28 августа/10 сентября - память преподобного Моисея Мурина (ок. 400). Он был слугою у одного господина; вместо того, чтобы в честном труде мирно проводить жизнь свою, исполняя назначение Божие относительно своего звания, он полюбил праздность, удалился от своего хозяина и, как праздношатающийся, прилепился к шайке разбойников, грабежом и насилием пользовавшихся плодами чужих трудов. Видя необычайную телесную силу Моисея, они избрали его себе предводителем и таким образом долгое время он проводил жизнь, исполненную всяких злодеяний, в крайней степени развращенную и чуждую всякого стыда и страха пред законом Божиим и человеческим.
Милосердый Бог помог однако Моисею образумиться, возстать от своего глубокого падения и в сокрушении сердца начать свое нравственное исправление. Оставив разбой, Моисей удалился в уединенный монастырь и отдал себя под руководство братии, исполняя усердно все иноческие послушания. Но нескоро могли изгладиться в душе покаявшагося грешника воспоминания из прежней его развращенной жизни. В самом начале особенно враг спасения налегал на него, возбуждая скверные помышления и такую сильную брань плотских вожделений, что он подвергся опасности изменить своему иноческому обету.
Моисей обратился к скитскому старцу Исидору, который советовал ему изнурять плоть свою усиленным постом, но сколько ни усиливал он своего воздержания, вражии искушения не оставляли его. Тогда, по совету иного старца, Моисей стал упражняться в непрестанном молитвенном бдении; целыя почти ночи простаивал он, не смыкая очей, на молитве и продолжал делать так 6 лет, – но так и не мог освободиться от неистового разжжения плоти, воюющей на дух.
Наконец он сам изобрел средство к победе над искушениями: он каждую ночь обходил келлии пустынных подвижников и, собирая пустые водоносы, приносил их наполненными водою и поставлял у келлии каждаго. Такой труд был благодеянием для многих старцев, живших в дальнем разстоянии от воды и по преклонности лет не могших приносить себе воды. А для самого Моисея этот труд был еще большим благодеянием, потому что оказался самым действенным средством к погашению в его душе страстных помышлений и к полной победе над врагом спасения. И с этого времени в душе Моисея мало-помалу водворилось спокойствие, трезвенность мыслей и совершенное отчуждение плотских вожделений.
Проводя много лет в иноческих подвигах, преподобный Моисей был рукоположен во диакона, затем в пресвитера, в сане которого подвизался 15 лет и собрал вокруг себя 75 учеников. Когда ему исполнилось 75 лет, он предупредил своих иноков, что вскоре на скит нападут разбойники и умертвят всех насельников. Он благословил иноков уйти заблаговременно, чтобы избежать насильственной смерти.
Ученики стали просить его уйти вместе с ними, но он ответил: «Я уже много лет ожидаю времени, когда на мне исполнится слово Владыки моего, Господа Иисуса Христа, сказавшего: «Вси, приемшии нож, ножом погибнут» (Мф. 26,52)». Напавшие разбойники убили преподобного Моисея и оставшихся с ним шесть иноков († 400).
II. Из примера жития преп. Мотсея Мурина мы можем видеть, братие, «как гибельна бывает для человека праздность и как, напротив, благотворен для души честный труд», совершаемый во славу Божию и на общую пользу. Справедливо праздность признается матерью всех пороков. Она, по словам Сираха, «научает мнозей злобе» (Сир. 33, 28), дает возможность возникнуть и укорениться в душе самым дурным навыкам, которые, подобно сорным травам на праздной ниве, свободно усиливаются в душе, не занятой помышлениями и заботою о добром и полезном.
Праздность есть состояние не естественное для существа разумно-нравственнаго, одаренного силами, по природе своей стремящимися к деятельности и ею развиваемыми и укрепляемыми. Бездействие ослабляет душу и тело человека, делает его легкомысленным, склонным к одним только удовольствиям и малоспособным к делу. Неудивительно, что праздный человек, отставши от честного труда и ища себе таких занятий, которые бы легко давали ему желанные блага и удовольствия, бывает более всего способен на всякое дурное дело, обман, хищение, грабительство и т. п.
Святитель Тихон Задонский так говорит о вреде праздности для тела и души человека: «Сердце человеческое праздно быть не может; но всегда какими-нибудь мыслями занято. А так как оно склонно ко всякому злу, и к праздному сердцу, как к дому пометенному и украшенному, удобно приступает душевный враг – диавол, и мыслями злыми, как плевелами, наполняет его: то праздность много беззаконий рождает». «Для избежания праздности», учит тот же святитель, что
аа) время есть сокровище самое драгоценное: как сказанного слова, так и потерянного времени возвратить не можно.
бб) время есть торг, на котором таланты, от Господа нам данные, должно с помощию Божиею умножать и приращать;
вв) неключимаго, т.е. праздности предавшагося, ввергнут во тьму кромешную (Мф. 25, 30);
гг) «иди убо ко мравию, о лениве, и поревнуй, видев пути его» (Притч. 6, 6–11). (Част. V).
Итак, братие, будем избегать праздности, как самой гибельной язвы для души и тела. Молитвами преподобного Моисея Мурина да сохранит нас Господь от духа праздности и да дарует нам любовь к честному и полезному труду!
Протоиерей Григорий Дьяченко. "Полный годичный круг кратких поучений". Том III, с. 483-487.
Милосердый Бог помог однако Моисею образумиться, возстать от своего глубокого падения и в сокрушении сердца начать свое нравственное исправление. Оставив разбой, Моисей удалился в уединенный монастырь и отдал себя под руководство братии, исполняя усердно все иноческие послушания. Но нескоро могли изгладиться в душе покаявшагося грешника воспоминания из прежней его развращенной жизни. В самом начале особенно враг спасения налегал на него, возбуждая скверные помышления и такую сильную брань плотских вожделений, что он подвергся опасности изменить своему иноческому обету.
Моисей обратился к скитскому старцу Исидору, который советовал ему изнурять плоть свою усиленным постом, но сколько ни усиливал он своего воздержания, вражии искушения не оставляли его. Тогда, по совету иного старца, Моисей стал упражняться в непрестанном молитвенном бдении; целыя почти ночи простаивал он, не смыкая очей, на молитве и продолжал делать так 6 лет, – но так и не мог освободиться от неистового разжжения плоти, воюющей на дух.
Наконец он сам изобрел средство к победе над искушениями: он каждую ночь обходил келлии пустынных подвижников и, собирая пустые водоносы, приносил их наполненными водою и поставлял у келлии каждаго. Такой труд был благодеянием для многих старцев, живших в дальнем разстоянии от воды и по преклонности лет не могших приносить себе воды. А для самого Моисея этот труд был еще большим благодеянием, потому что оказался самым действенным средством к погашению в его душе страстных помышлений и к полной победе над врагом спасения. И с этого времени в душе Моисея мало-помалу водворилось спокойствие, трезвенность мыслей и совершенное отчуждение плотских вожделений.
Проводя много лет в иноческих подвигах, преподобный Моисей был рукоположен во диакона, затем в пресвитера, в сане которого подвизался 15 лет и собрал вокруг себя 75 учеников. Когда ему исполнилось 75 лет, он предупредил своих иноков, что вскоре на скит нападут разбойники и умертвят всех насельников. Он благословил иноков уйти заблаговременно, чтобы избежать насильственной смерти.
Ученики стали просить его уйти вместе с ними, но он ответил: «Я уже много лет ожидаю времени, когда на мне исполнится слово Владыки моего, Господа Иисуса Христа, сказавшего: «Вси, приемшии нож, ножом погибнут» (Мф. 26,52)». Напавшие разбойники убили преподобного Моисея и оставшихся с ним шесть иноков († 400).
II. Из примера жития преп. Мотсея Мурина мы можем видеть, братие, «как гибельна бывает для человека праздность и как, напротив, благотворен для души честный труд», совершаемый во славу Божию и на общую пользу. Справедливо праздность признается матерью всех пороков. Она, по словам Сираха, «научает мнозей злобе» (Сир. 33, 28), дает возможность возникнуть и укорениться в душе самым дурным навыкам, которые, подобно сорным травам на праздной ниве, свободно усиливаются в душе, не занятой помышлениями и заботою о добром и полезном.
Праздность есть состояние не естественное для существа разумно-нравственнаго, одаренного силами, по природе своей стремящимися к деятельности и ею развиваемыми и укрепляемыми. Бездействие ослабляет душу и тело человека, делает его легкомысленным, склонным к одним только удовольствиям и малоспособным к делу. Неудивительно, что праздный человек, отставши от честного труда и ища себе таких занятий, которые бы легко давали ему желанные блага и удовольствия, бывает более всего способен на всякое дурное дело, обман, хищение, грабительство и т. п.
Святитель Тихон Задонский так говорит о вреде праздности для тела и души человека: «Сердце человеческое праздно быть не может; но всегда какими-нибудь мыслями занято. А так как оно склонно ко всякому злу, и к праздному сердцу, как к дому пометенному и украшенному, удобно приступает душевный враг – диавол, и мыслями злыми, как плевелами, наполняет его: то праздность много беззаконий рождает». «Для избежания праздности», учит тот же святитель, что
аа) время есть сокровище самое драгоценное: как сказанного слова, так и потерянного времени возвратить не можно.
бб) время есть торг, на котором таланты, от Господа нам данные, должно с помощию Божиею умножать и приращать;
вв) неключимаго, т.е. праздности предавшагося, ввергнут во тьму кромешную (Мф. 25, 30);
гг) «иди убо ко мравию, о лениве, и поревнуй, видев пути его» (Притч. 6, 6–11). (Част. V).
Итак, братие, будем избегать праздности, как самой гибельной язвы для души и тела. Молитвами преподобного Моисея Мурина да сохранит нас Господь от духа праздности и да дарует нам любовь к честному и полезному труду!
Протоиерей Григорий Дьяченко. "Полный годичный круг кратких поучений". Том III, с. 483-487.