1 сентября установлено празднование одной из самых чтимых икон Божией Матери - Донской. Она была написана знаменитым мастером Феофаном Греком в XIV веке. В день Куликовской битвы (8 сентября 1380 года, по ст. стилю - на праздник Рождества Пресвятой Богородицы) икона находилась среди русского войска, подавая ему помощь, а после победы донские казаки передали ее в дар великому князю Димитрию Донскому (+1389), который перенес ее в Москву.
Икона находилась сначала в Успенском соборе Кремля, затем в Благовещенском соборе, а в настоящее время хранится в Третьяковской галерее. В день празднования иконы её доставляют в Донской монастырь для совершения перед ней праздничного богослужения.
Об этой иконе повествуется следующее. Когда благоверный великий князь Димитрий Иоаннович между реками Доном и Непрядвою сражался с нечестивым татарским ханом Мамаем, то там в русских войсках была и сия пречестная и чудотворная икона. Она была принесена донским войском великому князю в дар и в помощь против врагов. По молитвам Пречистой Богоматери благодатною Ее силою, исходящею от иконы, татары были побеждены.
Торжественно празднуя вместе с войском своим победу, великий князь возвратился в престольный город свой Москву и принес с собою честную икону, названною Донскою по случаю бывшей за Доном победы над татарами.
Спустя двести лет, в 1591 году, в период царствования благоверного царя и великого князя Феодора Иоанновича, Крымская орда сделала внезапный набег на владения Московского государства. Татарский хан Мурат Гирей подступил к самому престольному городу Москве и расположился на Воробьевых горах.
Для ограждения от врагов вокруг Москвы был совершен крестный ход с Донской иконой Пресвятой Богородицы. Благоверный царь Феодор Иоаннович вышел со своим войском против татар и расположился станом на том месте, где находится теперь Донской монастырь. Сюда же, в свой воинский стан он взял и икону Пресвятой Богородицы, принесенную казаками с Дона. В день битвы она находилась в походной церкви среди воинских рядов и обратила татар в бегство. Так при помощи Пречистой Богоматери русский царь одержал победу над татарскими войсками и прогнал их.
Воздавая Богоматери благодарение за победу, он повелел на этом месте построить каменный храм и поставить в нем икону. С того времени обитель стала называться Донскою. В этот день из великого соборного храма города Москвы в Донскую обитель приходит всё священное сословие с честными крестами и иконами и совершает торжественное празднество в честь Божией Матери.
Тогда же было установлено совершать празднество в ее честь 19 августа (1 сентября). По традиции в малом соборе в честь Донской иконы Божией Матери раз в четыре года Святейший Патриарх Московский и всея Руси совершает чин варения святого мира.
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Донской», глас 4
Засту́пнице ве́рных Преблага́я и Ско́рая,/ Пречи́стая Богоро́дице Де́во!/
Мо́лим Тя пред святы́м и чудотво́рным о́бразом Твои́м,/
да, я́коже дре́вле от него́ заступле́ние Твое́/
гра́ду Москве́ дарова́ла еси́,/
та́ко и ны́не нас от вся́ких бед и напа́стей ми́лостивно изба́ви,//
и спаси́ ду́ши на́ша, я́ко Милосе́рдая.
Об этой иконе повествуется следующее. Когда благоверный великий князь Димитрий Иоаннович между реками Доном и Непрядвою сражался с нечестивым татарским ханом Мамаем, то там в русских войсках была и сия пречестная и чудотворная икона. Она была принесена донским войском великому князю в дар и в помощь против врагов. По молитвам Пречистой Богоматери благодатною Ее силою, исходящею от иконы, татары были побеждены.
Торжественно празднуя вместе с войском своим победу, великий князь возвратился в престольный город свой Москву и принес с собою честную икону, названною Донскою по случаю бывшей за Доном победы над татарами.
Спустя двести лет, в 1591 году, в период царствования благоверного царя и великого князя Феодора Иоанновича, Крымская орда сделала внезапный набег на владения Московского государства. Татарский хан Мурат Гирей подступил к самому престольному городу Москве и расположился на Воробьевых горах.
Для ограждения от врагов вокруг Москвы был совершен крестный ход с Донской иконой Пресвятой Богородицы. Благоверный царь Феодор Иоаннович вышел со своим войском против татар и расположился станом на том месте, где находится теперь Донской монастырь. Сюда же, в свой воинский стан он взял и икону Пресвятой Богородицы, принесенную казаками с Дона. В день битвы она находилась в походной церкви среди воинских рядов и обратила татар в бегство. Так при помощи Пречистой Богоматери русский царь одержал победу над татарскими войсками и прогнал их.
Воздавая Богоматери благодарение за победу, он повелел на этом месте построить каменный храм и поставить в нем икону. С того времени обитель стала называться Донскою. В этот день из великого соборного храма города Москвы в Донскую обитель приходит всё священное сословие с честными крестами и иконами и совершает торжественное празднество в честь Божией Матери.
Тогда же было установлено совершать празднество в ее честь 19 августа (1 сентября). По традиции в малом соборе в честь Донской иконы Божией Матери раз в четыре года Святейший Патриарх Московский и всея Руси совершает чин варения святого мира.
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Донской», глас 4
Засту́пнице ве́рных Преблага́я и Ско́рая,/ Пречи́стая Богоро́дице Де́во!/
Мо́лим Тя пред святы́м и чудотво́рным о́бразом Твои́м,/
да, я́коже дре́вле от него́ заступле́ние Твое́/
гра́ду Москве́ дарова́ла еси́,/
та́ко и ны́не нас от вся́ких бед и напа́стей ми́лостивно изба́ви,//
и спаси́ ду́ши на́ша, я́ко Милосе́рдая.