В Евангелии есть такая история. Некий человек привёл к апостолам своего сына, с детства одержимого бесом. Мальчик тяжело страдал, в припадках бросался в огонь и в воду. Отец попросил апостолов исцелить его. Евангелие упоминает один важный момент: сам отец мало верил в исцеление, но, тем не менее, решил прийти. Спасителя в этот момент рядом не оказалось, Он находился на горе Фавор с тремя ближайшими учениками. И тогда апостолы решили изгнать беса своими силами. Но несмотря на все их старания, он не выходил.
Они растерялись и не знали, что делать дальше. В это время вернулся Иисус Христос и увидел всю эту неприглядную картину: бесноватого отрока, маловерного родителя, растерявшихся учеников, злорадствующих фарисеев и книжников, а также толпу, с любопытством ожидающую, чем же закончится дело.
Увидев всё это, Он сказал: «О, род неверный и развращенный, доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас?». Отрок при виде Иисуса упал на землю и валялся, испуская пену, а отец стал просить об исцелении уже Самого Спасителя. Что же сказал Господь? В первую очередь Он обличил и уврачевал самого родителя: «Если можешь хоть немного верить, то всё возможно верующему». Эти слова произвели потрясение и переворот в его душе. «Верую, Господи! Помоги моему неверию», — со слезами воскликнул он. И только потом Спаситель исцелил отрока и изгнал из него беса.
Наедине апостолы спросили у Господа: «А почему мы не смогли изгнать его?» Он ответил: «За неверие ваше. (То есть за неверие и маловерие всех, кто там находился). Род же сей изгоняется только молитвой и постом».
Нам не следует удивляться тому, что Спаситель укоряет апостолов в маловерии: они не сразу стали святыми, но прошли длительный путь духовного возрастания. Нередко у них проявлялись обычные человеческие слабости и недостатки, и Господь укорял их: то за недостаток веры, то за человеческие страхи, то за человеческие расчёты, за соперничество между собой. И только по сошествии на них Святого Духа в день Пятидесятницы они окончательно преобразились внутренне и стали теми апостолами, которых почитает весь христианский мир.
Особое внимание нам надо обратить на слова Спасителя: «Род сей (то есть бесовский) изгоняется только молитвой и постом». Значит, где нет молитвы и поста, где присутствует неверие, там бесы получают возможность входить в человека.
Этим объясняется многое из того, что происходит сегодня вокруг нас. Почему так распространилось запойное пьянство, наркотики, блуд, самоубийства? Эти вещи – не просто естественные человеческие слабости, это уже похоже на заболевание души, на бесовскую одержимость. Одни лекарственные средства здесь помочь не могут. Они помогают телу, а необходимо ещё помочь больной душе.
Душе, чтобы защититься от беса, нужна вера в Иисуса Христа, молитва и пост. Что такое пост? Некоторые думают, что пост – это только воздержание в пище, но смысл этого слова гораздо шире. Пост — это умеренность и воздержание во всех телесных потребностях, а также в развлечениях, в удовольствиях, воздержание языка, борьба с раздражительностью, с осуждением, с жадностью, с ленью. Всё это относится к подвигу поста.
Таким образом, когда бес одолевает человека, необходимы два действия: первое – воздержание от того, к чему бес понуждает, и второе — молитва Богу о помощи. И если при этом имеется достаточная вера, то род сей изыдет.
Однако велика ли наша вера? Надо признать, что нет. Спаситель сказал: «Если бы вы имели веру с горчичное зерно, сказали бы горе сей: пойди и ввергнись в море, - и она бы послушала вас». Поэтому постоянная наша забота должна быть о возрастании нашей веры.
Ничего нет зазорного признаться в своём маловерии. Мы всегда можем и должны взывать ко Господу: «Господи, помоги моему неверию!» И как Он восполнил недостаток веры отца одержимого мальчика, так и нам готов прийти на помощь.
Архимандрит Борис (Долженко)
Источник: Русская линия
Они растерялись и не знали, что делать дальше. В это время вернулся Иисус Христос и увидел всю эту неприглядную картину: бесноватого отрока, маловерного родителя, растерявшихся учеников, злорадствующих фарисеев и книжников, а также толпу, с любопытством ожидающую, чем же закончится дело.
Увидев всё это, Он сказал: «О, род неверный и развращенный, доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас?». Отрок при виде Иисуса упал на землю и валялся, испуская пену, а отец стал просить об исцелении уже Самого Спасителя. Что же сказал Господь? В первую очередь Он обличил и уврачевал самого родителя: «Если можешь хоть немного верить, то всё возможно верующему». Эти слова произвели потрясение и переворот в его душе. «Верую, Господи! Помоги моему неверию», — со слезами воскликнул он. И только потом Спаситель исцелил отрока и изгнал из него беса.
Наедине апостолы спросили у Господа: «А почему мы не смогли изгнать его?» Он ответил: «За неверие ваше. (То есть за неверие и маловерие всех, кто там находился). Род же сей изгоняется только молитвой и постом».
Нам не следует удивляться тому, что Спаситель укоряет апостолов в маловерии: они не сразу стали святыми, но прошли длительный путь духовного возрастания. Нередко у них проявлялись обычные человеческие слабости и недостатки, и Господь укорял их: то за недостаток веры, то за человеческие страхи, то за человеческие расчёты, за соперничество между собой. И только по сошествии на них Святого Духа в день Пятидесятницы они окончательно преобразились внутренне и стали теми апостолами, которых почитает весь христианский мир.
Особое внимание нам надо обратить на слова Спасителя: «Род сей (то есть бесовский) изгоняется только молитвой и постом». Значит, где нет молитвы и поста, где присутствует неверие, там бесы получают возможность входить в человека.
Этим объясняется многое из того, что происходит сегодня вокруг нас. Почему так распространилось запойное пьянство, наркотики, блуд, самоубийства? Эти вещи – не просто естественные человеческие слабости, это уже похоже на заболевание души, на бесовскую одержимость. Одни лекарственные средства здесь помочь не могут. Они помогают телу, а необходимо ещё помочь больной душе.
Душе, чтобы защититься от беса, нужна вера в Иисуса Христа, молитва и пост. Что такое пост? Некоторые думают, что пост – это только воздержание в пище, но смысл этого слова гораздо шире. Пост — это умеренность и воздержание во всех телесных потребностях, а также в развлечениях, в удовольствиях, воздержание языка, борьба с раздражительностью, с осуждением, с жадностью, с ленью. Всё это относится к подвигу поста.
Таким образом, когда бес одолевает человека, необходимы два действия: первое – воздержание от того, к чему бес понуждает, и второе — молитва Богу о помощи. И если при этом имеется достаточная вера, то род сей изыдет.
Однако велика ли наша вера? Надо признать, что нет. Спаситель сказал: «Если бы вы имели веру с горчичное зерно, сказали бы горе сей: пойди и ввергнись в море, - и она бы послушала вас». Поэтому постоянная наша забота должна быть о возрастании нашей веры.
Ничего нет зазорного признаться в своём маловерии. Мы всегда можем и должны взывать ко Господу: «Господи, помоги моему неверию!» И как Он восполнил недостаток веры отца одержимого мальчика, так и нам готов прийти на помощь.
Архимандрит Борис (Долженко)
Источник: Русская линия