на главную

История Великой Победы. Сколько воздушных таранов совершили советские летчики в годы войны?

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова  так определяет слово подвиг: героический, самоотверженный поступок, важное по своему значению действие, совершаемое в трудных условиях. Образцном ратного подвига в годы войны стал воздушный таран, когда лётчик, ставя на карту свою жизнь, обрушивает удар машины на самолёт врага. Воздушный таран не был предусмотрен воинским уставом и инструкциями. Советские лётчики прибегали к такому крайнему средству не по приказу.

Ими двигала любовь к Родине, ненависть к захватчикам, чувство долга и личной ответственности за судьбу страны. Главный маршал авиации дважды Герой Советского Союза А.А. Новиков, бывший главкомом ВВС в 1942-1946 годах, так говорил:«Воздушный таран — это не только молниеносный расчёт, исключительная храбрость и самообладание. Таран в небе — это прежде всего готовность к самопожертвованию, последнее испытание на верность своему народу, своим идеалам. Это одна из наивысших форм проявления того самого морального фактора, присущего советскому человеку, которого не учёл и не мог учесть враг».

Во время Великой Отечественной войны советские лётчики совершили более 600 таранов (точное количество неизвестно, так как исследования продолжаются и постепенно становятся известными всё новые случаи). Более 2/3 из них приходится на 1941-1942 годы — самый тяжёлый период войны.

В то время в части Люфтваффе был даже разослан циркуляр, запрещавший приближаться к советским самолётам ближе чем на 100 метров во избежание тарана. Советские лётчики применяли таран на всех типах самолётов: истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках. Тараны совершались в групповых и одиночных боях, днём и ночью, в чистом небе и в облаках, на малых и больших высотах, над своей и территорией и над территорией противника.

Есть довольно распространённое мнение, что таран — это некий фатальный акт самопожертвования. Но вот что писал Алексей Толстой в одном из своих фронтовых очерков, который так и назывался — «Таран»: «Советский лётчик никогда не уклоняется от боя, и чем ближе к нему опасность, тем злее его сердце, тем расчётливее его движения, тем стремительнее его рефлексы… Советские лётчики создали новую форму атаки, фашисты не осмеливаются её применять. Я говорю о таранении в воздухе врага, при условии сохранения не только своей жизни, но и в некоторых случаях своей машины».

Действительно, как показывает статистика, при совершении тарана погибло примерно 37% лётчиков. Остальные не только оставались живы, но и многие продолжали вести бой и совершали посадку на своём самолёте. Есть случаи, когда лётчики совершали по два тарана в одном бою.

Несколько десятков человек совершили так называемые «двойные» тараны, когда с первого раза самолёт противника сбить не удавалось и приходилось добивать его повторным таранным ударом.

Известен даже случай, когда лётчику-истребителю О. Кильговатову, чтобы уничтожить врага, пришлось нанести четыре таранных удара. 35 лётчиков совершили по два тарана, Н.В. Терёхин и А.С. Хлобыстов — по три, Б.И. Ковзан — четыре.

Среди советских лётчиков, совершивших тараны, были представители разных национальностей: русские, украинцы, белорусы, грузины, армяне, азербайджанцы, молдаване, поляки, татары, чуваши. Совершали тараны граждане других государств: англичане, китайцы, испанцы, французы, болгары, греки, поляки, югославы, немцы, итальянцы, японцы.

Отдельно надо сказать о японских камикадзе. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что не все японские лётчики, совершавшие тараны, были камикадзе. По своему статусу камикадзе были обязаны совершать тараны, причём цель выбирало командование, а им оставалось лишь безропотно выполнить роль смертника. В конце войны в ПВО Токио существовал даже специальный полк (244-й сентай), лётчики которого должны были тараном сбивать американские бомбардировщики. Мало кто знает, что ещё раньше японцев нечто подобное организовали у себя немцы.

В 1944 году в ПВО рейха появились специальные группы охотников («рамяггер»), комплектовавшиеся добровольцами и штрафниками. Штрафники подписывали обязательство в каждом бою сбивать по бомбардировщику противника. Если боеприпасов не хватало, то они обязаны были идти на таран. Невыполнение обязательства рассматривалось как «трусость перед лицом врага».

В начале 1945 года оберст Х-И. Херрман выдвинул идею массовых таранных атак против бомбардировщиков союзников. При этом предполагалось использовать до 2000 облегчённых Bf.109G-10 и K-1. По его инициативе была организована специальная школа для подготовки пилотов-камикадзе — учебные курсы «Эльба».

Случай осуществить на практике идею Херрмана представился днём 7 апреля 1945 года в районе Магдебурга. Правда, из-за различных проблем организационного и экономического характера в атаке приняли участие только 120 «мессершмиттов». Всего в этот день было нанесено 23 таранных удара. При этом 8 американских бомбардировщиков было сбито. Остальным, несмотря на значительные повреждения, удалось дотянуть до своих аэродромов либо совершить вынужденную посадку на своей территории.

Источник: Людмила Жукова "Выбираю таран”




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |