на главную

"Как нет выше, так нет и труднее на земле Царской власти"

6/19 мая 1868 года, в день святого праведного Иова Многострадального (ок. 2000-1500гг. до Р.Х.), родился последний российский Государь Император Николай II. А 27 мая 1896 года, после внезапной трагической смерти отца, Императора Александра III, 26-летний Наследник Цесаревич венчался на Царство в Успенском соборе Кремля. В тот торжественный, знаменательный день митрополит Сергий обратился к нему со словами: "Как нет выше, так нет и труднее на земле Царской власти, нет бремени тяжелее Царского служения. Через Помазание видимое да озарит невидимая сила свыше Твою самодержавную деятельность ко благу и счастью Твоих верноподданных".

Император Николай II облачился в порфиру и, возложив на голову Царский венец, взял в руки державу и скипетр. Хор грянул «Тебе Бога хвалим». После Божественной Литургии он восприял Таинство священного Миропомазания. Именно в этот момент Царь становится священным лицом и носителем особой благодати Святого Духа. Она действует через него при соблюдении им закона и удерживает распространение зла в мире. Всю жизнь Николай II был глубоко проникнут сознанием этой высочайшей духовной миссии, лежащей на нем как на Помазаннике Божием, а день его венчания на Царство запечатлен в истории как момент высочайшего патриотизма и многомиллионного единства всей русской нации.

Делами милосердия начал свое правление молодой Государь: получили облегчение заключенные в тюрьмах; было большое прощение долгов; оказана значительная помощь нуждающимся ученым и писателям; повышено содержание студентам.

На всю жизнь он сохранил в сердце заветы отца, произнесенные им накануне кончины: «Тебе предстоит взять с плеч моих тяжелый груз государственной власти и нести его до могилы так же, как нес его я и как несли наши предки. Я передаю тебе Царство, Богом мне врученное... Я стремился дать внешний и внутренний мир, чтобы государство могло спокойно развиваться, крепнуть, богатеть и благоденствовать. Самодержавие создало историческую индивидуальность России. Рухнет Самодержавие, не дай Бог, тогда с ним рухнет и Россия... Я завещаю тебе любить все, что служит ко благу, чести и достоинству России».

В чем духовный смысл венчания Царей на Царство? Когда Государь восседает на трон своих предков, то пред лицом всего народа свидетельствует историческую законность своих прав на престол и то, что он будет твердо стоять на основе лучших начал Русского государства, выработанных его предками. Порфира и венец — особые знаки Царской чести и славы. Таковыми они были у древних народов, но, возлагаемые пред алтарем в христианском храме, они в то же время становятся символами багряницы Христа и Его тернового венца.

Русский Царь является перед народом во всей тяжести Царского служения. И свидетельствует, что он, подобно древним Самодержцам Киевским, возложил на себя тяжелую шапку Мономаха и готов подъять все страдания и подвиги для блага, чести и славы своего народа. Он принимает в руки державу и тем самым свидетельствует пред народом, что будет блюсти целость Земли Святорусской, которую великим трудом и потом стяжали отцы и деды, которая куплена кровью верных сынов ее и слезами омыта.

Он препоясуется мечом и держит в руках скипетр — жезл правления и казнения, свидетельствуя тем, что всегда готов на брань с врагами внешними и внутренними и будет карать зло во всех его проявлениях, разрушающих мир и благо его подданных. И чем более зло будет подымать голову, тем жестче будет скипетр: да не возомнит о себе зло, что оно крепче Царской силы и власти.

При венчании на Царство воздвигается и государственное знамя с гербами Царств и Княжений, вошедших в состав единого Государства Русского. Племена и народы, населяющие Русь, соединяются под этим знаменем для привета Белого Царя Великой земли Русской. Приветствия, приносимые ему в эту минуту, – не обычные только поздравления. В ком бьется русская душа, тот чувствует себя в эти минуты заедино со всей ликующей землей. Чело и думы его озаряются историческим лучом, и сердце бьется радостью всенародною...

О личности Царя Николая II

* Будучи убежден, что и в политике нужно следовать заветам Христа, он стал вдохновителем первой Всемирной конференции по предотвращению войн, которая прошла в Голландии в 1899 году. Первым среди правителей он выступил на защиту вселенского мира и стал поистине Царем-миротворцем.

* Он стремился дать внутренний мир своей стране, чтобы она могла свободно развиваться. За 23 года правления он не подписал ни одного смертного приговора. Ни одна просьба о помиловании, дошедшая до него, не была отклонена. И всякий раз он тревожился, чтобы подписанное помилование не опоздало.

* Он был большим знатоком родного языка и не терпел употребления в нем иностранных слов: «Русский язык так богат, что позволяет во всех случаях заменять иностранные выражения. Ни одно слово неславянского происхождения не должно уродовать нашего языка».

* Нуждающимся он щедро помогал из собственных средств, не задумываясь о величине просимой суммы. Свои личные средства, 4 млн. рублей, которые со времени правления Александра II находились в Лондонском банке, Государь Николай Александрович истратил на содержание госпиталей и благотворительных учреждений.

* «Его платья были часто чинены, — вспоминает личный камердинер Государя А.А.Волков. — Не любил он мотовства и роскоши». После убийства Царской Семьи в Екатеринбурге были найдены военные шаровары Императора. На них оказались заплаты и пометки: «Изготовлены 4 августа 1900г.», «Возобновлены 8 октября 1916г.».

* Царь и Царица тщательно готовили своих пятерых детей к предстоящему труду и подвигу. «Дети должны учиться самоотречению, учиться отказываться от собственных желаний ради других людей», — считала Государыня. «Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не напоминать своего положения, — говорил Государь, — такими должны быть и мои дети». Многому можно поучиться у последнего русского Царя...

В чем выражается завет Государя с Церковью?

Во-первых, Государь пред алтарем и народом торжественно провозглашает исповедание Православной веры. В этом акте он является не просто как властитель судеб своего народа, но и как представитель его совести и веры, как носитель его нравственного мира, блюститель прав Церкви, проводник тех Евангельских начал, на коих зиждется Царство Божие.

Русскому народу особенно понятно и дорого значение его веры. Ею совершил он крестоносный подвиг благоустроения земли своей с ее непроходимыми мхами и болотами. Ею отстоял он свою Отчизну от многочисленных поганых врагов, нападавших на землю Русскую. Ею выносил он неисчислимые страдания от огня и меча, от холода и голода, от своих и чужих.

Многомиллионные кресты на распутьях, часовни в деревнях, храмы в селах, созданные его трудом, – суть неотразимые знамения спасающей его Православной веры. Вот почему идея Царя на Руси столь же крепка и несокрушима, сколь крепка и могуча народная вера. В Царе олицетворяет он свои святые думы и чувства; в нем видит свою веру и совесть.

Во-вторых, Церковь, со своей стороны, пред лицом всего мира запечатлевает священным характером его Царственное служение и укрепляет душу Царя благодатными дарами. Помазуя чело его святым миром, она крепит его разум; помазуя грудь, она вселяет мужество в его сердце. Царское око, царский слух, царское делание требуют необычной помощи, и эту помощь Царь найдет в своем духе по вере в благодатные дарования, сообщенные ему чрез видимое помазание его деятельных чувств.

В-третьих, Церковь вводит Царя как Помазанника Божия во святилище алтаря и открывает пред ним святую трапезу — Причастие Христовых Тайн. Верховная власть, столь возвеличенная Церковью, становится пред лицом народа властью священною. Но едва ли не самый торжественный акт в чине Венчания Русских Царей на Царство представляют те моменты, когда Царь молится о своем народе, а народ молится о своем Царе. И тогда Русь выступает как единое Царство, верующее в Бога – Царя Царей и народов. В этом акте сказывается вся крепость и величие Русского Царства. Православная вера – залог его исторического призвания служить умиротворителем и идеалом нравственных стремлений всего человечества. Таков внутренний смысл и таково значение церковного венчания Царей на Царство.

Подготовила Ирина Тихомирова.
Исп. «Исторический очерк чинов священного Венчания на Царство в связи с развитием идеи Царя на Руси». Е.В.Барсов. 1883г.




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |