на главную

Из поучений свт. Григория Паламы: «Мы, христиане, имеем долг всегда пребывать в молитве»

В Неделю вторую Великого поста совершается память одного из величайших богословов и проповедников Православной Церкви — святителя Григория Паламы (1296-1359), архиепископа Солунского, чудотворца. Он жил в столице Византии - Константинополе, происходил из известного аристократического рода. Отец его, Константин Палама, был влиятельным сенатором, входил в число высшей знати, приближенной к императорскому двору. На предсмертном одре, раскаявшись во грехах, он принял монашеский постриг.

После его смерти император Андроник II взял его сына Григория под личную опеку и покровительство. Григорий учился в императорском университете и получил прекрасное образование, овладев грамматикой, риторикой, физикой, логикой и другими науками. Ему прочили блестящую карьеру при дворе, но светскому благополучию он предпочел духовную жизнь.

Еще во время учебы он общался со святогорскими монахами и в 20 лет, решив отложиться от светских соблазнов, отправился на Афон. При этом он отказался от имущества, унаследованного от отца, и убедил свою мать, сестер и братьев, а также некоторых слуг оставить мирскую суету и тоже поступить в Константинопольские обители.

Проведя два года на монастырских послушаниях под руководством преп. Никодима Ватопедского, он принял постриг, а затем и священнический сан. Уже в молодые годы его влекло безмолвие и жизнь отшельника. Пять дней он проводил в одиночестве и молитве, а в субботу и воскресенье совершал богослужения и произносил проповеди. Позднее он много занимался богословскими трудами, на соборах отстаивал учение Церкви о нетварном Фаворском свете. Святитель Григорий оставил для потомков богатое духовное наследие. Предлагаем читателю познакомиться с поучением "О том, что всем вообще христианам надлежит непрестанно молиться".

+++

Пусть никто не думает, братия мои христиане, будто одни лица священного сана и монахи долг имеют непрестанно и всегда молиться, а не и миряне. Нет, нет; все мы христиане имеем долг всегда пребывать в молитве. Ибо смотрите, что святейший Патриарх Константинопольский Филофей пишет в житии св. Григория Солунского.

– Имел святитель сей друга возлюбленного, Иова по имени, человека простейшего, но многодобродетельного, с коим беседуя однажды, владыка сказал о молитве, что всякому вообще христианину надлежит подвизаться в молитве всегда, и молиться непрестанно, как заповедует Апостол Павел обще всем христианам: «непрестанно молитеся» (1Сол. 5, 17). И как говорит о себе пророк Давид, при всем том, что был царь, и имел попечение о всем царстве своем: «предзрех Господа предо мной выну» (Пс. 15, 8), т.е. всегда мысленно зрю Господа предо мной в молитве моей.

И Григорий Богослов учит всех христиан и говорит им, что чаще надлежит поминать в молитве имя Божие, чем вдыхать воздух.Говоря это и многое другое другу своему Иову, святитель прибавил еще, что повинуясь заповеданиям святых, нам надлежит не только самим молиться всегда, но и других всех учить тому же, всех обще: и монахов и мiрян, и мудрых и простых, и мужей, и жен, и детей, и побуждать их молиться непрестанно.

Слышавшему сие старцу Иову показалось это новым делом, и он начал спорить, говоря святителю, что молиться всегда есть дело только аскетов и монахов, кои живут вне мiра и сует его, а не мiрян, кои имеют столько забот и дел. Святитель привел новые свидетельства в подтверждение сей истины и новые неопровержимые ее доказательства, но старец Иов не убедился и ими.

Тогда святой Григорий, избегая многословия и любопрепирательства, замолчал, после чего каждый пошел в келью свою. Когда потом Иов молился наедине в келье своей, явился ему Ангел, посланный от Бога, «иже хочет всем спастися и в разум истины приити» (1 Тим. 2, 4), и укорил его: зачем спорил со святым Григорием и противился явному делу, от коего зависит спасение христиан?

Ангел возвестил ему от лица Божия, чтобы вперед внимал себе и остерегался говорить кому что-либо противное сему душеспасительному делу и противиться воле Божией, даже и в уме своем чтоб не держал противного сему помысла и не позволял себе мудрствовать разно с тем, что сказал святой Григорий. Тогда простейший старец Иов тотчас поспешил к святому Григорию и, припадши к ногам, просил прощения в противоречии ему и любопрительности, и открыл ему все, что сказал ему Ангел Господень.

Видите теперь, братия мои, как имеют долг все христиане, от мала до велика, молиться всегда умной молитвою: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго!» так, чтоб ум их и их сердце навык имели всегда изрекать священные слова сии. Убедитесь же, сколько благоугождается сим Бог и сколько великое от сего происходит благо, как Он, по безмерному Своему человеколюбию, Ангела небесного послал объявить нам, чтоб никто более никакого не имел в сем сомнения.

Но что говорят мiряне? – Мы обременены делами и заботами житейскими: как возможно нам молиться непрестанно? Отвечаю им, – что Бог не заповедал нам ничего невозможного, а все только такое, что мы можем делать. Почему и это можно исполнить всякому, ревностно ищущему спасения души своей. Ибо если б это было невозможно, то было бы невозможно для всех вообще мiрян, и тогда не нашлось бы столько и столько лиц, кои среди мiра исправляли сие дело непрестанной молитвы, как следует, из коих да будет представителем многих других такого рода лиц отец святого Григория Солунского - дивный Константин.

При всем том, что вращался в среде придворной жизни, он назывался отцом и учителем царя Андроника и занимался каждодневно государственными делами, кроме своих домашних дел, как имевший большое имущество и множество рабов, – жену и детей, – при всем том столь был не отлучен от Бога и столь привязан к умной непрестанной молитве, что многократно забывал, что говорил с ним царь и придворные вельможи о царственных делах, и нередко раза по два и более спрашивал об одном и том же.

Другие вельможи, не зная причины того, смущались и его укоряли, что так скоро забывает дело и повторительными вопросами обременяет царя. Но царь, зная причину того, защищал его и говорил: «У Константина есть свои думы, которые не дают ему иной раз со всем вниманием относиться к делам нашим». Премногое множество было и других подобных, которые, живя в мiре, всецело были преданы умной молитве, как уверяют исторические о них записи.

– Итак, братия мои христиане, умоляю вас и я вместе со святым Златоустом, спасения ради душ ваших не нерадите о деле таковой молитвы. Подражайте тем, о коих я сказывал, и сколько возможно последуйте им. Сначала это может показаться вам очень трудным, но будьте уверены, как бы от лица Вседержителя Бога, что самое сие имя Господа нашего Иисуса Христа, непрестанно вами призываемое, поможет вам преодолеть все затруднения, а с продолжением времени вы навыкнете сему деланию и вкусите, сколь сладко имя Господне.

Источник: Добротолюбие. Том V. Глава 31, 33




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |