на главную

Как преп. Герман Аляскинский алеутов просвещал

27 июля/9 августа Церковь совершает память преподобного Германа Аляскинского (1757-1837). Много потрудился он для просвещения светом веры алеутов и жителей Аляски, самой дальней окраины России. Он был современником преподобного Серафима Саровского, высоко чтил его и много лет нес схожие труды и подвиги. В кратком житии преп. Германа говорится, что родился он в Серпухове, в купеческой семье. С 16 лет вступил на иноческий путь. Вначале нес послушание в Троице-Сергиевой пустыни в окрестностях Петербурга, на берегу Финского залива.

И там, в самом начале своего монашеского пути, он сильно заболел. У него на горле образовался нарыв; опухоль быстро возрастала и обезобразила все лицо. Боль была ужасная, трудно было глотать, запах был нестерпимый. В таком опасном положении, ожидая смерти, молодой подвижник не обратился к земному врачу, но с горячею молитвою и со слезами припал к образу Царицы Небесной и, прося у Нее исцеления, молился всю ночь, потом мокрым полотенцем отер лик Пречистой Владычицы и обвязал свою опухоль, продолжая молиться. В изнеможении заснул на полу и увидел во сне, что Пресвятая Дева его исцелила. Наутро просыпается, встает и находит себя совершенно здоровым. К удивлению врачей, опухоль, не прорвав нарыва, разошлась, оставив о себе только малый след, как бы в воспоминание чуда.

Несколько лет прожил отец Герман в Сергиевой пустыни, а потом, желая полного уединения и безмолвия, перешел в Валаамский монастырь. Расположенный на островах Ладожского озера, он бывал отрезан от внешнего мира до 8 месяцев в году. Всей душей полюбил он величественную пустынную обитель и ее настоятеля, великого старца Назария, и всю братию. После тщательного испытания разными послушаниями игумен благословил молодого подвижника на постоянное жительство в лесу, в пустынном уединении. По праздникам, приходя в монастырь, преподобный нес клиросное послушание (у него был прекрасный голос). Там святой Герман принял монашеский постриг.

Он пришел на Валаам предположительно в 1778 году. В том же году преподобный Серафим пришел в Саровскую обитель. Обстоятельства их жизни и уединенные подвиги очень схожи. Подобно преп. Серафиму, валаамский подвижник отличался исключительным и проникновенным знанием духа и буквы Священного Писания, творений святых отцов и учителей Церкви. Духовным руководителем будущего миссионера был игумен Назарий, саровский старец, который ввел на Валааме устав Саровской пустыни. Таким образом, благодатный строй саровского подвижничества стал неотъемлемой частью души преп. Германа и сделал его исключительно близким по духу преподобному Серафиму Саровскому.

Через 15 лет пребывания на Валааме Господь призвал смиренного инока на апостольское служение и послал его проповедовать Евангелие и крестить язычников малообжитого и сурового края Аляски и прилегающих к ней островов Северной Америки. С этой целью в 1793 году была создана духовная Миссия, получившая название Кадьякской, с центром на острове Кадьяк. Руководителем миссии был назначен архимандрит Иоасаф (Болотов) из Валаамского монастыря. В числе прочих сотрудников Миссии было еще 5 иноков, среди них и преп. Герман. И вот именно ему Господь благословил потрудиться в благовестии дольше и плодотворнее, чем кому-либо другому из членов Миссии.

По прибытии на остров Кадьяк миссионеры немедленно занялись постройкой храма и обращением язычников. «1794 года, сентября с 24 живу на острове Кадьяке. Слава Богу, более 700 американцев перекрестил, да более 2000 браков обвенчал, состроили церковь, а время позволит – сделаем другую, да походные две, а то и пятую нужно сделать», – замечал в одном из писем архимандрит Иоасаф. Отец Герман поначалу нес послушание в пекарне и занимался хозяйственными делами. Но под руководством архимандрита Иоасафа Миссия находилась недолго: во время бури (в 1799 году) преосвященный Иоасаф со своими спутниками погиб в волнах океана.

На помощь оставшимся в живых миссионерам в 1804 году был командирован только один иеромонах Александро-Невской Лавры Гедеон. Он на некоторое время возглавил Миссию. Его заботами была устроена школа для детей крещеных алеутов. В 1807 году иеромонах Гедеон навсегда покинул стан миссионеров, возложив всю ответственность на преподобного Германа, который до самой кончины своей оставался духовным отцом, пастырем и попечителем душ человеческих в доверенной ему Миссии. Его хотели посвятить в сан иеромонаха и возвести во архимандрита, но он отказался и до конца своих дней пребывал простым монахом.

Для местных жителей он был истинным добрым пастырем и защищал их, как мог, от злых и хищных людей, которые видели в островитянах только объект для жестокой эксплуатации. Поэтому не было бы ничего удивительного, если бы новообращенные алеуты отвергли веру пришельцев, которые стали все чаще выступать в роли угнетателей (приезжавшие с целью наживы промышленники), и вернулись к своим суевериям. В том, что это не произошло, великая заслуга преп. Германа.

Непоколебимо и настойчиво, не имея никакой поддержки, кроме своей пламенной веры, старец продолжал свое заступничество за обиженных и угнетенных, видя в этом свой долг и призвание, сущность которого он выразил удивительно простыми словами: «Я – нижайший слуга здешних народов и нянька».

Тайные подвиги и келейные молитвы старца оставались неведомыми миру, но виден был окружавшим свет его благодатной жизни, проходившей в условиях полного самоотречения, нестяжательности и сурового пренебрежения всеми удобствами. Одежда его была самая убогая и очень ветхая. Всем своим видом, всеми привычками старец Герман живо напоминал современникам древних отшельников, прославившихся подвигами воздержания и Богоугождения. Беседа старца производила на слушавших неотразимое впечатление.

Особенно поражали собеседников ясность его мыслей, отчетливость и быстрота суждений. Божественная благодать, наполнявшая душу преподобного Германа, преображала сердца людей, общавшихся с ним. Ярко свидетельствует об этом случай с С.И. Яновским, правителем администрации Российско-Американской Компании, приступившим к своим обязанностям в 1817 году. Семен Иванович Яновский, аристократ по происхождению, был человеком всесторонне образованным и начитанным, но его религиозно-философские взгляды сводились к модному в те времена деизму. Христианства он, по существу, не знал (хотя формально считался христианином). Православие, Церковь, Таинства были для него понятиями, не заслуживающими серьезного внимания.

Преподобный Герман много беседовал с ним. Впоследствии С.И. Яновский писал: «Такими постоянными беседами и молитвами святого старца Господь совершенно обратил меня на путь истинный, и я сделался настоящим христианином». Он называл старца «святым мужем», «великим подвижником»; как великую драгоценность он хранил у себя письма преподобного Германа. Такое же благоговение к личности святого испытывали и многие другие его современники.

Отец Герман жил сначала возле храма миссии, на Кадьяке, а после переселился на близлежащий остров Еловый, который назвал «Новым Валаамом». Этот остров был последним приютом в многотрудных апостольских странствованиях святого старца. Преподобный Герман предсказал своим духовным детям время своей кончины и объяснил, как похоронить его. 13 декабря 1837 года он попросил зажечь перед иконами свечи и почитать Деяния святых апостолов. Во время чтения о трудах святых благовестников святой старец Герман перешел от земных трудов к небесному упокоению на 81-м году жизни.

Над могилой старца первоначально поставлен простой деревянный памятник, затем сооружена скромная деревянная церковь, освященная во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. В этом храме хранится старинное изображение преподобного Серафима Саровского, находившееся в келлии святого старца Германа при его жизни: старец любил и чтил своего прославленного современника и единодушного с ним великого работника на Божией ниве.

Господу было угодно одновременно благословить на великий подвиг служения людям этих двух благоговейных любителей безмолвия и умного делания. Преподобный Герман с любовью отзывался на нужды и скорби людские в дни своей земной жизни. Не оставляет он в беде взывающих к нему и после своего преставления. Наиболее известный случай молитвенного предстательства преподобного Германа находится в жизнеописании первого православного епископа в Америке – святителя Иннокентия (память 31 марта и 2З сентября).

В 1842 году святитель на бриге «Охотск» направлялся на остров Еловый. Из-за бури корабль долго не мог войти в гавань, и жизнь команды и пассажиров была под угрозой. Святитель Иннокентий обратился с молитвой к преподобному Герману: «Если ты, отец Герман, угодил Господу, то пусть переменится ветер». Не прошло и четверти часа, как ветер переменился и сделался попутным. И вскоре святитель, спасшийся от бури, служил панихиду на могиле преподобного Германа.

С 1860-х годов Русская Православная Церковь знала о большом местном почитании памяти старца Германа на Кадьяке. В 1867 году один из Аляскинских епископов составил записку о его жизни и чудесах. Позднее Церковь канонизировала его в лике преподобных, утвердив то, что многие природные аляскинцы всегда знали: отец Герман достойно выполнил свое христианское призвание и продолжает предстательствовать пред Богом о ныне живущих. Отче Германе, моли Бога о нас!

Источник: Азбука.ру




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |