и за её пределами. Наблюдаю затянувшиеся панъевропейские смотрины Тихановской, слушаю, что она говорит. По воскресеньям смотрю видео протестов, читаю аналитику. Многое понимаю, eще больше что-то вызывает у меня вопросы.

Вместе со всем этим всё выпуклее проступает в моих размышлениях непростая фигура Александра Григорьевича Лукашенко, вокруг которой нынче звенит драматическая напряженная пустота, этакий вакуум, который «накачивается» как с запада, так и с востока. Я в политике не первый. У меня не могут не возникать подозрения о том, что, говоря уличным языком, первого президента Беларуси уже попросту «кинули» его друзья и партнёры (по крайней мере, их часть) – и внутри, и за границей. От этого становится еще тяжелее, и, думается, не будет лишним сказать как раз сейчас несколько слов об этом человеке и политике.

К сожалению, не имел опыта настоящего, личного общения с ним, но все то время, что он возглавляет Беларусь, слежу за ним, за его политической и хозяйственной работой. Он пришёл к власти, на свой пост, который без малого уже тридцать лет безсменно занимает, на первых (и, наверное, пока единственных свободных и равных) выборах президента Беларуси. Те выборы он блестяще и честно выиграл.

Вспоминаю это время и впечатление от него: было понятно, что он деятельный хозяйственник, что у него природная политическая хватка и смелость и что он, конечно, был продуктом своего времени и системы (далеко не самым плохим продуктом!). Он казался мне поначалу человеком «районного», ну, может быть, «областного» масштаба. У него была своя правда, свое понимание справедливости, но при этом имелся цельный и сильный характер.

Какие-то вещи вызывали улыбку: откровенность, открытость, народность, какие-то оригинальные интересные реакции. Например, белорусские друзья рассказывали, что Александр Григорьевич был сильно против конкурсов красоты в своей стране, против всех этих «мисс», «вице-мисс» и прочих «мисок», потому что видел в этом что-то нехорошее, некрасивое, продажное. Вертелось у него тогда на языке такое выражение: «Наши девушки, белорусочки, тростиночки, что ж с вами сделают-то…».

Думаю, что именно сочетание естественной простоты, скромности, внутреннего достоинства, присущее белорусам в целом и Александру Григорьевичу в частности, как раз и обеспечило ему хороший старт и широкое уважение, которым он, безусловно, в те времена пользовался.

Его предшественник Станислав Шушкевич был физик-ядерщик, профессор и даже, кажется, академик. Попав в верхний политический эшелон, чувствовал себя там не слишком готовым к этому и заполнял лакуны знаний о политике в книгах, в частности «Открытом обществе…» Карла Поппера. Александру Григорьевичу Поппер был не нужен, как не нужны были Маркс с Энгельсом, с трудами и идеями которых он всё-таки был знаком по совпартучёбе.

Президент Лукашенко с самого начала руководствовался собственными представлениями о справедливости, о добре и зле, о целях и задачах, о критериях и оценках своей работы. Это позволило ему уберечь Беларусь от волны пены и грязи, разгула преступности и пр., что прошла почти по всему бывшему СССР, затронув в том числе и мою Латвию. Она принесла с собой и беззаконие, и воровство, и вещи пострашнее.

А в Белоруссии ничего этого не было. Не было и нет до сих пор. Если взглянуть на Лукашенко с исторической точки зрения (не знаю, насколько мы вообще можем так смотреть, поскольку все еще очень близко), кажется, что в 90-е он в некоторой степени опережал историю, был тогда если не выше, то, по крайней мере, шел впереди тренда – не только Беларуси, но и всего экс-СССР, несколько приподнявшись над ним. Это было возможно благодаря практическому складу Александра Григорьевича и желанию делать для своего народа добро, защищать от беды – так, как он сам все это понимал.

Лукашенко тогда опережал, скажем так, общую тенденцию. В «нулевые» он был уже вровень с ними, а в «десятые» начал отставать и запаздывать. Когда дело подошло к современному периоду, то, можно сказать, время и история, в общем-то, обогнали его. В этом нет ничего обидного – на дворе глобализация, а это сильная и объективная причина.

Когда задают вопрос «Что такое глобализация?», отвечаю так: глобализация – это в принципе та же самая история, что была и раньше, только теперь она происходит очень быстро, гораздо быстрее, чем в прошлом. Это касается и хода событий, и обмена информации, и изменчивости настроений в обществе. Дух глобализации требует от лидера иного характера – даже если говорить о народном природном характере. Она требует других темпов, других знаний, других подходов к стратегии, к отношениям, к пропаганде, к вопросам войны и мира.

Вспомним, чем была Беларусь в 80-е. По сути, это был всесоюзный сборочный цех. Но вот СССР не стало, собирать стало нечего, не из чего, а то, что собиралось, было уже никому не нужным, поскольку границы открыты, и при наличии денег стало возможным купить все, что угодно на западе. В таком положении Лукашенко получил свою страну: без выхода к морю, без портов, без более-менее внятных природных ресурсов, к тому же в очень сложном месте с точки зрения геополитики: на разломе востока и запада.

С этих позиций он начинал, и надо сказать, что, удержав все, что можно было, сумел сохранить то ценное и главное, что было в его стране. Затем не менее чудесным образом ему удалось найти какие-то точки и ресурсы развития; он действительно развивал страну, пусть и специфическими методами (назовем их «волевыми», хотя можно было бы назвать их волюнтаристскими, авторитарными или какими-то еще). Так или иначе, он справился.

Отвечая на вопрос «Почему ему тогда это удалось, а другим нет?», нужно сказать, что всю свою жизнь, все свое президентское время Лукашенко действительно работал на свой народ, боролся за его интересы, за то, чтобы люди были сыты, за то, чтобы был мир, чтобы не было преступности. Наверное, тут сыграло роль и то, что Лукашенко родился вскоре после войны и еще застал разрушенную Беларусь, по которой война прокатилась дважды (сначала на восток, а потом на запад).

Он понимал, что из республик СССР, может, именно Белоруссия потеряла больше остальных, – и в человеческом, и в материальном смысле. И белорусам меньше, чем кому-то еще, нужны были новые потрясения или, не дай Бог, война. Когда же у приезжих или гостей, – неважно, латышей, украинцев или россиян, – проявлялось высокомерие или ирония насчет белорусской жизни – уж очень многое, напоминало бывший Советский Союз, им отвечали: «Зато можно гулять ночью по парку в Минске или Могилеве, будучи уверенными, что никто на тебя не нападёт». И если бы в стране в ту пору нашли хоть одного серьезного рэкетира, его расстреляли бы прилюдно перед резидентской резиденцией.

Почти уверен, что по отношению к белорусскому народу Александр Григорьевич испытывает большой и сложный комплекс отца: такой же большой и сложный, как и он сам. Лукашенко всегда тащил «к себе в дом», в Беларусь. Не стеснялся ругаться с соседями, партнёрами, если того требовали интересы страны.

Цели были простые: чтобы у белорусов был достаток – хлеб на столе, к нему масло и сало, а к этому стопка водки и детям мороженое. Чтобы люди были сыты, здоровы, чтобы у них рождались дети и внуки, росло новое поколение, получало образование (как можно более достойное) и имело возможности в дальнейшей жизни. А ведь это и есть самое главное. Именно по этим критериям история выставляет оценку лидеру, как то: состояние народонаселения, его благополучие, количество и качество.

Прямым и естественным образом все это отражалось и в политике внешней. Много раз бывал я на госприемах, которые устраивало посольство Беларуси в Риге. Естественно, каждый раз прием открывался речью посла, которая на 90% была «циркулярной», написанной в Минске для всех посольств и загранучреждений, отражая мнение, позицию и актуальный взгляд руководства страны.

И практически всякий раз в этом тексте была одна и та же фраза – про то, что Беларусь – миролюбивая, самостоятельная, независимая страна, которая открыта к контактам и дружелюбна к своим соседям. И это была чистая правда. Нынче много пишут об отношениях Лукашенко с Россией и лично с Путиным. Пишут много неправды, много пошлости. Думаю, что Путин и Лукашенко уважают по большому счету друг друга, хотя при этом сильно различаются между собой. Мне кажется, что есть моменты, в которых многие лидеры могли бы позавидовать Лукашенко.

Например, природному умению понимать и чувствовать народ, способности договариваться: с «красными» и «некрасными» директорами, с губернаторами и военными, да притом таким образом, чтобы решая свои частные задачи, они решали бы и задачи страны, народа, нации. Наконец, у Александра Григорьевича, безспорно, имеется харизма. Его любили и любят до сих пор – пускай не все. Но для этого ему не нужно было летать в стратосферу и опускаться в батискафе на дно морское. Ну, может быть, раз-другой сесть за руль трактора или в прямом телеэфире уволить бездарного директора или главу администрации…

Возвращаясь к текущему. По-видимому, не далек уж тот день, когда Александр Григорьевич уйдёт со своей нынешней позиции. Будь его пост символическим или номинальным, как у некоторых соседей, – мог бы спокойно занимать его еще. Но это не белорусский случай. И причиной тут время: остановить или повернуть его вспять никому еще не удавалось.

Я хочу пожелать Александру Григорьевичу, чтобы он провел эти события с достоинством, честью, с холодной головой, в интересах своего народа и – слушая исключительно свой народ. «Доброжелателей» и советчиков вокруг много, а ответственность за страну одна, ее не разменяешь, как рубль на пятаки.

По этому поводу хочу пожелать только одного: разумно и с пользой воспользоваться и своим авторитетом, и всеми имеющимися возможностями. Чтобы помочь истории выдвинуть на смену себе фигуру не меньшего масштаба, притом человека способного, современного разумного и порядочного. А человеческая, народная, благодарность не заставит себя ждать.

АВТОР: Янис Урбанович, депутат Сейма Латвии




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |