на главную

Урок небесной педагогики, или Почему мы так часто болеем?

Православная Церковь исстари учит своих чад молиться об избавлении «от всякия скорби, гнева и нужды». Однако нередко стоны наших сердец, преисполненных скорбью, до неба не доходят. И нам кажется, что Бог не слышит нас — Он молчит. Но нет! Он не безмолвствует, но обращается к нам на языке болезней и страданий. Когда исчерпаны все другие, более мягкие методы вразумления человека, Отец Небесный попускает быть тому несчастью, проигнорировать которое уже не удастся. Как гласит русская пословица, Бог долго терпит, да сильно бьёт. Такова небесная педагогика.

Те, кто потерял здоровье, размышляют о том, в чем смысл их страданий? Почему так много сегодня больных? Почему так часто случается внезапная смерть? Какие могут быть духовные причины для острых и хронических недугов? В книгах известного православного врача и медицинского психолога Константина ЗОРИНА дан глубокий ответ на эти вопросы. Он анализирует физические страдания человека с разных точек зрения: как жертву, знамение, испытание веры, обличение, искупление и др. При этом он привлекает на помощь духовный опыт Церкви, рассуждения святых отцов и приводит примеры из жизни тех, кто сам перенес тяжкие страдания.

«РАК — ЭТО АКТ СПРАВЕДЛИВОСТИ»
Болезнь — важный этап становления личности. Она ограничивает свободу действий, уменьшает внешнюю активность и открывает новые горизонты духовного развития человека, помогает обрести слух, мудрость и иные благодатные дары Божии. Страдания делают нас требовательнее к себе, снисходительнее к другим, воспитывают чуткость к чужому горю.

Почитаем выдержку из письма онкобольной женщины (см. ст. Е.КОВАЛЕНКО www.prav-mir.ru «Жизнь моя разделилась на «до» и «после»): «У каждого человека происходят знаменательные события. У меня, как и у многих в онкологическом отделении, — жизнь разделилась на «до диагноза» и «после».

«После» прошло полтора года. Уже ясно понимаешь, для чего тебе здесь, на земле, необходимо время. Оно становится поистине драгоценным, и на исповеди ты постоянно каешься за его неразумную растрату.

«После» — это осознание того, что сил у тебя осталось на четверть от тех, что были раньше. Относиться к ним нужно бережно, равномерно распределяя их между насущными и незавершенными делами. «После» понимаешь, как многим ты должен в этой жизни. А Богу просто должен за всё. Понимаешь, что нужно максимально стремиться эти долги отдать хотя бы частично.

«После» приходит осознание, что нужно научиться прощать всех и за всё. Иначе аванс, выданный на жизнь, не оправдан. Все люди — хорошие в своем начале и в своих побуждениях. А в своих неудачах виноваты не они, а грех. И простить надо всех: разведённых папу и маму (они и сами несчастны от содеянного!), мало зарабатывающего мужа (думаешь, он не хочет большего?), сварливую жену (она и сама от себя, небось, мучается), неблагодарных детей (а за что им тебя благодарить? За твою вечную занятость?)

Простить надо и коварных соперников, и подлых конкурентов, и вредных соседей, и целое поколение молодых людей, вечерами орущих под окнами, и олигархов, и невменяемых сограждан — в общем, всех, кто толкнул, плюнул, обозвал, не помог… И вот только «после» понимаешь: от рака не умирают. С ним испытывают, если можно так сказать, смерть перед смертью. И живут. Живут, бывает, даже дольше относительно здоровых людей.

Рак — это акт справедливости. Ведь всё, что со мной происходит, — правильно и закономерно. Это плоды моей прошедшей жизни. Так что слава Богу за всё!»

КОСЫГИН СЛОВО СДЕРЖАЛ…
Боль нередко приходит для того, чтобы испытать и «очеловечить» нас. В её горниле мы должны закалиться, вырасти и окрепнуть духовно. У каждого это происходит по-своему. Нередко Промысел Божий обращает чье-то страдание во благо другим людям. Так, например, во времена СССР, если заболевал какой-нибудь высокопоставленный чиновник, то из бюджета выделяли дополнительные средства на разработку новых диагностических и лечебных методик.

Когда злокачественная опухоль поразила жену Председателя Совета Министров СССР А.Н. КОСЫГИНА, ее лечили лучшие врачи в самых привилегированных условиях, но рак оказался сильнее. Женщина на своем опыте изведала всю муку от метастазов. Умирая, взяла с мужа слово, что он построит Всесоюзный онкологический центр. Обещание он сдержал.

ПОСЛЕДНЯЯ КАССЕТА

Опытный священник рассказал такую историю. Однажды на исповедь к нему пришла девушка, тело которой покрывали мелкие язвочки псориаза. Врачи не могли справиться ни с ними, ни с кожным зудом. Побеседовав с больной, священник сразу увидел духовную причину заболевания: как многие молодые люди, эта девушка увлекалась зарубежной поп-музыкой, любила видеокассеты с сомнительными текстами и откровенными натуралистическими сценами.

После разговора с батюшкой она дала обет Богу сжечь эти записи, что и сделала. Тело ее вскоре очистилось, за исключением маленького зудящего пятнышка около правого запястья. Придя снова на исповедь, она призналась, что на последнюю, самую любимую кассету у нее просто рука не поднялась. И только полностью исполнив обет, она до конца исцелилась.

Этот поразительный случай прямо свидетельствует о том, что Господь порой сохраняет незначительные симптомы на память о полученной благодати. Подобные недомогания словно повторяют нам слова Спасителя: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5, 14) .

ХРУПКОЙ ДУШЕ — ПЕЛЕНУ БЕЗУМИЯ
Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский упоминал о том, что есть хрупкие, ранимые души, и окружающий холодный мир может легко их разбить или искалечить.Такую душу Бог ограждает пеленой безумия или какого-то отчуждения, непонимания. Душа зреет в тишине своего внутреннего мира и вступает в вечность уже готовой, созревшей.

А иногда этот «покров» снимается, и душевнобольной выздоравливает. Нужно понимать, что психический недуг, помрачающий разум и волю, освобождает человека от личной ответственности за свои поступки. Людей, страдающих синдромом Дауна, аутизмом, олигофренией и шизофренией, Бог не судит как психически здоровых. И что простится первым, не простится вторым. Поэтому один из путей спасения души, который избирает Отец Небесный, — это врожденная патология мозга, ограничивающая или полностью лишающая дееспособности.

«Представьте себе дом, где слабые стены, а печка плохо топится, — разъясняет завкафедрой детской психиатрии Российской медицинской академии последипломного образования, профессор Ю.С.ШЕВЧЕНКО. — Легкое дуновение ветра для него равносильно урагану. Человек, подобно такому дому, сильно воспринимает информацию, но справиться с ней не может и инстинктивно защищает себя от перегрузок».

БОГ НЕ МСТИТ, А НАКАЗУЕТ

«Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай, ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют», — гласит Библия (Иов 5, 17-18). Подчеркнем еще раз: Бог не мстит, а наказует. Слово «наказание» происходит от славянского корня «наказ» — урок, педагогическая мера. Допустим, мать предупреждает малыша: «Не трогай утюг!» А тот не слушает, прикасается и получает ожог.

Ясно, что травма произошла не по причине произвола матери, а из-за упрямства и непослушания малыша. Локализация болезненных ощущений, место поражения органа, даже причины и механизмы смерти отчасти зависят от того, как человек согрешил. Например, искусственный аборт грубо подрывает детородную функцию, а табакокурение — дыхательную систему. Во вторую очередь поражаются организм, психика и личность в целом.

Но бывают и менее очевидные зависимости, более удаленные во времени взаимосвязи наших поступков и недугов. Вот какой эпизод приводится в книге И.М.КОНЦЕВИЧА «Оптина Пустынь и её время»: «На сельском сходе обсуждался вопрос о постройке церкви-школы. Вдруг некто из присутствующих, зараженных революционными идеями, стал кощунственно и дерзко поносить Церковь, духовенство и даже похулил Бога. Один из стариков остановил его:
— Что ты сказал-то?! Иди скорее к батюшке и покайся, чтобы не покарал тебя Господь за твой нечестивый язык.
— Много мне твой Бог сделает? — ответил безумец. — Если бы Он был, то за такие слова вырвал бы мне язык. А я, смотри, цел, и язык мой цел. Эх, вы, дурачьё! Оттого, что глупы вы, попы и ездят на вашей шее!
— Говорю тебе, — снова возразил старик, — иди скорее к батюшке, пока не поздно, а то плохо тебе будет!

Гордец не внял здравому предупреждению, скверно выругался и в сознании собственной правоты пошел домой. Путь лежал через железнодорожное полотно. То ли задумался он, то ли отвлёкся, но попал под мчащийся поезд. Труп нашли с отрезанной и обезображенной головой, из которой, свесившись на сторону, торчал огромный, непомерно длинный язык».

«Так покарал Господь кощунника, — поясняет преподобный Варсонофий Оптинский. — И сколько таких случаев проходит как бы незамеченными для широкой публики? Но им внимает народное сердце и сердца тех, увы, немногих, кто рожден от одного с Ним духа. Это истинные знамения живой православной веры. Их знает народ, ими всегда поддерживалась и укреплялась народная вера. То, что отступники зовут христианскими легендами, на самом деле суть факты ежедневной жизни. Умей, душа, примечать эти факты и пользоваться ими как маяками бурного житейского моря».

ПОКОРИТЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ УМЕР ОТ УКУСА КОМАРА

Между нами и нашими недугами так или иначе стоит грех — виновник этой самой болезни. Он нисколько не подменяет иные причины заболевания: генетические, экологические, социальные, психологические и пр. В основном все они действуют сообща.

Зачастую грех становится первой ступенью, «предболезнью» личности. С христианской точки зрения жизнь нераскаянного грешника внутренне пуста, не имеет никакой нравственной ценности и духовного веса. На суде Божием добродетели такого человека не смогут перевесить его тяжкие злодеяния.

Возьмем еще один яркий пример из истории. Во власти Александра Македонского находились все земли от Балкан до Инда. Чтобы как-то объединить разноплеменных подданных, непобедимый завоеватель настойчиво внедрял обоготворение своей личности. Культ императора Вселенной стал официальной религией монархии-колосса.

В Вавилоне царь принял послов от греческих городов, которые воздали ему божеские почести. Но внезапно в самый разгар новых военных приготовлений властелин пал жертвой тяжелой болезни, возникшей от… укуса комара! Через несколько дней мучительных страданий царь понял, что больше не встанет. Он не дожил до 33-х лет и умер в зените славы — 13 июня 323г. до Рождества Христова.

В его сердце горела жажда власти и почестей, его опьянял вихрь громких побед. Этим страстям он принес в жертву всю жизнь. И что в итоге? С грохотом пронеслась триумфальная колесница гордого воителя чуть ли не по всему миру. Он достиг своего, но когда рассеялось облако славы и раболепных восторгов, он увидел, что позади остались лишь разрушенные города, горы трупов, пожарища, море крови и слез.

Непредвиденная кончина покорителя народов на многих произвела неизгладимое впечатление. Оказалось, что перед лицом смерти он ничем не отличается от своих солдат. Таков был ответ Всевышнего на попытку превратить человека в Бога! Отсюда и нравственный урок всем нам. Не надо гневаться и волноваться при виде благоденствия нечестивых: «Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены, и как зеленеющий злак, увянут» (Пс. 36, 1-2).

Нужно помнить, что есть глубокая связь между событиями и деяниями людей. Когда добро оскудевает, наступает катастрофа духа. Но поскольку духовное и материальное в человеке взаимосвязано, это влечет за собой и катастрофу тела.

Цит. по кн. К.В.ЗОРИНА «Жало в плоть»




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |