на главную

Наталья значит "родная". Ко дню памяти святых мучеников Адриана и Натальи

Осень на Руси традиционно считалась порой свадеб. Глубоко символично то, что в церковном календаре начало этого периода отмечено днем памяти (26 августа/8 сентября) двух святых супругов-мучеников — Адриана и Наталии. Равно как Петр и Феврония, они считаются покровителями брака, честного супружества и истинно христианской семьи. Расскажем кратко об их житии, о смысле мученического подвига… Им выпало жить в начале IV века в Никомидии. Это был великолепный город на берегу Мраморного моря, столица восточной части Римской империи. Они были молоды, красивы, состоятельны.

В 28 лет Адриан занимал высокую должность начальника судебной палаты, но был язычником, далеким от веры, а жена его — тайной христианкой. Завесой времени от нас сокрыто то, как устроился их брачный союз, но достоверно известно, что до начала своего мученического подвига они прожили вместе чуть больше года. Их час пробил, когда больной император Диоклетиан и его преемник Максимиан II Галерий (305-311гг.) воздвигли последнее жесточайшее гонение на Христову Церковь. В руках Галерия оказалась судьба всех христиан, населявших огромную территорию от Адриатического моря до Малой Азии, а Сирию с Египтом он отдал на растерзание своему племяннику, еще более грубому и коварному.

8 сентября все Наталии отмечают именины. Имя это образовано от латинского глагола nasci, nascere — рождаться. Natalis — родной, родимый, отчий. Таким образом, значение имени — «родная, рождественская».

Все началось с того, что в роскошном императорском дворце в Никомидии дважды вспыхивал пожар, — и Галерий тут же обвинил христиан в поджоге. Будучи уверен, что они замышляют против него заговор, он издал эдикт, который предписывал разрушить большие и малые церкви, отобрать все священные книги, а тех, кто исповедует веру во Христа, подвергнуть акту «гражданской смерти».

Это значит, все они, без различия ранга и сословия, были объявлены подлежащими пыткам. Те, кто занимал сановные должности, в одночасье их лишались. Кто угодно теперь мог обвинить их, написать ложный донос, а сами они не имели права даже обратиться в суд с просьбой о защите. Эдикт императора воззвал к самым дурным слоям населения и к самым дурным страстям. Сразу начался поток доносов — клеветникам была обещана щедрая награда. Воры находили безопасную наживу, если принимались грабить дома христиан. Иные соседи, дотоле дружно жившие, вдруг соблазнялись и начинали нагло обкрадывать друг друга…

Царский эдикт предписывал также заключить в темницу всех епископов, пресвитеров, диаконов, и все верующие должны были публично принести жертву языческим богам. Если кто проявит твердость и откажется, будет подвергнут лютым мучениям. Целью Галерия было не просто уничтожение христиан, но — полное истребление веры в Бога. «Да погибнет имя христианское!» — такая была поставлена задача. Тогда каждый человек, тайный или явный исповедник веры, должен был для себя решить, как ответить на Божий призыв. Сказать: «Вот я, Господи! Возьми мою жизнь» или — отречься.

Царский указ был исполнен с таким усердием и поспешностью, что в тюрьмах вскоре не осталось места для уголовных преступников. Все казематы, рвы, подвалы были забиты христианами. И вот каждый день в судебной палате перед глазами Адриана проходил поток этих страждущих людей. Наблюдая, с каким мужеством и стойкостью они переносят мучения, однажды он спросил у них:
— Какой же награды вы ожидаете за эти страдания от своего Бога?
— Такой высокой награды, какой мы не можем даже описать, а ум твой не может постигнуть, — ответили они.
Воодушевившись, он сказал писцам:
— Запишите и меня! Я тоже христианин и с радостью умру за Христа.

Когда писцы донесли императору весть о таком поступке, тот призвал его:
— Неужели ты обезумел и хочешь погибнуть? Пойди, вычеркни свое имя из списков и принеси жертву богам, прося у них прощения. Ты сын благородных родителей. Несмотря на молодость, ты удостоен мною больших почестей. Ты не должен сравниваться с заключенными…
— Я не обезумел, а обратился к здравому разуму, — ответил Адриан и был брошен в темницу.
Узнав о том, Наталия поспешила к нему:
— Блажен ты, господин мой, что уверовал во Христа. Ты приобрел великое сокровище. Не жалей ничего земного, ни красоты, ни молодости, ни богатства. Все земное — прах и тлен. Богу угодны только вера и добрые дела.

 Когда назначили день казни, стража отпустила Адриана домой, чтобы проститься с любимой супругой. При этом за него поручились другие мученики: если бы он не вернулся в срок, их стали бы истязать за его побег. Однако, когда он постучал в дверь, Наталия не открыла ему, а стала упрекать, думая, что он отрекся от веры и потому отпущен на волю. Выслушав ее, он сказал, что пришел только затем, чтобы известить ее о дне кончины, чтобы она стала свидетелем его страданий.
Вместе они пошли в темницу. По дороге она укрепляла его на подвиг, а на вопрос мужа, как распорядиться имением, ответила:
— Даже не упоминай об этом, господин мой! Оставь помыслы о земном, думай только о вечности, уготованной тебе Господом.

Прибыв в темницу, она оставалась там все время до суда. Когда служанки принесли из дома полотно, она стала промывать и перевязывать раны узникам, изнуренным болью и заточением, но крепким духом. Адриана жестоко пытали, и супруга неотлучно находилась при нем, не переставая молиться за него и за всех, вместе с ним истязуемых. Опасаясь, как бы он не дрогнул, она просила палача начать казнь с него и сама помогала уложить на наковальню его руки и ноги. Бог весть, что пережила она в тот час!

Ее часто называют «безкровной мученицей», поскольку душевные терзания за близкого человека, может быть, тяжелее, чем физические. Без поддержки жены Адриан в подвиге мог и не устоять. В последний миг она просила его, чтобы, представ Господу, он принес за нее свою первую молитву, дабы никто не принудил ее выйти замуж за язычника.

Когда все было кончено, тела мучеников хотели сжечь. Но внезапно на небе сгустилась тьма, засверкали молнии, поднялась сильная гроза, и ливень потушил огонь в раскаленной печи. Многие палачи были убиты молнией. Однако обезумевший император Максимиан ни в чем не хотел видеть кару небесную — гонения и пытки длились долгих 8 лет. Это он казнил великомучеников Димитрия Солунского, Георгия Победоносца и целителя Пантелеимона. На реках крови, на костях миллионов людей, безвинно замученных, крепла и ширилась Христова Церковь…

История свидетельствует, что почти все императоры-гонители получили по заслугам и сами приняли мучительную смерть. Первый из них, Нерон, был свергнут с престола и убит. Домициан попал в плен к врагу и там был убит. Декий погиб на войне, и тело его было съедено хищными зверями. Валериан был взят в плен персами и там исполнял самую унизительную обязанность: подставлял свою спину вместо ступени персидскому царю, когда тот садился на коня. Диоклетиан впал в тяжкую болезнь, лишился разума и сам себя уморил голодом. Максимилиан, отказавшись от престола, отравился ядом. Галерий, главный виновник десятого, последнего гонения, страдал неисцелимой болезнью, которая, несмотря на усилия врачей, дошла до такой степени, что никто не мог приблизиться к нему. От его ран исходил нестерпимый смрад.

Как видим, в этом мире ничто не сходит с рук. Каждый получает свое: либо возмездие, либо награду. Но эпоха раннего христианства была не только временем страданий — в ней множество примеров непреклонности веры и преданности Господу. В их числе и мученический подвиг благочестивых супругов Адриана и Наталии.

Христианство учит, что брак – это союз двух людей на всю жизнь. Вера сделала их настолько сильными и едиными, что даже страх смерти не заставил их отступить от Бога и друг от друга. Молодая красивая женщина буквально бегством спаслась от тысяченачальника императорской армии, посватавшегося к ней вскоре после кончины мужа. Что было делать беззащитной вдове? Как сохранить верность? Она немедленно побежала на пристань и отплыла в Византию. Христиане приняли ее там с любовью, но от всех перенесенных мук и переживаний она тихо предала душу свою в руки Божии. История Церкви знает множество примеров такого выбора, какой сделала Наталия, — не выходить больше замуж и посвятить себя служению Богу.

•••
Как осмысляется брак христианским вероучением? Это не просто нравственный подвиг, где на протяжении всей жизни супругам предстоит выполнить главную заповедь о любви к ближнему. Это ТАИНСТВО, которое совершается по благословению Самого Господа. Не зря существует поговорка: браки совершаются на небесах. Это СОТРУДНИЧЕСТВО Бога и человека, когда в помощь душам благоверных супругов невидимо сообщается Божия благодать. Честное супружество — это ОБРАЗ ОТНОШЕНИЙ Христа и Церкви, основанный на союзе любви и веры. Как Христос умер за Церковь, так и муж должен быть готов умереть за веру и за свою жену.

Муж — глава семьи. Ему дана особая власть. Но это не преимущество для понукания, а высокий долг и ответственность за разумное управление домом. По слову святителя Иоанна Златоуста, «в будущем веке верные супруги обязательно встретятся и будут вечно пребывать со Христом в великой радости». Брак как единство двух любящих сердец является таким чудом, которое превосходит все естественные взаимные отношения и состояния. Это один из возможных путей духовной жизни, который ведет христиан в Царствие Небесное...

МОЛИТВА
В храме старом, полуразрушенном,
При Петре у реки заложенном,
Я молюсь святым перед службою,
Ставлю свечи им, как положено.

О Наталия, помолись о нас,
Мне в заступницы Богом данная,
Пусть спасет Господь от соблазна в час,
Когда рядом он, долгожданный мой!

Пусть подскажет путь ко спасению,
Чтобы свято, мирно, безгрешно жить,
Просветит, подарит терпение
До последнего вздоха его любить…

О заступница, умоли Творца
Наш союз венчать Своим Таинством,
На земле прожить лет не меньше ста,
В вере крепнуть, добром прославиться.

…В храме старом, полуразрушенном,
Придя с верою, с покаянием,
Помолюсь — и предстанут Господу
Адриан со своею Наталией!

Наталия Калинкина

(Цит. по кн. «Святая Наталия». М., «Сибирская благозвонница», 2011)




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |