на главную

Преподобный Максим Исповедник: "Любящий Бога ангельскою жизнью на земле живет"

Сегодня Церковь совершает память преподобного Максима Исповедника (+662), величайшего богослова и подвижника христианской Церкви, который жил в VII веке. Он имел благородное происхождение, был прекрасно образован, при этом - весьма добродетелен и до удивления скромен. Трудно человеку с такими достоинствами остаться в тени. О нем узнал византийский Император Ираклий, призвал к себе и назначил на должность первого секретаря своей канцелярии.

Преподобный Максим легко схватывал суть царских повелений, быстро оценивал и записывал важные сообщения, да и сам мог подать разумный совет. Император очень дорожил таким работником, и вскоре Максим достиг такого большого влияния при дворе, о котором многие соотечественники могли только мечтать. Но придворная пышность и почёт тяготили его - он больше ценил уединение и любомудрие.

В то время в Церкви получила распространение новая ересь — монофелитство. Она была тем опасней, что имела внешнюю привлекательность и поддерживалась высшей церковной и государственной властью. До тех пор, пока она была осуждена на VI Вселенском Соборе в 681 году, ее придерживались весьма могущественные лица: императоры Византии, несколько Патриархов, множество епископов и священников.

Главным защитником чистоты Православия стал преподобный Максим Исповедник. Страшные муки ждали его на этом исповедническом пути. Чтобы он умолк и не мог говорить проповеди перед народом, ему отсекли язык. Чтобы не мог писать книги, отсекли правую руку, били, пытали, издевались и наконец сослали подальше - в Колхиду, где он отошел ко Господу в возрасте 82 лет.

За свою долгую жизнь он написал много богословских трудов, один из них называется "Постижение любви". В нем подробно описаны свойств настоящей любви, духовные наставления и практические советы о том, как ее достичь. Простые слова преп. Максима Исповедника служат как зеркало, глядя в которое, можно увидеть состояние своей души. Он говорит о том, что человек сотворен Любовью, Ею направляем в этом веке и к Любви должен прийти в будущем. Перечитаем краткие выдержки из этой книги.

Что есть любовь?

Любовь есть благое расположение души, по которому она ничего из существующего не предпочитает познанию Бога. Но в такое любительное настроение невозможно прийти тому, кто имеет пристрастие к чему-либо земному.

Любящий Бога всему сотворенному предпочитает познание Творца, непрестанно направляя к тому деятельные силы души.

Если жизнь ума – это просвещение познания, а свет этот рождается от любви к Богу, то хорошо сказано, что нет ничего выше Божественной любви.

Что человек любит, к тому и стремится всячески, преодолевая все препятствия, дабы не лишиться предмета любви. Так и человек, Бога любящий, заботится о чистой молитве и всякую страсть, препятствующую этому, отвергает.

Если истинно возлюбим Бога, то этой самой любовью избавимся от страстей. Любить же Его – значит предпочитать Его миру, а душу – плоти, с презрением всех мирских вещей, с постоянным посвящением себя Ему – воздержанием, любовью, молитвою, псалмопением, и прочим.

Любящий Бога ангельскою жизнью на земле живет: в посте и бдении, в пении и молитве, о всяком человеке всегда доброе помышляя.

Любовь к Богу окрыляет ум, всегда привлекая к собеседованию о Боге и о Божественном; любовь же к ближнему располагает всегда помышлять доброе о нем.

Любящий Бога не может не любить и всякого человека как самого себя. Он не любит лишь страсти, от которых ближний еще не очистился. Поэтому когда видит его обращение и исправление, радуется радостью безмерною и неизреченною.

Дело любви – усердное благодеяние ближнему, великодушие, терпение и благоразумное пользование вещами.

Дело любви – миловать ближнего и благодетельствовать ему, долготерпеть и сносить все причиняемое им. Имея такие свойства, любовь естественным образом укрощает гнев в том, кто стяжал ее.

Мы должны так друг друга чтить и любить, как Сам Христос первый показал нам Своим примером, благоволив пострадать за нас.

Дело и доказательство совершенной любви к Богу есть искреннее и благожелательное расположение к ближнему. Ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? – говорит Божественный Иоанн (1 Ин. 4: 20).

Ничто так не обличает настрой души, как восстания плоти изможденной. Если душа поддается им, то показывает, что любит плоть более Бога, а если пребывает непоколебимой такими приражениями, то обнаружит, что чтит добродетель более плоти. Как следствие, Бога в Себя принимает благоволившего страдать человеческим естеством.

Любящий Христа, без сомнения, подражает Ему по возможности. Христос же не переставал благотворить людям, долготерпел, встречая неблагодарность и поношение, будучи избиваем и убиваем, претерпел, никого не осуждая во зле. Эти три действия суть дела любви к ближнему, без которых говорящий, что любит Христа или что получит Царствие Его, обманывает себя. Ибо Господь сказал: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7: 21). И опять: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.

Источник: https://mybook.ru/author/prepodobnyj-maksim-ispovednik/postizhenie-lyubvi/read/




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |