на главную

Благовещение и Крест. Слово протоиерея Валериана Кречетова в праздничный день

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня мы празднуем великий праздник – Благовещение Пресвятыя Богородицы. Содержание его мы слышали в сегодняшнем Евангелии. Этот праздник так промыслом Божиим устроен в нашем богослужении, что почти всегда приходится Великим постом. Правда, бывают редкие исключения, когда он приходится на Пасхальных днях, и даже на первый день Пасхи – именуется это Кириопасха, сочетание Пасхи и Благовещения.

Сочетание Благовещения и Великого поста в сегодняшний день усиливается еще более сочетанием Благовещения и Крестопоклонной недели – изнесение Честнаго Креста Господня, то есть Благовещение и Крест. Какой глубочайший смысл заключен в нашем православном богослужении! Оно, как нам говорили наши духовные отцы и наставники, есть вся полнота богословия. В нем – всё богословие, здесь раскрывается весь смысл и богословский, и сотериологический, то есть смысл спасения души человеческой, смысл жизни всей.

Наша Православная Церковь так учит нас, что существует праздник, но к нему готовит предпразднство. И после праздника идет попразднство. Смысл этого очень глубок. Он говорит о том, что всё должно делаться постепенно, не спеша и с благоговением. То есть не сразу вдруг начинать какое-то великое дело, а постепенно готовиться к этому.

Мне сейчас вспоминается пример одного, ныне уже усопшего священнослужителя нашей Православной Церкви высокой духовной жизни, отца Николая Голубцова. Когда меня Господь сподобил с ним общаться и я ему рассказал о своем желании быть священником, он сказал: «Готовься. Я к этому готовился всю жизнь». Он пошел на это служение в 60 лет, пройдя высоконравственную православную христианскую жизнь в те времена, когда всё вокруг было страшно, везде безбожие, жестокости. Но он сохранил чистейшую душу и вышел на служение через такую подготовку.

Наша жизнь учит нас, чтобы мы так же перестраивали свою душу в духе евангельском, в духе православного богослужения. Почему жизнь православного человека должна быть богослужебная? Приход, то есть те люди, которые приходят в определенный храм и там живут литургической жизнью, то есть приступают к Таинствам, исповедуются, причащаются, – все они составляют богослужебно-покаянную семью.

Это как раз то самое, что должно быть у православного человека. Он должен таким образом строить и свою семью, потому что большая семья состоит из маленьких семей, и каждая семья является малой церковью. Если здесь мы в великой Церкви, то каждая семья – малая церковь. Поэтому и распорядок жизни должен быть, как в богослужении. То есть размеренный, неспешный, если что-то мы хотим сделать, то прежде всего должны посмотреть: а что в этот день в Церкви? Не праздник ли?

Мы планируем какие-то житейские дела. А, кстати, очень заметно, что мiр часто строит свою жизнь в противовес жизни церковной. И когда человек начинает жить православной жизнью, у него возникают конфликты, даже с родственниками, не говоря уже о всех окружающих. Если в Церкви пост, то ему говорят: «Поешь вот это, – то есть не постное, – сделай то». Если в церкви служба, то говорят: «Срочно нужно ремонт делать», или стирка какая-то подворачивается, уборка – что-то якобы срочное такое, неотложное. Хотя, извините, если, не дай Бог, какой-нибудь инсульт или инфаркт, да просто даже живот расстроится, то многие вещи в таких случаях все-таки отодвигаются, всё откладывается, а здесь – будто бы всё неотложное.

На самом деле – это всё противостояние мiра Церкви, богослужению. Если Церковь говорит, если ты собираешься что-то духовное делать – готовься к этому делу. Вот как отец Николай Голубцов сказал: «Я готовился к этому всю жизнь». Так в православных семьях готовили детей вообще к жизни.

Девушку готовили к семейной жизни – учили стряпне, шитью, домашним работам, – чтобы она была подготовлена, и начала семейную жизнь хозяйкой. Чтобы она знала тяготы семейной жизни. А какая это хозяйка, которая ничего не умеет делать? И когда таким образом готовили, то и семьи получались крепкие. Молодых людей тоже готовили с детства к военной службе, к хозяйству.

В древности на коня ребенка сажали в два-три года, как только он начинал ходить. Он знакомился с оружием, с трудом, ведь мальчик должен стать защитником, тружеником, хозяином – ко всему готовили. Этот принцип подготовки существует везде. Человек собирается поступать в высшее учебное заведение – он готовится, не просто кончает школу и поступает. Серьезно нужно готовиться, больше профильному предмету уделять внимания. То есть это предпразднство. А потом – праздник.

Вот это сочетание в нашей православной вере – праздник и пост. Благовещение: Родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус. Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется (Лк. 1, 31-32). И рядом – Крест. Даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки, Царствию Его не будет конца (Лк. 1, 32-33), – и рядом Крест. А это что такое? Да, в духовном смысле так это есть, и так это исполнится.

Мы живем на земле, и для стяжания этого Царства, которому не будет конца, нужно пройти крестным путем – ведь в этом жизнь и заключается. Да, Господь даст тебе дар – семью, и ты должен (или должна) быть главою (или хозяйкой) в доме, и детей Господь даст. Но этот путь крестный – радостный, но и крестный.

А путь обычного научения? Как хорошо уметь, знать всё! Но ведь нужно учиться, и учиться много. А это нелегко. «Трудно в учении – легко в бою». В учении трудно – значит, крест опять. Вот это сочетание Благовещения и Креста, праздника и поста знаменует собой сущность православной жизни христианской – радость будущей жизни и крест земной жизни.

Радость духовная – и скорби, и болезни, которыми Господь посещает нас для нашего спасения. Всё это как раз в нашем православном богослужении и свидетельствуется таким вот сочетанием, как сегодня: праздник и пост, праздник и Крест.

Как я вам уже сказал, русский народ всю свою жизнь соразмерял с православными праздниками, с тем, что происходит в церкви. Он всё, что его окружало, рассматривал в свете этого. «Девка косы не плетёт, птица гнезда не вьёт» – в этот праздник. Вся природа замирает в благоговейном трепете перед тем, что открывается мiру.

Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует, темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с тобою.

Аминь.

Протоиерей Валериан Кречетов,
почётный настоятель Покровского храма села Акулово Одинцовского района




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |