на главную

Не всё ли равно, как верить?.. Размышления опытного священника

Очень часто в обыденной жизни слышны такие выражения: «Главное — верить в Бога, а уж как верить — пусть каждый смотрит по-своему». Более 100 лет назад об этом опасном духовном явлении предупреждал нас святитель Феофан Затворник. Он писал, что среди русского православного народа постепенно разовьется полное безразличие к истине веры. Сначала появится небольшое разделение, а потом, чем дальше, тем больше, будет много различных верований, выросших на гордыне и самомнении. А под конец будет так: «что ни голова, то своя вера».

Именно это мы и наблюдаем сегодня: кто верит в гороскоп, кто в фиолетовое пламя, кто в сибирского шамана, кто в науку и человеческий разум, кто в силу денег, кто в самого себя… Придумок множество, но истина — одна. О том, как далеко уходят от нее наши современники, с тревогой говорят российские ученые. В общественных умонастроениях они отмечают такое новое явление, как «наличие странных духовных образований», когда в голове одного человека уживаются элементы несовместимых типов мировоззрений: атеизма и православия, древнего язычества и восточных культур, католичества и разных западных мистификаций. Проще сказать, это когда у человека каша в голове.

Между тем во все века люди прилежно искали истину веры. В истории православия отмечено семь Вселенских соборов, которые раз и навсегда установили основы православного вероучения: как надо понимать существо Божие, как правильно славить Его, как почитать иконы. Соборы назывались Вселенскими, потому что епископы, а также цари и патриархи, собирались со всей Вселенной, из всех городов и стран, где возникло христианство.

Заседания их длились обычно несколько месяцев. На них горели жаркие споры, но истина утверждалась только тогда, когда все участники единодушно соглашались принять ее. Это сегодня решения принимаются демократическим большинством голосов, а в первые века христианства основополагающие истины утверждались не иначе, как всей полнотой высокого собрания. Если кто-то был не согласен, то не ставил свою подпись под заключительными решениями Собора и тем самым отпадал от полноты Церкви.

Отметим важную деталь: ни одно другое вероисповедание мира не имеет опыта Вселенских соборов по вопросам веры. Нигде не собиралось по 300, по 600 человек и не приходило к единому мнению. Равно как ни одно другое вероисповедание, кроме православного, не имеет четко выраженного Символа веры. Причем сохраняется оно в неизменном виде почти 18 столетий! Каждый православный человек должен знать его наизусть.

Так что когда говорят, все веры одинаковые, это неправда. Никакой одинаковости нет. Первоистину, на века заповеданную Христом, сегодня хранят в неповрежденном виде лишь православные. Не только в религии, но и в обычной земной жизни люди стремятся найти истину: ученые проводят исследования, суды изучают документы и вызывают свидетелей, историки напряженно работают в архивах.

Мы и сами бываем не довольны, когда о нас говорят неправду: «Это ложь, я не такой!» Мы оскорбляемся, когда в книгах видим искаженные портреты выдающихся исторических деятелей.

Вспомним, было время, когда Ивана Грозного представляли кровавым палачом, императора Павла I — недоумком, Николая II — слабым и безвольным правителем. Но вот прошли годы, и мы узнали: то, что писали о них раньше, — скверная ложь. На самом деле наши русские цари были настоящими патриотами, людьми высокого духа, и некоторые из них сегодня прославлены в лике святых.

Каждому хочется разобраться и узнать историческую истину. Эти вопросы постоянно присутствуют и в литературе, и в искусстве, и в любой науке. Люди всегда стараются их разрешить. Тем более важен вопрос, касающийся Бога, — он в высшей степени важен! Поэтому истинная вера является самым главным, к чему человек должен стремиться.

О том, что происходит в обществе в условиях массового безверия и иноверия, с болью говорит доктор педагогических наук Т.И. ПЕТРАКОВА: "Среди молодых людей и учащихся отмечается нарастание тенденций индивидуализма, поиска личной выгоды, противопоставления себя другим, ниспровержения всех авторитетов, снижения доверия к старшему поколению, отказа от общественных идеалов, которые складывались десятилетиями.

На первое место выдвигается идея личного благополучия и личного выживания, усиливаются процессы отчуждения. Материальные блага в системе ценностей все чаще занимают первое и самое главное место, а культура и образование отодвигаются на задний план. Наше юношество все меньше читает, меньше интересуется высоким искусством, меньше руководствуется благородными идеалами в жизни, всё реже вступает в брак и рождает потомство. Видимым воплощением таких тенденций стала молодежная культура, выражающая стремление к разрушению и протестующая против благообразия во всем: поведении, общении, одежде.

Наша насущная задача — воспрепятствовать отрыву молодежи от нашей исторической и религиозной традиции, установить мощный заслон на пути разрушительных явлений массовой культуры. Для этого нужно выстроить четкую систему ценностей, основанную на прочном фундаменте православного мировоззрения".

Сегодня часто говорят: Бог един, и все веры имеют равное право. Нет! Этого не может быть. Единственное высшее право имеет только истинная вера, она и лежит в основе понимания жизни. Наивны (если не сказать — безумны) все разговоры о том, что нам все равно, как верить, лишь бы верить. Ведь нам далеко не все равно, как мы выглядим, какого люди о нас мнения. Даже одинаковой одежды уже не найдешь, каждый хочет что-то своё, особое.

И когда вопрос касается своего жилища, мы тщательно выбираем обои, отделочные материалы, смотрим, какой оттенок лучше подойдет. Более того, в современных обществах есть законы, которые дают право подавать в суд за клевету. И если люди уже дошли до того, что можно возбуждать судебный процесс по вопросу неправды о человеке, то почему неправда о Боге является неважной? Почему о Боге можно говорить, что попало и как попало к Нему относиться?!

Когда мы стараемся чем-то угодить человеку, нами уважаемому, то стараемся узнать, что он любит, чем интересуется, и именно это ищем ему в подарок. Но представьте себе: если подарим то, что он на дух не переносит, как он к этому отнесется? Например, убежденному трезвеннику вручат бутылку водки. Он скажет: «Зачем мне? Это же отрава!» Если мы стараемся сделать нечто угодное человеку, то в высшей степени надо делать угодное Богу.

В истории России множество выдающихся писателей, ученых, военачальников были глубоко верующими людьми. ЛОМОНОСОВ, СУВОРОВ, УШАКОВ, ПУШКИН, ГОГОЛЬ, ДОСТОЕВСКИЙ, ПИРОГОВ, МЕНДЕЛЕЕВ, ЦИОЛКОВСКИЙ, КОРОЛЕВ — устанешь перечислять, их очень много. Да, порой в жизни они были увлечены каким-то побочным ветром, но в глубине души это были истинно православные, верующие люди. И когда читаешь их изречения, сразу чувствуешь: они очень трезво мыслили, потому и достигли высот в своих областях деятельности, потому и остались навечно в благодарной памяти потомков.

Как же можно отбрасывать всё это национальное достояние и верить каким-то гастролёрам, приехавшим из других стран, где сотни всяких вероисповеданий?! Разве может это чужое, заграничное сравняться со своим, родным и близким? С сонмом наших святых, которые всей жизнью своей отстаивали истину православной веры?

Старец Николай ГУРЬЯНОВ с острова Залит часто говорил, встречая приехавших к нему людей: «Какие вы счастливые, что ходите в истине, в истинной православной вере!» Точно так же радовались и наши духовные отцы, и все старцы, когда видели, что православный народ твердо стоит в истине и по мере сил старается исполнять то, что положено церковным уставом.

Откуда же возникло это множество верований? А очень просто. Они возникают тогда, когда люди, ослеплённые гордостью и высокомерием, стремятся только к своему «я»: «Я понимаю Бога вот так — и всё». Как предсказывал апостол Павел, «будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое». (2 Тим., 4, 3-5)

Кому служат православные? Богу-Отцу, Богу-Сыну и Богу Святому Духу — Святой Живоначальной Троице. Ведь истинная любовь — не отвлеченное понятие, она всегда проявляется в каком-то делании: помочь ближнему, согреть замерзшего, накормить голодного. Любовь — это и есть согласие и полное единение всех Лиц Святой Троицы.

Вспомним классический образ на знаменитой иконе Андрея РУБЛЕВА. Все три Лица находятся в единстве. Это выражается и позой, и наклоном головы, и указательным жестом руки. Каждый прислушивается к Другому. Каждый внимает Другому. Каждый Своим видом проявляет общее согласие. Этот первообраз сегодня крайне важен для нашего народа. При нарастании внутренней разобщенности сограждан Троица тихо зовет нас к единству, сплоченности, доброму и полезному труду во славу Божию.

Конечно, когда человек принимает истину православной веры, то ему приходится что-то делать: держать пост, искоренять свою лень, трудиться над собою. Вот от этого многие и убегают — не хочется им трудиться. В нашей вере этот тяжкий внутренний труд всегда присутствовал, потому здесь и является самый главный подвиг.

"Необходимо связать направление своей жизни со своим коренным убеждением веры. Без этого жизнь человека не будет иметь никакого смысла. Ум его будет счётной машиной, а сердце – собранием бездушных струн, в которых свищет случайный ветер. Никакое действие не будет иметь нравственного характера, и человека, собственно, не будет. Ибо человек — это его вера". (Русский писатель, мыслитель, публицист Иван Васильевич КИРЕЕВСКИЙ) 

У множества иных верований мотивы не такие возвышенные. Там не нужно поститься. Там не нужно исповедоваться. Там можно удобно посидеть во время службы и послушать музыку. И чем больше таких послаблений, тем скорее люди принимают эти чуждые верования. Но ведь сказано в Священном Писании: Царствие Небесное нудится (Мф. 11,12), то есть приобретается великим трудом над своей душой, постоянным принуждением себя к духовному деланию.

Будем стараться трудиться! Будем стараться хранить чистоту веры, заповеданную святыми отцами, и ни на шаг не уклоняться ни в какие ереси и соблазны. Вся полнота веры — наша православная. И когда мы слышим возражения: дескать, другие люди и так живут, и этак верят. Да, живут, но нет у них полноты жизни. Поэтому будем всем сердцем благодарить Бога за то, что дал нам полноту жизни и полноту истинной веры.

Протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |