на главную

Священномученик Сергий Мечёв. "Кресту Твоему покланяемся, Владыко..."

Святая Церковь, вводя нас в самую главную часть Великого Поста – в дни поклонения Святому Кресту - и говоря: «Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми», раскрывает нам самое главное наше дело на земле: отказываться от себя, от своего греховного, взять свой крест и идти за Спасителем. Говоря это и прославляя Святой Крест, Церковь идет нам на помощь, чтобы мы не впали в отчаяние, думая, что это для нас непосильная заповедь, и дает в течение 5-й и 6-й недель Великого Поста два образа, два примера – Иоанна Лествичника и Марии Египетской.

Церковь говорит нам: «Вот вы в этой великой школе шли, начиная с осознания в себе греха и оплакивания его вместе с первым Адамом, шли через Прославление (2-я неделя), которое выводит нас из этого состояния и приводит к дверям рая через жизнь в Таинствах, шли через осияние Фаворским светом (3 неделя) и пришли к самому главному в вашей теперешней жизни – к несению креста, к сораспятию на нем Господу». И теперь Святая Церковь дает нам наглядный образ людей, которые, являясь такими же грешными и носящими плоть и грех Адама, как и мы, – взошли на высоту первого блаженства.

Святая Церковь для того установила праздник Честнаго и Животворящаго Креста, чтобы дать нам возможность углубиться в эту величайшую жертву, которую Спаситель принес за наши грехи. И если мы, постоянно памятуя о крестной смерти Господа, сегодня славим Его Честной и Животворящий Крест, то, может быть, хотя эти святые минуты помогут нам, не желающим идти по Его пути, хотя несколько проникнуть в тайну страдания Того, Кто принес величайшую жертву. Кто был распят за грехи людей, за их спасение.

Сам Иисус Христос, Сын Божий, поучая нас, говорит, что Он хочет от нас: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 12, 7). Тот, Кто принес величайшую жертву, учит нас тому, чтобы мы не жертвовали тем или другим, а исходили из самого глубочайшего, что есть в нашей природе, созданной Богом по Его образу и подобию, из милосердия, из милости. Тот, Кто принес величайшую жертву, милосердовал о Своих ближних и о тех, Кто Его распял; о тех, кто предстоял у Креста, и о тех, кто был с Ним распят.

Он молился о тех, кто Его распинал: «Господи, прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23, 34). Он заботился о Своей Матери, Которая перед Ним стояла с Иоанном. Он поручает их друг другу, говоря: «Се, сын Твой», «се, Матерь твоя» (Ин.19, 26–27) – и соединяет их в этой временной жизни до перехода в вечность. А затем тому, кто распят с Ним, благоразумному разбойнику, обещает, что он будет с Ним в раю.

Родные мои, когда мы делаем другому что-нибудь и делаем это как тяжелую для нас жертву, как ущемление себя в чем-то, то Господь и это не отвергает, а принимает, если мы это делаем во имя Его. Но величайшая тайна состоит в том, что мы, христиане, призваны к тому, к чему был призван милосердный самарянин, а именно к милости. «Кто… ближний попавшемуся разбойникам?» – спрашивает Господь, рассказав о милосердном самарянине и заставляя этим ответить того, кто вопрошал Его: «оказавший ему милость» (Лк.10, 36–37).

Долг самарянина состоял в том, чтобы пройти мимо иудея, страдавшего от ран. Долг священника и левита – именно помочь своему единоверцу, раненому, едва живому. И вот одни презрели свой долг и не оказали милости, другой тоже презрел свой долг, согласно которому закон повелевал никакого отношения к иудеям не иметь, но оказал милость: милосердный самарянин обвязал раны потерпевшему от разбойников и дал ему условия для выздоровления.

Так и Господь на Кресте принес не просто жертву, а жертву Своего милосердия. Он был прежде всего милостив и учил нас именно этой Своей жертвой милости, милующей любви. Посмотрим, как некоторые святые угодники шли этим путем, ставили иногда дело милосердия выше исполнения монашеского долга и оказывали милость, нарушая при этом правила своей жизни, отданной в жертву Богу.

Один угодник Божий никогда не пил вина. Он дал такое обещание Господу. Однажды его схватили разбойники и привели туда, где они пили вино, и их начальник поднес ему сосуд с вином и велел ему пить. Этот боголюбивый муж, который никогда не пил вина, рассудил, что ему следует до конца принести свою жертву и исполнить свой долг, и он отказался. Тогда разбойник схватил нож и занес его для того, чтобы убить его. Подвижник не испугался смерти, так как что значит смерть для того, кто принимает ее за Христа? Для христианина, исполняющего свой долг, это вожделенная кончина, и святой, не колеблясь, был готов и, казалось, он должен был ее принять.

Но вдруг он все свое сердце, восходящее к Богу, обратил на этого разбойника, опасаясь, чтобы тот не совершил преступления, не убил человека, который есть образ Божий здесь, на земле. И, милосердуя о ближнем, он выпил вино и этим спас не только разбойника, которого тем привел к покаянию, но и остальных.

А вот другое повествование из жизни египетских пустынников. В пустыне монахи имели обычай плести корзины. Один из братии, который уже сплел свои корзины, скорбел о том, что у него нет ручек для корзин, и завтра он не может нести их на продажу, хотя и будет базарный день. Он таким образом лишится своего заработка.

Другой брат, который тоже кончил свою работу и привязал уже ручки, сжалился над ним и отдал ему свои ручки, говоря ему: «У меня лишние, они мне не нужны». Стало быть, он сказал неправду, но он видел перед собой скорбящего, горюющего брата и знал учение Господа не только слухом, а всем сердцем. Знал, что чужие страдания должны быть нашими, и что мы должны носить тяготы друг друга. Он служит своему брату, по-видимому не исполняя своего долга, используя ложь.

И вот другой пример. Разбойник, совершивший множество убийств, вдруг начинает каяться, все в нем всколыхнулось. Идет он в церковь, приходит к священнику. Все в нем бродит: в нем есть покаяние, но есть и злоба, так как он еще не очистил своей совести. Просит священника, чтобы он его исповедовал, помог ему принести покаяние. Тот ведет его ко кресту и Евангелию и начинает исповедь. Священник слышит, какие страшные злодеяния на его совести, видит, что он загубил несколько жизней. Разве можно этому разбойнику дать разрешение грехов? Нужно к нему как-то по-особенному отнестись, и священник отказывает человеку в разрешении грехов.

А душа разбойника, не получив милующей любви, содрогнулась от злобы, и он, выхватив нож, убил священника. А потом, как повествует сказание, не мог так продолжать жить и пошел дальше искать того, кто принял бы его покаяние. Пришел в обитель, в неурочное время стал просить, чтобы его приняли. И вот в храме один священномонах принял с великою любовию, милосердствуя о нем. И вот благодаря этой милости, он, великий грешник, через Господа получил исцеление и впоследствии был великий подвижник, который творил сам чудеса. Милующая любовь привела его к исцелению.

Вот, родные мои, случаи из жизни святых угодников, которые являли не жертву, а милость, и так спасали своих братьев. Что нам до этого до всего? Да, родные мои, много чего, ибо мы, христиане, идем тем же путем, что и Христос, и перед нашими глазами должен быть Тот, Кто нас привел сюда, Кто восставил в нас образ Божий. Это странный и смущающий многих путь.

Когда вы, родные мои, будете помнить о том, что мы призваны носить тяготы друг друга (если другому тяжело, то и мне тяжело, если другому хорошо, то и мне хорошо), спасать друг друга, то вы начнете понимать всю истину и полноту христианской жизни. А для этого, прежде всего, нам нужно смириться до зела, и тогда где-нибудь в уголке своего сердца приносить не только жертву Богу своим пением, своей службой, своими делами, но где-нибудь в уголке сердца найти эту милость, поискать в маленьких простых делах, как этот святой угодник, что отдал нуждающемуся скорбящему брату ручки от корзин. Это есть величайшее сострадание. У каждого из нас есть крупинка этого сострадания.

Вот, когда мы сегодня выносим Честной и Животворящий Крест, когда прославляем величайшую Крестную Жертву за наши грехи, тогда, родные мои, восчувствуем, что эта жертва была жертвой милости. Не случайны были эти крестные страдания, в которых Господь думал о нас, грешных, так как нас Он любил, нами Он болел, о нас Он скорбел.

И мы можем в своей мере исполнять это. И мы можем, найдя крупинки милосердия, маленькие, маленькие крошки этой милости, мы можем их раздавать, мы можем их собирать. Мы можем душу всю положить за это милосердие. Итак, родные мои, мало-помалу вместо жертвы Богу будем приносить милость и восчувствуем всю истинность жертвы, принесенной Господом и истинность этого Креста, на котором Он был распят, как милость Божию к нам, грешным. Тогда мы в нашей мере все больше понесем нашим ближним эту милость, крупинки милосердия, и тогда только мы будем понимать и истинность и полноту христианской жизни.

Когда мы придем на Страшный Суд, Господь не спросит нас о том, как мы пели и служили, не спросит нас о молитве, ни о подвигах различных. Он спросит, были ли мы милостивы. И только милостивым будет суд милостивый, и только милостивые будут помилованы. Запасайтесь милостию здесь, ибо, когда придете туда, вас спросят, были ли вы милостивы. Будем же собирать эти маленькие крупинки милосердия и, придя на Страшный Суд, мы принесем, может быть, как вдовица две лепты, две маленькие крупиночки милости.

И я воистину верю, что, подобно тому, как был помилован брат, отдавший несколько ручек для корзин во имя милости к другому, и мы будем помилованы, ибо неложно обещание, данное Господом: «Блаженни милоствии, яко тии помилованы будут». (Мф.5:7). Аминь.

Источник:
Священномученик Сергий Мечёв. Слово 1, 2 в Неделю Крестопоклонную




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |