на главную

Слуги верные – даже до смерти. Шура Теглева – няня Царских детей

Удивительно, но факт: Александра Теглева стала нянечкой Царских детей совсем юной, когда ей было всего 17 лет. Она происходила из обедневшей дворянской семьи, но все же смогла окончить Смольный институт благородных девиц. Там, среди лучших выпускниц, и нашла ее Государыня Императрица. Как-то быстро и незаметно все члены Царской Семьи привыкли к юной няне и стали называть ее ласково – Шурой, Шурочкой.

В детской части Александровского дворца ей выделили отдельную комнату на втором этаже. Она строго выполняла все указания Царственных родителей касательно воспитания детей. В то время как другие слуги могли говорить на английском языке, от Шуры требовалось общаться с детьми только на чистом русском. Когда она была принята во дворец, Царские дочери были еще в малышовом возрасте: Великой княжне Ольге исполнилось 6 лет, Татьяне – 4, Марии – 2, а Анастасия только родилась.

Шурочка превосходно справлялась со своими обязанностями: кормила и купала детей, ходила на прогулки, обучала грамоте. Между нею и детьми появилась сильная привязанность. Они крепко сдружились. Молодая няня быстро нашла общий язык и с Императрицей-матерью и всегда хорошо отзывалась о ней. Говорила, что Государыня чрезвычайно верующая женщина, очень добрая и отзывчивая, много молится за свою семью и за Россию.

Со своей стороны Александра Федоровна тоже оказывала ей знаки внимания, дарила дорогие подарки. Например, на Рождество Христово преподнесла золотые карманные часы знаменитой швейцарской марки Буре. На них была выгравирована памятная надпись: «Подарено Государыней Императрицей 24 декабря 1904 года».

В марте 1917 года революционные власти арестовали всю Семью Романовых и заключили под стражу в Александровском дворце. Шура, не колеблясь, сделала свой выбор: отбросив сомнения и страхи, осталась в Царском Селе, а через пять месяцев последовала за ними в ссылку в Тобольск. Она хорошо понимала, на что идет, и потому взяла с собой только самое необходимое, а многие личные вещи: красивую одежду и обувь, фотографии, рисунки и сувениры, подаренные ей детьми, – оставила во дворце.

Конечно, дети к тому времени уже выросли и вполне могли обходиться без няни, но она продолжала им служить: ухаживала за больными, стирала одежду, выполняла поручения Государыни.

В апреле 1918 года, когда по решению Уралсовета Царская Семья была разлучена, Шура Теглева осталась в Тобольске вместе с больным Царевичем Алексеем и Великими княжнами Ольгой, Татьяной, Анастасией. Дети страдали и плакали: их любимых, драгоценных родителей и сестру Марию под конвоем увезли в Екатеринбург. У самой Шуры сердце рвалось от горя, но виду она не подавала. Как могла, поддерживала и утешала детей.

Спустя полтора месяца, когда Царевичу стало лучше, они все вместе отправились в Екатеринбург. Путь был долгий и тяжелый. Сначала добирались пароходом, потом поездом. Охранники глумились над детьми: в дороге не давали им еды, держали взаперти, заставили самих нести тяжелые чемоданы, ночью пугали, поднимая пальбу из винтовок. Но каким счастливым был тот миг, когда вся Императорская Семья собралась вместе! Объятия, слезы радости, поцелуи, нескончаемые рассказы о пройденном пути…

Однако Шура Теглева в той встрече уже не участвовала. По прибытии в Екатеринбург из вагона выпустили только членов Императорской фамилии, остальным прибывшим пришлось жить в вагоне еще 10 дней. Потом их всех отправили в Тюмень. Там они жили в крайней бедности, голодали. Шура чудом избежала смерти – ее спасли части Белой гвардии, вступившие в город.

Поначалу газеты сообщили, что Государь убит в ночь с 16 на 17 июля, а Императрица и дети в безопасности. Революционный Уралсовет, убоявшись народного гнева, осторожно опубликовал такое лживое сообщение. Правда вышла на свет только через несколько дней, когда в Екатеринбурге установилась власть белых. Получив страшные вести о расстреле Царской Семьи, Шура замкнулась в себе. Ей хотелось только одного – скорее умереть, чтобы встретиться в вечности с людьми, которые стали ей такими близкими и родными.

Ослабевшая от голода и горя, она заболела тифом. Из тяжелого состояния ей помог выбраться Пьер Жильяр, учитель Царских детей, тоже преданный друг Семьи. Он давно был влюблен в молодую няню, хотя она никогда не собиралась замуж и просила оставить ее в покое. И вот теперь, в отчаянную минуту, Пьер нашел деревенскую семью, у которой было козье молоко, и договорился, чтобы они приняли Шуру к себе.

Те люди были к ней добры, несмотря на риск. Они были осведомлены, кого приютили у себя в доме. Так благодаря заботам Пьера и простой русской семьи она постепенно пошла на поправку. Когда адмирал Колчак поручил следователю Николаю Соколову вести дело о казни Семьи Романовых, Александра Теглева, все слуги и приближенные, кто остался в живых, давали показания, ходили на допросы, участвовали в следственных действиях.

А потом нужно было думать, как жить дальше. Шура ни под каким предлогом не хотела покидать Россию, но Пьер предложил выйти за него замуж и вместе уехать к нему на родину в Швейцарию. В дневнике она оставила запись: «Я осознала и оценила всё, что Пьер для меня делал. Он рисковал ради того, чтобы вызволить меня из революционного ада, спасти от болезни и голода. В первый раз мои глаза открылись, и я поняла, что этот человек действовал не из жалости и не из чувства долга, а потому, что был привязан ко мне и любил меня».

Через Дальний Восток им удалось вырваться из бурлящей России и добраться до Лозанны. Там Жильяр стал преподавать в университете, писал воспоминания о Царской Семье, а жена усердно помогала ему во всех трудах. Светлая память о Царской Семье объединяла и роднила их. Они прожили долгую жизнь, пережили Вторую мировую войну. Александра Александровна умерла в 1955 году в 70-летнем возрасте. Смерть ее была мирной и тихой – она ушла во сне. Пьер пережил ее на семь лет… И до конца дней своих они остались верными последнему русскому Царю и его Семье.

Подготовила Ольга Иванова




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |