на главную

В день памяти свт. Игнатия перечитаем его мудрые поучения

30 апреля/13 мая Православная Церковь совершает память святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского (1867). В его замечательных трудах вдумчивый читатель найдет ответы на все вопросы христианской жизни. Блестящий проповедник, духовный писатель и богослов, святитель Игнатий оставил нам богатейшее наследие, где равно могут черпать полезные советы и монашествующие, и миряне. Сегодня предлагаем посетителям нашего сайта фрагмент из классического труда свт. Игнатия «Аскетические опыты».

…Гордый человек! Ты мечтаешь так высоко об уме твоем, а он — в совершенной и непрерывной зависимости от желудка. Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности, есть закон для ума. Ум, этот царь в человеке, если желает вступить в права своего самодержавия, должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела.

Основание добродетелей — пост. Вновь созданному человеку, введенному в рай, Богом дана единственная заповедь — о посте. «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь…, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2,17). Эта заповедь была достаточна для сохранения первозданного человека в его непорочности. Она не говорила о количестве пищи, а воспрещала только качество.

Так важна заповедь поста, что вместе с нею произнесена угроза за ее нарушение — казнь, поражение человека вечною смертью. И ныне греховная смерть продолжает поражать нарушителей заповеди поста. Человек, не соблюдающий разборчивости в пище, не может обуздать гнев, предается лености, унынию, делается рабом тщеславия, жилищем гордости. Заповедь поста подтверждена и Евангелием: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими (Лк. 21, 34).

Плотский человек всецело погружен в греховные наслаждения и вообще не способен к духовным занятиям: он пригвожден к земле, утонул в вещественности, заживо — мертв душою. Напротив, пост вводит христианина в состояние духовное. Очищенный постом — смирен духом, целомудрен, скромен, молчалив, тонок по чувствам сердечным и мыслям, легок по телу, способен к духовным подвигам, к приятию Божественной благодати.

…Чем будете вы питаться в вечности, когда не вкусили ни одного небесного блага? Как можно вам наслаждаться небесными благами, когда вы не стяжали к ним никакого сочувствия? Насущный хлеб христиан — Христос. Ненасытное насыщение этим хлебом — вот пресыщение и наслаждение спасительное, к которому приглашаются все христиане.

Что такое — страсть объядения и пьянства? Это желание пищи и пития, потерявшее правильность, требующее гораздо большего количества и разнообразного качества их, нежели сколько нужно для поддержании жизни. Желание пищи выправляется простою трапезою и воздержанием от пресыщения и наслаждения пищею. Строго ВОСПРЕЩАЕТСЯ ПРЕСЫЩЕНИЕ: оно отворяет дверь другим плотским страстям. Поэтому сперва должно оставить пресыщение. Когда желание сделается правильным, тогда оно удовлетворяется простою пищею.

Весьма важно качество пищи. Запрещенный райский плод, хотя был прекрасным на вид и вкусным, но пагубно действовал на душу: сообщал ей познание добра и зла и тем уничтожал непорочность, в которой были созданы наши праотцы. И ныне пища продолжает сильно действовать на душу, что особенно заметно при употреблении вина. Это основано на разнообразном действии ее на плоть и кровь и на том, что пары ее и газы от желудка подымаются в мозг и имеют влияние на ум.

По этой причине все охмеляющие напитки, особливо хлебные, возбраняются подвижнику, как лишающие ум трезвости и победы в мысленной брани. Побежденный ум лишается духовной благодати; приобретенное многими трудами теряется в несколько часов, в несколько минут. Святые отцы, если и употребляли вино, то весьма редко и с величайшею умеренностью.

Горячительная пища должна быть изгнана с трапезы воздержника, как возбуждающая телесные страсти. Таковы перец, имбирь и другие пряности. Самая естественная пища — та, которая назначена человеку Создателем немедленно по создании — пища из царства растительного. И сказал Бог: вот Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле; и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, — вам сие будет в пищу (Быт. 1, 29).

Уже после потопа людям было разрешено употребление мяса: «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу (Быт. 9,3). Растительная пища — наилучшая для подвижника. Она наименее горячит кровь, наименее утучняет плоть; пары и газы, отделяющиеся от нее и восходящие в мозг, наименее действуют на него. Наконец она — самая здоровая, как наименее производящая слизей в желудке.

По этим причинам, при употреблении ее с особенною удобностью сохраняется чистота и бодрость ума, а с ними и его власть над всем человеком; при употреблении ее слабее действуют страсти, и человек более способен заниматься подвигами благочестия. Рыбные яства, особливо приготовленные из крупных морских рыб, уже совсем другого свойства: они ощутительнее действуют на мозг, тучнят тело, горячат кровь, наполняют желудок вредными слизями, особливо при частом и постоянном употреблении. Эти действия несравненно сильнее от употребления мясной пищи: она крайне утучняет плоть.

По этой причине она вовсе не употребляется монахами; она — принадлежность людей, живущих посреди мира, всегда занятых усиленными телесными трудами. Но и для них постоянное употребление ее вредно. Как! Воскликнут здесь мнимые умницы: мясная пища разрешена человеку Богом, и вы ли воспрещаете употребление ее? На это мы отвечаем словами апостола: Все мне позволительно, но не все полезно (1 Кор. 10, 23).

Мы уклоняемся от употребления мяса не потому, что считаем его нечистым, но потому, что оно производит особенную дебелость во всем нашем составе, препятствует духовному преуспеянию. Святая Церковь мудрыми постановлениями своими, разрешив христианам, живущим посреди мира, употребление мяса, не допустила постоянного употребления, но разделила времена мясоядения временами воздержания, в которые вытрезвляется христианин от своего мясоядения.

Для иночествующих запрещено употребление мяса, наибольшее время они могут употреблять только растительную пищу. Она почти исключительно употребляется самыми ревностными подвижниками благочестия, особливо ощутившими в себе хождение Духа Божия. Для пития они употребляют одну воду, избегая не только охмеляющих напитков, но и питательных, каковы все хлебные напитки.

Правила поста установлены Церковью с целью вспоможения чадам ее, как руководство для всего христианского общества. При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного духовного отца и не возлагать на себя поста, превышающего силы.

«Если удержишь чрево, — сказал святой Василий Великий, — то взойдешь в рай; если не удержишь, будешь жертвою смерти». Под именем рая здесь должно разуметь благодатное молитвенное состояние, а под именем смерти — состояние страстное. Благодатное состояние человека во время пребывания на земле служит залогом вечного блаженства в небесном Едеме; ниспадение во власть греха — залогом ниспадения в адскую пропасть.

Святитель Игнатий Брянчанинов. "Аскетические опыты"




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |