на главную

Уроки из жизни свт. Николая: как исполнять христианские обязанности

6/19 декабря православные с торжеством чтут память великого святителя Николая, Мирликийского Чудотворца (345). Он осуществил в своей жизни все главнейшие обязанности к Богу, ближним и самому себе, научая и нас исполнять эти обязанности по мере наших сил и при помощи данной каждому благодати Божией. Церковь называет его удивительными словами: "неисчерпаемое чудес море", "дивный мироточец", "поборник исповедания православной веры". Чем заслужил он эти и иные высокие именования? Ответ находим в праздничной проповеди свт. Иннокентия Херсонского...

а) В отношении к Богу он был глубоко верующим христианином и считается Церковью образцом веры. Касательно веры люди подвергаются, большею частью, двум недостаткам. Одни, будучи надменны своим умом, предаются излишним умствованиям, и чрез то впадают в ереси и расколы, отделяющие их от всеобщего союза верующих; другие, почитая чистоту веры совершенством – или недоступным, или маловажным, совсем не заботятся о том, так ли они веруют, как должно. Заблуждения различные, но равно предосудительные для истинного христианина!

Ибо для чего святая вера низошла с небес и вселилась между человеками? Озарить разум светом боговедения, воспламенить сердце любовию к добродетели, укротить страсти, уничтожить или облегчить бедствия человечества: вот цель ее! и что пользы от суетных мудрований о вере? Они излишни, ибо предмет превышает разум; вредны, ибо ведут к разномыслию и вражде.

С другой стороны, нерадеть о чистоте веры значит пренебрегать самой верой. Мы стараемся сохранять неизменными многие предания человеческия; есть люди, которые всю жизнь посвящают на то, дабы знать, что и когда случилось: как же нам быть равнодушными к чистоте той веры, от коей зависит наше вечное спасение?

Совершенство нашей любви к Богу требует, чтоб мы в простоте сердца пользовались светом божественного откровения: но это же самое совершенство обязывает нас сохранять этот свет от смешения с тьмою заблуждений. Свт. Николай в том и другом отношении преподает нам, братие, превосходное правило веры; ибо его вера была и проста и вместе чиста и ревностна.

О, если бы все исповедующие имя Христово неуклонно следовали сему правилу! Если бы все мнимые ревнители православия приобрели ту простоту веры, коею одушевлен был святый Николай! Тогда Церковь не была бы терзаема собственными ее чадами; пагубное искусство состязания осталось бы долею земной мудрости; святая вера являлась бы в собственном своем виде и давно исполнилось бы моление церкви о соединении всех христиан узами единоверия и любви.

б) Святитель и чудотворец Николай ознаменовал свои отношения к людям рядом великих дел благотворения. Святый Николай, как ублажает его церковь, был море чудес, которые, несмотря на многообразность их, все состояли «в благотворении». Смотрите! Там он спасает от тяжкого рабства плененных; здесь пропитывает во время голода отчаянных; в одном месте возвращает погибших младенцев матерям безутешным; в другом избавляет от позорной смерти осужденных невинно; то предупреждает преступления, которыми угрожает нищета, то неожиданно награждает ослабевающее усердие к благочестию.

Образ благотворений святого Николая был, если можно так сказать, утешительнее самых благотворений, Подражая ему, мы превзошли бы всех благотворителей, научились бы делать добро ближнему так, чтобы не знала шуйца, что творит десница, – ибо облагодетельствованные св. Николаем часто потому только узнавали имя своего благотворителя, что от него одного можно было ожидать подобных благодеяний; научились бы быть защитниками невинных, несмотря ни на какое могущество их гонителей, – ибо святый Николай не смотрел на лица, спасая от смерти и тех, кои подпали гневу цареву; научились бы изливать щедроты свои так, чтоб они, облегчая нужды телесныя, служили в то же время к отвращению или прекращению преступлений, – ибо святый Николай там особенно простирал руку помощи, где скудная непорочность сражалась с много обещающим развратом; научились бы, наконец, не ограничивать своих благодеяний одними ближними, знаемыми и даже единоверцами, – ибо святый Николай не оставлял без помощи и тех, кои не знали имени Христова. Таким образом, св. Николай был избраннейшим сосудом не только любви к Богу – своею ревностию по вере, но и любви к ближнему – своими благодеяниями бедствующим.

в) Но кто хочет быть истинным органом любви к Богу и ближнему, тот должен прежде всего очистить сердце свое от страстей, возыметь господство над самим собою, словом, быть внимательным к обязанностям по отношению к душе своей. Святый Николай и в этом отношении преподает нам урок спасительный. В чем должно состоять совершенство человека в отношении к самому себе?

Как существо, наклонное к злу и окруженное соблазнами, он имеет особенную нужду в воздержании; как существо, предназначенное к совершенству, достигаемому не собственными силами, а действием благодати Божией, он должен приобретать смирение. Воздержанием укрощается чувственность и очищается дух; смирением приобретаются и сохраняются дары духовные. После сего, в чем бы мы ни поставляли воздержание, св. Николай есть самый лучший учитель воздержанию.

Сократим ли добродетель эту в ограничение потребностей телесных, в отречение от удовольствий чувственных, в нестяжание благ земных? Свойства эти сами собою представляются в нашем святителе. Как мало должно быть потребностей телесных в том, кто вел жизнь равноангельскую! Как далеки должны быть удовольствия чувств от того, кто не знал другого наслаждения, кроме благотворительности!

А о нестяжании и говорить ничего. Гонения лишали всего, но ничего не могли лишить святителя Николая; ибо он в самом начале своего пресвитерства раздал все свое имение бедным. Потребуем ли от учителя воздержания необыкновенных подвигов умеренности и самоотвержения, – и в них нет недостатка: святый Николай, как повествует предание, наблюдал уже различие в яствах в таком возрасте, когда другие не знают еще, что такое яства.

Что сказать о смирении святого Николая? Если бы мы не ведали, что он преимущественно за свое смирение был избран в пастыри Мирликийской церкви, что смирение отличало его между отцами Никейского собора, который был собором смирения, что смирение заставляло св. Николая сокрывать свои благодеяния и дарования духовные под видом простоты.

Если бы, говорю, нам ничего не было известно об этих подвигах его смирения: то слава небесная, коею Господь возвеличил Своего праведника, не должна ли бы вразумить нас, что святитель Николай был не только кроток, но и смирен сердцем?

III. Святителю Христов Николае! Ты неисчерпаемое чудес и благотворений море; но мы просим у тебя только трех даров: соделай молитвами твоими, да неуклонно следуем правилу веры, тобою преподанному, неленостно подражаем образу любви и смирения, и не забываем уроков воздержания, коего ты был и есть для всех нас и учитель и пример наилучший. Аминь.

(Сост. свящ. Григорий Дьяченко по проповеди свт. Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, т. II).

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djachenko/polnyj-godichnyj-krug-kratkikh-pouchenij




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |