на главную

О вызовах «Гаваны-2». Готовится новая встреча папы и Патриарха

20 сентября РИА Новости сообщило о заявлении советника патриарха Московского и всея Руси Кирилла, протоиерея Николая Балашова: "Русская Православная Церковь открыта к возможности новой встречи патриарха Московского и всея Руси Кирилла с папой Римским Франциском, но в настоящее время инициативы в этом отношении стоит ожидать от Ватикана". Накануне посол РФ в Ватикане Иван Солтановский вручил верительные грамоты понтифику. Папа Франциск выразил надежду, что его встреча с патриархом Кириллом в Гаване будет не последней.

«В Русской Православной Церкви сохраняется принципиальная открытость к возможности новой встречи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с папой Римским Франциском. Конечно, такая встреча должна быть надлежащим образом подготовлена, чтобы быть результативной. У нас существуют и поддерживаются в рабочем состоянии установленные каналы такого взаимодействия, осуществляемого со стороны Русской Православной Церкви через Отдел внешних церковных связей. Насколько я понимаю, в настоящее время инициативных шагов для возможного рассмотрения следует ожидать от ватиканской стороны», – сказал протоиерей Н.Балашов.

На сайте "Благодатный огонь" размещен комментарий по поводу этого заявления:

"Неясно, стоят за такими словами реальные планы или же их цель в том, чтобы изучить отношение общественности к данному вопросу. Хотелось бы напомнить, к каким последствиям привела встреча с папой в Гаване в 2016 году. Тогда немалая часть околоцерковной и церковной аудитории, в том числе среди духовенства и мирян УПЦ, восприняла эту встречу остро негативно. Причём такие оценки были высказаны обстоятельно и в основном верными чадами Церкви. Преодолевать последствия Гаваны пришлось как минимум до Архиерейского Собора 2017 года. В случае новой встречи эффект может оказаться еще сильнее.

В условиях напряжённой международной обстановки (СВО, санкции, натиск коллективного Запада на Россию) новая встреча патриарха и папы вызовет бурное обсуждение не только на околоцерковных информационных ресурсах, но и военно-патриотических, включая военблогеров и военкоров. С учетом того, что папа за время СВО неоднократно делал выпады против России, а в настоящее время настойчиво продвигает «мирный план», то независимо от реального содержания переговоров между главами РПЦ и римо-католиков, подобная встреча получит, скорее всего, негативные оценки в патриотическом лагере. Существует риск, что указанные круги начнут воспринимать Патриарха в качестве сторонника «договорняков», «сдачи российских интересов» и пр.

Что касается Украины, то в продолжающихся гонениях на Украинскую Православную Церковь одну из ключевых (хоть и не всегда явных) ролей играют униаты. Они поддерживают захваты храмов, двигают антицерковные законопроекты и усиливают прозелитизм в центральных и юго-восточных регионах страны. Все это происходит при молчаливом согласии папы и в нарушение положений Гаванской декларации 2016 года. На таком фоне новая встреча будет восприниматься как проявление слабости Русской Православной Церкви, ее пренебрежение судьбами страдающих от униатов украинских верующих.

С учетом традиционно сильных антиэкуменических настроений в Русской Православной Церкви и в УПЦ новая встреча станет ударом для тех верных на Украине, которые, несмотря на внешнее давление, дорожат единством с РПЦ. Кроме того, «новая Гавана» приобретет вес дополнительного аргумента, который автокефалистская партия УПЦ сможет использовать для обоснования «правильности» курса Феофании[1]. Вполне реален ход мыслей в следующем духе: «зачем нам нужен этот Московский патриархат, если он так погряз в связях с Ватиканом»?

Зарубежье. Встреча также станет раздражающим фактором для РПЦЗ, где не очень одобрительно относятся к экуменическим контактам. Среди многих консервативно настроенных верующих других Поместных Православных Церквей заигрывание с католиками может привести к значительному разочарованию в Русской Церкви, которая многими объективно воспринимается как бастион Православия и традиции, в отличие от модернистского экуменического Фанара.

Отметим также, что после Гаваны появилось движение «непоминающих». Да, оно не стало единым и массовым, а мотивация уходящих в раскол клириков и мирян нецерковна и лишена богословских оснований. Однако нужно ли в текущих обстоятельствах создавать предпосылки для того, чтобы придать новый стимул этому движению?

Мы можем пока только гадать, в чем состоит цель гипотетической новой встречи Патриарха и папы в представлении нашего ОВЦС. Однако отчетливо прослеживаются существенные риски негативных последствий «Гаваны-2», прежде всего подрыв внутреннего единства Русской Церкви и ослабление авторитета Патриарха".

Дополнительные уточнения от редакции сайта «Благодатный Огонь»:

О «Феофании». Т.н. «Собор» Украинской Православной Церкви, поспешно собранный в киевском монастыре в Феофании 27 мая 2022 года под давлением киевского режима, выразил несогласие с позицией Святейшего Патриарха Кирилла по поводу боевых действий на Украине и принял изменения в устав УПЦ, которые означают ее полную самостоятельность от Московского патриархата.

Отметим, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл полностью одобрил специальную военную операцию Вооруженных сил России на территории Украины.

Напомним еще раз, что все церковные нестроения последних лет на Украине являются результатом «незалэжности», то есть самоуправляемости УПЦ МП, полученной в 1990 году на волне распада СССР. Поэтому было бы целесообразным, чтобы после завершения Специальной военной операции православные верующие территории бывшей Украины обратились к священноначалию Русской Православной Церкви с просьбой о возврате УПЦ МП к статусу Экзархата в структуре единой Русской Православной Церкви, который существовал на Украине до 1990 года.

Тогда и вопрос непоминовения патриарха Московского и всея Руси некоторыми украинскими архиереями, желание отложиться от Московской патриархии или получение автокефалии Украинской Церкви отпадет сам собой. Т.е. на территории бывшей Украины в будущем должна существовать единая Русская Православная Церковь.

Тем более, что это диктует и обстановка на театре боевых действий, когда некоторые освобожденные исконно русские территории б.Украины (например, Херсонская и Запорожская области, независимые республики Донбасса ДНР и ЛНР) вошли в состав Российской Федерации, а следовательно, и под канонический омофор Московского патриарха.

Нам вообще никак не удержать УПЦ в лоне Русской Православной Церкви Московского патриархата без того, чтобы не переместить всю Украину или большинство ее областей в состав Российской Федерации, а этим и занимаются в настоящее время Вооруженные силы России, проводя специальную военную операцию.

Единство Русской Церкви возможно сохранить только и исключительно вместе с восстановлением единства политического. И до полного освобождения всей территории Украины от пронатовских либеральных нацистов и упразднения Украины как проекта «Антироссия», когда она перестанет быть военной и геополитической угрозой Российской Федерации, ни о каком церковном единстве не может быть и речи.

Будущую судьбу Православия на Украине в настоящее время на самом деле решают не самостийные «соборы» в Киеве, а Вооруженные силы Российской Федерации, проводящие военную спецоперацию Z по защите нашей Родины от вооруженного освоения странами НАТО территории б. Украины.

Источник: https://blagogon.ru




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |