Сегодня Православная Церковь прославляет своими песнопениями святую жизнь и блаженную кончину великого угодника Божия - преподобного Сергия, Радонежского чудотворца. Он происходил из знатного рода и был сын благочестивых родителей. Как Государь, для блага своего Отечества приглашает людей из разных стран и званий, так и Небесный наш Царь и Отец избирает для Себя служителей из разных сословий, призывая для великих духовных подвигов людей не из одного какого-либо рода, но от всякого звания и, осеняя Своих избранников благодатию Св. Духа, являет их и проводниками небесных даров к грешникам и угодными Ему за людей молитвенниками.
В отроческих летах Варфоломей (так при крещении назвали преподобного Сергия) был почти не способен к учению, но Господь, для явления Своего благоволения к будущему Своему служителю, чудесным образом ниспослал ему великие душевные дарования, именно когда один инок-старец благословил пр. Сергия и дал ему часть просфоры, тогда Варфоломей стал быстро и хорошо понимать учение. В молодых летах св. Сергий по смерти родителей своих удалился в дикую пустыню, в которой вместе с братом св. Стефаном устроил малую деревянную церковь, и таким образом положил основание ныне знаменитой своей обители.
Живя в пустыне, терпел он не только нужду телесную: страшный голод и холод, но и великие душевные беды. Встречая тяжкие бесовские наваждения, св. Сергий разрушал их сердечною и крепкою молитвою ко Господу. Имея глубокое смирение, преп. Сергий, когда собравшаяся около него братия думала избрать его игуменом, долго не соглашался на это и говорил, что гораздо лучше повиноваться, чем начальствовать, и уже после долгих просьб решился, уповая на Господа, принять управление обителию.
За святую жизнь Господь Бог прославил преподобного Сергия еще в ранних годах. Не только люди уважали его, но и дикие звери повиновались ему и не причиняли вреда: один большой медведь часто приходил к келлии угодника и получал из его рук пищу. – Строгое благочестие и христианское смирение привлекли уважение препод. Сергию от великих и знатных людей мира сего. Не только митрополит, но и бояре и даже сам князь уважали св. подвижника.
Так, когда на землю русскую шел грозный Мамай со страшными татарскими полчищами, великий князь Дмитрий Иоаннович приходил к преподобному Сергию за его советом и благословением. Одаренный от Господа прозорливостию, св. Сергий, благословляя князя на войну, предсказал ему победу, что, по молитвам угодника, и исполнилось, и отечество наше с того времени начало освобождаться от тяжелого владычества татарского.
Бывший в те годы в Москве митрополитом св. Алексий – пред своею кончиною – хотел поставить преподоб. Сергия своим наместником и уже возлагал на него свой святительский крест, но смиренный подвижник уклонился от сего великого служения, сказав святителю Алексию: «от юности моея не был я златоносцем, в старости же наиболее хощу пребывать в нищете... Ты не найдешь во мне того, чего ищешь, ибо кто я? грешный и худший паче всех человек!»
Так говорил о себе тот смиренный муж, который удостоился явления в его убогую келлию Божией Матери с апостолами Петром и Иоанном Богословом. За 6 месяцев пр. Сергий провидел свою кончину и предал дух свой Господу Богу на 78 году жизни своей, 25 сентября 1392 года. – Чрез 30 лет после кончины св. Сергия мощи его обретены нетленными и открыты в основанной им Лавре для благоговейного поклонения православного народа, источая благодатию Божиею многия чудотворения.
II. Вот как подвизался ради спасения души и окончил свою праведную жизнь ныне воспоминаемый угодник Божий! Он указал нам в жизни своей и поучительные и богоугодные примеры, следовать которым полезно всякому человеку, а тем более православному христианину.
а) Ни знатность рода, ни богатство, ни честь и слава от людей не были дороги смиренной и благочестивой душе преподобного Сергия, ибо он видел, что все земное временно и препятствует полному служению Господу, а потому, оставив мир с его суетою, он стал приобретать новою богоугодною жизнию вечное богатство в безценных обителях Царя и Отца небесного и для этого жил в уединении и, пребывая во всяком воздержании, упражнялся многие годы в богомыслии и подвигах молитвенных, всегда сохраняя в душе своей глубокое смирение. Есть ли, братия христиане, что-либо сходное в нашей жизни с подвигами преподобного Сергия? Увы, у многих из нас, кажется, нет и тени этого великого образа! Мы слишком высокомерны, надменны, грубы и ленивы для жизни богоугодной, так что смело в наше время можно сказать с св. пророком: «несть творяй благостыню, несть до единаго! Вси уклонишася, вкупе неключими быша... Вси от пути своего заблудиша».
б) Св. угодник Божий Сергий почти всю жизнь свою проводил в уединении и молитве, а мы не хотим уединиться от своих обычных занятий не только в течение одного дня, Господом определенного на служение Ему, но и не многих часов во время церковной праздничной службы не хотим провести без разговоров и благоговейно; мы даже утреннего короткого, в воскресный напр. день, времени, когда совершается в св. храме величайшая служба, не посвящаем молитве, а, едва покажется свет, многие даже почтенные родители – принимаются за торговлю и заходят для увеселения в дома нетрезвости и иногда предаются здесь всякому безчинию. Если в дни воскресные и праздничные грешно – по заповеди Божией – заниматься и обычными делами, то можно ли в это время безчинствовать? Все это воспомянет нам некогда Господь, но и горькие слезы не помогут избавиться от Его грозного гнева и наказания не кающимся.
в) Препод. Сергий, как мы видели, отличался великим смирением и избегал всех мирских почестей и всякой славы. Это смирение привлекло на него благодать Божию и сделало его великим пред людьми. «На кого воззрю», говорит Господь, «токмо на кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих» (Исаия 66).
2) На сколько велика, похвальна и богоугодна добродетель смирения, на столько предосудителен и богопротивен замечаемый во многих из нас порок – гордость: «начало греха – гордыня» (Сир. 10, 15), говорит Премудрый; «Бог гордым противится» (1Петр. 5, 5), говорит св. ап. Петр, «смиренным же дает благодать». Как для жизни человека необходимы место и жилище, так для благодати Св. Духа необходимо в душе нашей смирение.
За эту добродетель Господь возвышал людей, даруя им и нетление, и силу чудотворений, – что видим из жития ныне воспоминаемого преподобного Сергия и из жизни, например, свт. Николая, который смирением стяжал у Господа высокая. Господь призрел на смирение рабы Своея – Пречистыя Матери и "чрез то возвеличил Ее не только в сонме святых людей, но и выше Херувимов и Серафимов; наконец Сам Христос и в рождении, и в жизни Своей явил нам образ глубокого смирения, да последуем стопам Его. Он смирил Себя ради нас, грешных, даже до смерти крестныя, тем же и Бог Его превознесе и дарова Ему имя, еже паче всякого имени.
г) Преподобный Сергий был великий подвижник и учитель воздержания: да подражаем и мы ему в этой добродетели.«Как воин, учит св. Иоанн Златоуст, носящий тяжелое оружие, сколь он ни мужествен и храбр, не может быть страшен для неприятелей, потому что тяжесть оружия препятствует быстроте ног и воинской деятельности; если же он возьмет оружие легкое и удобоносимое, то будет налетать на противников, подобно птице: так и тот, кто не утучняет своей плоти ни пьянством, ни негою, ни роскошью, но постами, молитвами и великим терпением в скорбях делает ее легкою и тонкою, – как птица, несущаяся сверху, с великою стремительностию нападает на полки бесов, легко низлагает противные силы и покоряет их себе».
«Как легкие суда скорее переплывают моря, а обремененные большим грузом затопают: так и пост, делая ум наш более легким, способствует ему быстро переплывать море настоящей жизни, стремиться к небу и к предметам небесным, не уважать настоящее, но считать ничтожнее тени и сонных грез. Напротив, пьянство и объядение, обременяя ум, утучняя тело, делают душу пленницею, и стесняют ее со всех сторон, и, не позволяя ей пользоваться здравым суждением ума, заставляют ее носиться по утесам и делать все ко вреду собственного спасения». (Из творений свт. Иоанна Златоустого).
III. Будем же, братия, призывая на помощь преподобного Сергия Радонежского и других св. угодников, искоренять в себе греховные привычки и своим повиновением святому слову Божию и добрыми делами постараемся быть достойными туне дарованного нам высокого звания христианского. – Ты же, о Всеблагий Господи! не удали щедрот Твоих от нас, но по молитвам преподобного Сергия, по ходатайству Пречистой Твоей Матери и по Твоей великой милости отврати Лице Твое от грех наших и вся беззакония наша очисти Твоим безмерным благоутробием. Аминь.
Источник: Протоиерей Григорий Дьяченко. Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года Книга 4, Поучение 50. Месяц сентябрь. Двадцать пятый день.
В отроческих летах Варфоломей (так при крещении назвали преподобного Сергия) был почти не способен к учению, но Господь, для явления Своего благоволения к будущему Своему служителю, чудесным образом ниспослал ему великие душевные дарования, именно когда один инок-старец благословил пр. Сергия и дал ему часть просфоры, тогда Варфоломей стал быстро и хорошо понимать учение. В молодых летах св. Сергий по смерти родителей своих удалился в дикую пустыню, в которой вместе с братом св. Стефаном устроил малую деревянную церковь, и таким образом положил основание ныне знаменитой своей обители.
Живя в пустыне, терпел он не только нужду телесную: страшный голод и холод, но и великие душевные беды. Встречая тяжкие бесовские наваждения, св. Сергий разрушал их сердечною и крепкою молитвою ко Господу. Имея глубокое смирение, преп. Сергий, когда собравшаяся около него братия думала избрать его игуменом, долго не соглашался на это и говорил, что гораздо лучше повиноваться, чем начальствовать, и уже после долгих просьб решился, уповая на Господа, принять управление обителию.
За святую жизнь Господь Бог прославил преподобного Сергия еще в ранних годах. Не только люди уважали его, но и дикие звери повиновались ему и не причиняли вреда: один большой медведь часто приходил к келлии угодника и получал из его рук пищу. – Строгое благочестие и христианское смирение привлекли уважение препод. Сергию от великих и знатных людей мира сего. Не только митрополит, но и бояре и даже сам князь уважали св. подвижника.
Так, когда на землю русскую шел грозный Мамай со страшными татарскими полчищами, великий князь Дмитрий Иоаннович приходил к преподобному Сергию за его советом и благословением. Одаренный от Господа прозорливостию, св. Сергий, благословляя князя на войну, предсказал ему победу, что, по молитвам угодника, и исполнилось, и отечество наше с того времени начало освобождаться от тяжелого владычества татарского.
Бывший в те годы в Москве митрополитом св. Алексий – пред своею кончиною – хотел поставить преподоб. Сергия своим наместником и уже возлагал на него свой святительский крест, но смиренный подвижник уклонился от сего великого служения, сказав святителю Алексию: «от юности моея не был я златоносцем, в старости же наиболее хощу пребывать в нищете... Ты не найдешь во мне того, чего ищешь, ибо кто я? грешный и худший паче всех человек!»
Так говорил о себе тот смиренный муж, который удостоился явления в его убогую келлию Божией Матери с апостолами Петром и Иоанном Богословом. За 6 месяцев пр. Сергий провидел свою кончину и предал дух свой Господу Богу на 78 году жизни своей, 25 сентября 1392 года. – Чрез 30 лет после кончины св. Сергия мощи его обретены нетленными и открыты в основанной им Лавре для благоговейного поклонения православного народа, источая благодатию Божиею многия чудотворения.
II. Вот как подвизался ради спасения души и окончил свою праведную жизнь ныне воспоминаемый угодник Божий! Он указал нам в жизни своей и поучительные и богоугодные примеры, следовать которым полезно всякому человеку, а тем более православному христианину.
а) Ни знатность рода, ни богатство, ни честь и слава от людей не были дороги смиренной и благочестивой душе преподобного Сергия, ибо он видел, что все земное временно и препятствует полному служению Господу, а потому, оставив мир с его суетою, он стал приобретать новою богоугодною жизнию вечное богатство в безценных обителях Царя и Отца небесного и для этого жил в уединении и, пребывая во всяком воздержании, упражнялся многие годы в богомыслии и подвигах молитвенных, всегда сохраняя в душе своей глубокое смирение. Есть ли, братия христиане, что-либо сходное в нашей жизни с подвигами преподобного Сергия? Увы, у многих из нас, кажется, нет и тени этого великого образа! Мы слишком высокомерны, надменны, грубы и ленивы для жизни богоугодной, так что смело в наше время можно сказать с св. пророком: «несть творяй благостыню, несть до единаго! Вси уклонишася, вкупе неключими быша... Вси от пути своего заблудиша».
б) Св. угодник Божий Сергий почти всю жизнь свою проводил в уединении и молитве, а мы не хотим уединиться от своих обычных занятий не только в течение одного дня, Господом определенного на служение Ему, но и не многих часов во время церковной праздничной службы не хотим провести без разговоров и благоговейно; мы даже утреннего короткого, в воскресный напр. день, времени, когда совершается в св. храме величайшая служба, не посвящаем молитве, а, едва покажется свет, многие даже почтенные родители – принимаются за торговлю и заходят для увеселения в дома нетрезвости и иногда предаются здесь всякому безчинию. Если в дни воскресные и праздничные грешно – по заповеди Божией – заниматься и обычными делами, то можно ли в это время безчинствовать? Все это воспомянет нам некогда Господь, но и горькие слезы не помогут избавиться от Его грозного гнева и наказания не кающимся.
в) Препод. Сергий, как мы видели, отличался великим смирением и избегал всех мирских почестей и всякой славы. Это смирение привлекло на него благодать Божию и сделало его великим пред людьми. «На кого воззрю», говорит Господь, «токмо на кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих» (Исаия 66).
2) На сколько велика, похвальна и богоугодна добродетель смирения, на столько предосудителен и богопротивен замечаемый во многих из нас порок – гордость: «начало греха – гордыня» (Сир. 10, 15), говорит Премудрый; «Бог гордым противится» (1Петр. 5, 5), говорит св. ап. Петр, «смиренным же дает благодать». Как для жизни человека необходимы место и жилище, так для благодати Св. Духа необходимо в душе нашей смирение.
За эту добродетель Господь возвышал людей, даруя им и нетление, и силу чудотворений, – что видим из жития ныне воспоминаемого преподобного Сергия и из жизни, например, свт. Николая, который смирением стяжал у Господа высокая. Господь призрел на смирение рабы Своея – Пречистыя Матери и "чрез то возвеличил Ее не только в сонме святых людей, но и выше Херувимов и Серафимов; наконец Сам Христос и в рождении, и в жизни Своей явил нам образ глубокого смирения, да последуем стопам Его. Он смирил Себя ради нас, грешных, даже до смерти крестныя, тем же и Бог Его превознесе и дарова Ему имя, еже паче всякого имени.
г) Преподобный Сергий был великий подвижник и учитель воздержания: да подражаем и мы ему в этой добродетели.«Как воин, учит св. Иоанн Златоуст, носящий тяжелое оружие, сколь он ни мужествен и храбр, не может быть страшен для неприятелей, потому что тяжесть оружия препятствует быстроте ног и воинской деятельности; если же он возьмет оружие легкое и удобоносимое, то будет налетать на противников, подобно птице: так и тот, кто не утучняет своей плоти ни пьянством, ни негою, ни роскошью, но постами, молитвами и великим терпением в скорбях делает ее легкою и тонкою, – как птица, несущаяся сверху, с великою стремительностию нападает на полки бесов, легко низлагает противные силы и покоряет их себе».
«Как легкие суда скорее переплывают моря, а обремененные большим грузом затопают: так и пост, делая ум наш более легким, способствует ему быстро переплывать море настоящей жизни, стремиться к небу и к предметам небесным, не уважать настоящее, но считать ничтожнее тени и сонных грез. Напротив, пьянство и объядение, обременяя ум, утучняя тело, делают душу пленницею, и стесняют ее со всех сторон, и, не позволяя ей пользоваться здравым суждением ума, заставляют ее носиться по утесам и делать все ко вреду собственного спасения». (Из творений свт. Иоанна Златоустого).
III. Будем же, братия, призывая на помощь преподобного Сергия Радонежского и других св. угодников, искоренять в себе греховные привычки и своим повиновением святому слову Божию и добрыми делами постараемся быть достойными туне дарованного нам высокого звания христианского. – Ты же, о Всеблагий Господи! не удали щедрот Твоих от нас, но по молитвам преподобного Сергия, по ходатайству Пречистой Твоей Матери и по Твоей великой милости отврати Лице Твое от грех наших и вся беззакония наша очисти Твоим безмерным благоутробием. Аминь.
Источник: Протоиерей Григорий Дьяченко. Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года Книга 4, Поучение 50. Месяц сентябрь. Двадцать пятый день.