на главную

Всю жизнь гоним был великий святитель Афанасий...

2(15) мая Церковь творит память святителя Афанасия Великого (295–373), епископа Александрийского, одного из выдающихся духовных писателей, отцов и учителей Церкви. Почти всю свою жизнь он подвергался гонениям, был не раз оклеветан, изгнан, скитался в пустынных местах - и все за то, что мужественно противостоял арианству, не шел ни на какие компромиссы, непреклонно отстаивал чистоту Православного вероучения.

В истории Церкви он по достоинству занял свое важное место. Отдавая дань его памяти, перечитаем краткое его житие. Нам достоверно неизвестно ни о родителях святителя Афанасия, ни о детских годах. Но есть предание, что ещё в малолетстве он крестил своих сверстников, как бы играя. Случилось так, что местный епископ видел из окна весь обряд детского крещения и, рассудив, счёл его имеющим силу.

В юности свт. Афанасий получил превосходное светское образование и был глубоко наставлен в истинах Священного Писания. Он рано приобщился к клиру Александрийской Церкви и в течение шести лет исполнял обязанности чтеца, а затем был возведен в диаконское достоинство. Этот период его жизни совпал с распространением арианства - одной из самых опасных и разрушительных ересей. Афанасий был близок духовно Александрийскому епископу Александру, и когда тот отправился на Первый Вселенский Собор, он взял Афанасия с собой.

По смерти епископа осиротевшую Александрийскую кафедру занял свт. Афанасий. К тому времени он уже был известен как человек твердой веры. Его идейные противники, ариане, впоследствии утверждали, будто он был избран с нарушением канонических правил, меньшинством голосов, но это было не так. Ложь и клевета в отношении Афанасия служили одними из самых распространенных приемов, используемых против него еретиками.

В дальнейшем они выдвигали против него обвинения, одно нелепее другого. Спустя некоторое время после I Вселенского Собора арианстующие иерархи, прибегнув к лицемерному смирению и формально выраженному согласию с учением Вселенской Церкви, нашли подход к императору Константину и добились у него разрешения возвратиться из ссылок. Евсевий Никомидийский, воспользовавшись ситуацией, призвал Афанасия Александрийского принять в общение родоначальника ереси – нечестивого богохульника и еретика, Ария.

Святитель, как и следовало ожидать, ответил отказом, хорошо понимая, что слова ариан о согласии с Церковью – только слова. Тогда евсевиане вступили против него в открытую борьбу и объединились для этой цели с мелитианами. Сознавая, что бороться с ортодоксальным святителем на почве богословия безсмысленно, так как это вскрыло бы подлинное отношение ариан к Никейскому Символу Веры, они сосредоточили усилия на дискредитации его личности. Для этого они нашли надуманный и весьма необычный повод: обвинили святителя Афанасия в незаконном обременении египтян льняным налогом; в поставках золота заговорщику и мятежнику Филомену; безнравственном поведении, а также в безчинстве (будто бы по приказанию владыки Афанасия был избит пресвитер Исхира, опрокинут престол в храме, разбита Чаша, сожжены книги).

В результате этих нападок Афанасий был вынужден лично встретиться с императором. Вопреки желанию еретиков, ему удалось все объяснить и вскрыть всю нелепость этих огульных обвинений. Однако враги не торопились отказываться от ненависти и борьбы. На сей раз они прибегли к более изощренному обвинению: распространили злобный слух, будто Афанасий злодейски убил епископа Арсения. В качестве доказательства они демонстрировали руку «убитого» архиерея. И это невзирая на то, что в действительности епископ Арсений был жив и скрывался в одном отдаленном монастыре.

Несмотря на очевидную лживость обвинений, тень на Александрийского святителя все же была брошена. Вскоре враги добились у императора вызова Афанасия на Собор в Тире, от которого, учитывая настрой большинства предполагавшихся участников, нельзя было ожидать ничего хорошего. Так и произошло: епископ Афанасий Александрийский был низложен с кафедры и осужден на изгнание.

Из изгнания он писал письма к своей пастве, а верующие, искренне любившие своего пастыря, не оставляли попыток добиться его возвращения. В 336 году при загадочных обстоятельствах умер родоначальник ереси Арий, что расценивалось верующими как суд Божией правды, а в 337 году последовала смерть императора Константина. После этих событий свт. Афанасий был возвращен из ссылки на Александрийскую кафедру, старанием царя Константина Младшего. Жители Александрии встретили его с великой радостью и восторженными криками.

Но ариане вновь воспламенились желанием низложить святителя. На сей раз против него выдвинули обвинение, что он взошёл на Александрийскую кафедру без специального решения Собора, единственно по разрешению императора. Тогда свт. Афанасий собрал Собор, состоявший почти из ста епископов, и этот Собор отверг все обвинения, воздвигнутые против него. Однако ариане и на этом не успокоились, продолжали интриговать.

Евсевиане, составившие Собор в Антиохии около 340 года, избрали на Александрийскую кафедру другого епископа, Григория Каппадокийца, который, затем, был возведен на архиерейский престол при помощи гражданской власти и военной силы. Свт. Афанасий вновь был вынужден скрыться. Первое время он прятался в окрестностях Александрии, а затем отправился в Рим, где на тамошнем Соборе 341 года был признан невиновным и оправдан.

Здесь он провел около трех лет, не теряя связи со своей паствой. В 343 году он отправился в Галлию, а оттуда – на Собор в Сердику. Собор снова подтвердил его невиновность. Однако вернуться он не мог, так как евсевиане, настроившие против него императора Констанция, добились запрета на его возвращение. И лишь в 345 году, после смерти Григория Каппадокийца, Констанций, побуждаемый сторонниками Афанасия, согласился с его возвращением на Александрийскую кафедру.

В октябре 346 года страдалец прибыл в Александрию. Через несколько лет в связи с изменением политической ситуации в стране гонения повторились. В 357 году Александрийская кафедра была передана арианствующему еретику Георгию Каппадокийцу. А свт. Афанасий опять (в который раз!) вынужден был перейти на полулегальное положение. Императорские власти разыскивали его всюду, но ему удавалось менять места пребывания, путая след.

Ситуация исправилась только после того, как умер император Констанций и был убит Георгий Каппадокиец. На следующий год святой Афанасий вновь вернулся на кафедру и приложил массу усилий, чтобы очистить Церковь от последствий насилия ариан. Между тем новый правитель, Юлиан, не желал видеть в Александрии столь сильного духовного вождя, и в 362 году Афанасий опять оставил этот город, опять стал скитальцем.

Когда на римский престол взошёл император Валент, симпатизировавший арианам, снова начались преследования Православных епископов. Свт. Афанасий снова покинул Александрию и скрылся. Однако поднимаемые народом волнения привели к тому, что Валент разрешил ему вернуться и приказал оставить его в покое. В 366 году Афанасий был торжественно встречен александрийцами. Оставшиеся годы жизни он посвятил управлению паствой и утверждению Православия. Сердце святого остановилось 2 мая 373 года.

Вся его жизнь была посвящена служению православной истине, и несмотря на жестокие, многолетние гонения, он ни в чем не уступил гонителям, хотя не раз оставался и в меньшинстве, и в полном одиночестве. Для нас образ свт. Афанасия Великого служит примером сильной воли, несгибаемого мужества и твердого исповедания Православной веры. За столь тяжкие труды Церковь нарекла его Великим.

Источник: Азбука.ру

Тропарь святителю Афанасию Великому, глас 3
Столп был еси православия, / Божественными догматы подтверждая Церковь, / священноначальниче Афанасие: / Отцу бо Сына Единосущна проповедав, / посрамил еси Ария. / Отче преподобне, / Христа Бога моли // даровати нам велию милость.

Кондак святителю Афанасию Великому, глас 2
Православия насадив учения, / злославия терния изсекл еси, / умножив семя веры одождением Духа, преподобне, // темже тя поем, Афанасие.




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |