на главную

Священномученик Климент Анкирский и ученик его Агафангел превзошли страданиями всех мучеников, бывших от создания мира...

Сегодня, 23 января/5 февраля, Православная Церковь вспоминает выдающийся подвиг мучеников Христовых - епископа Климента Анкирского и ученика его, мученика Агафангела (312). Перечитаем их житие, поразимся их неодолимому  мужеству и долготерпению. За 28 лет епископ Климент претерпел все виды самых лютых страданий, изобретенных мучителями от создания мира, но остался верен Христу и неустрашим. Он родился в городе Анкире в 258 году от отца язычника и матери христианки. Евфросиния дала ему имя Климент, что в переводе с греческого значит «виноградная молодая ветвь».

Она
 предвидела, что будет ее сын отпрыском истинной лозы – Христа, имеющим принести много зрелых кистей – душ человеческих, обращенных к Богу. И самым именем предсказала, что он будет знаменитым исповедником пресвятого имени Иисуса Христа, прольет кровь свою и станет страдальцем за Христа. Она учила сына чтению священных книг и доброму поведению. Между тем как отрок возрастал годами и достиг 12-летнего возраста, мать его приближалась к блаженной кончине. Возлежа на одре болезни, она наставляла его, обнимая и лобызая:

– Дитя мое, дитя возлюбленное, дитя, с колыбели осиротевшее и узнавшее о сиротстве своем прежде, чем об отце своем! Ты, однако, не осиротел, сын мой, ибо Отец для тебя есть Христос Бог, обогащающий тебя Своими дарами. Я родила тебя, сын мой, плотью, а Христос Бог возродил тебя духом. Поэтому знай, что Он тебе Отец; признавай себя Его сыном и постарайся, чтобы не напрасным было твое усыновление Богу. Служи Единому Христу Господу и во Христе полагай свои надежды, ибо Он поистине есть спасение наше и источник безсмертия.

Проливая обильные слезы во время этой беседы, мать исполнилась Божественной благодати и начала предсказывать имеющее с ним случиться:

– Умоляю тебя, возлюбленный сын, чтобы ты воздал мне единственный дар за все мои болезни и заботы о тебе, ибо наступает время тяжкое. Уже близко гонение, дышащее страшною яростью и угрозами. Поэтому будет, как говорит Господь наш: «Поведут вас к правителям и царям за Меня» (Мф.10:18). Сын, окажи мне эту честь: стань за Христа дерзновенно и мужественно и сохрани крепко и непоколебимо исповедание Его имени. Вскоре процветет на тебе венец мученичества в честь меня и для спасения многих душ. Приготовь же сердце свое к подвигу страдания, чтобы не застигло тебя неприготовленным время подвигов.

Одна еврейская женщина некогда семь сыновей Маккавеев принесла Богу как мучеников за благочестие и осталась непобедимою. Тебя же одного достаточно мне для славы у Господа, если ты будешь ревностно подвизаться. Ныне отхожу от тебя телом, но останусь духом с тобою, чтобы сподобиться вместе с тобою припасть к престолу Христову, похвалиться пред Ним твоими страданиям и увенчаться твоими подвигами, ибо и корень дерева, скрытый под землею, орошается тою же росою, которою орошаются ясно видимые на земле ветви».

После смерти матери отрок Климент совершенно осиротел, но Бог, пекущийся о сиротах и нищих, дал ему другую мать. В том городе жила благородная, честная и богатая женщина по имени София. Она будучи бездетною, приняла к себе отрока и любила его как свое собственное дитя. В то время был великий голод в Галатии. Язычники бросали детей своих при дорогах, не имея чем напитать их, и сами умирали от голода. А Климент собирал тех детей в дом Софии и питал их от ее достатков, одевал, учил и приводил их к святому крещению. Так он сделал дом Софии воспитательным приютом, а сама она стала матерью по Боге для многих детей, гораздо лучшею, чем их матери по плоти, ибо рождала их духовно, воспитывая в христианской вере.

Святой Климент, будучи еще юным по возрасту, уже приобрел разум совершенного мужа, начал от юности умерщвлять свою плоть постом и воздержанием, живя подобно иноку. Он воздерживался от мясной пищи, а питался только хлебом и злаками; питьем ему была вода. В этом он уподоблялся трем святым отрокам, тела которых, благодаря посту, оставались неповрежденными двойным огнем, – как внутренним – естественной похоти, так и внешним – горящей печи. Для немногих христиан, живших тогда в Галатии, блаженный Климент был Божественным светилом, просвещавшим всех светом Богопознания, но уже наступало время сему светильнику быть поставленным на свещнице.

По Божию промышлению и единогласному избранию всех христиан он поставлен был сначала чтецом в храме, затем диаконом, в 18 лет – пресвитером, а в 20 лет(!) был возведен в епископский сан. Он стал вторым Даниилом, который, будучи юным, превзошел старцев разумом и добродетелью и показал, что старость определяется не количеством лет, но добродетельною жизнью и премудростью.

Приняв епископский сан, святой Климент стал учителем не только детей, но и старцев: приводя язычников к христианской вере и крестя их, он, все более увеличивал Христову Церковь. А вскоре начало сбываться материнское пророчество – начал сплетаться для него мученический венец. Гонитель христиан Диоклетиан, вступив на римский престол, разослал указы во все области Римской империи к наместникам и градоначальникам, повелевая убивать и губить всех исповедующих имя Христово. При этом угрожал казнями тем правителям, которые осмелятся не исполнить его указ, и назначил им те же муки, как и христианам; а более ревностным в мучительстве обещал богатства и почести.

В это время прибыл в Галатию царский наместник Домициан и ревностно разыскивал христиан. На святого Климента язычники донесли, что он запрещает поклоняться их великим богам и приводит ко Христу своему. Домициан тотчас повелел схватить его. Сначала он пытался ласковыми речами привлечь святого к себе, но не преуспев, велел повесить на дереве нагого, а затем строгать и резать его тело острыми железными орудиями.

Исполняя приказанное, слуги кричали мученику, чтобы он не пренебрегал царским повелением. Они взрывали на теле святого глубокие борозды, точно на ниве, так что тело его отваливалось кусками: уже виднелись ясно его внутренности; сами мучители не могли равнодушно смотреть на это. Он же нисколько не поколебался умом, не изменил выражения лица своего, не испустил ни одного звука от нестерпимой боли, не сказал ни одного слова жалобы, даже не застонал при столь тяжких мучениях.

Он был крепче и мужественнее, чем те, кто смотрел на такие мучения, и спокойно благодарил Подвигоположника – Христа Бога, с радостным лицом взирая на небеса: «Слава Тебе, Христе, свет мой и жизнь, дыхание мое и радость! Благодарю Тебя, Податель жизни, что удостоил меня такого спасения. Возрадовалась душа моя на пути исполнения заповедей Твоих. Приятно мне всякое страдание за любовь Твою. Слава Тебе, что Ты укрепляешь меня терпением! Ты простер ко мне грешному Свою всесильную руку, избавляя меня от ярости правителя и от рук мучителей моих, ибо Ты Сам – прибежище для всех скорбящих».

Когда святой молился так, мучители его ослабели и прекратили мучения. Тогда наместник повелел другим слугам терзать его тело. Они так же мучили страдальца долгое время, пока сами не стали как мертвые. Наместник, то удивляясь, то стыдясь безсилия слуг своих, повелел снять мученика с дерева. Святой имел такой вид, что смотреть на него было страшно, он был совершенно обнажен от тела, как от одежды; только одни кости его виднелись в крови, и едва можно было признать в нем человека. Мучитель, удивляясь такому величию духа, повелел отвести его в темницу.

Полагая, что он не будет в силах идти сам, так как все тело его представляло сплошную язву, повелел слугам нести его за руки-ноги. Но он отстранил хотевших взять его и пошел сам, укрепляемый силою Христовою, воспевая слова псалма: «Это лучший елей, который не повредит голове моей» (Пс.140:5). Видя это, наместник сказал окружающим его:

– О, каково терпение и мужество этого человека! Таким следовало бы быть царским воинам, чтобы они были выше всяких бедствий. Не подобает мне судить его снова; отошлю я его к царю Диоклетиану, ибо разве только сам он будет в силах одолеть его, так как очень искусен в мучительстве. Весь Рим трепещет его суда.

Спустя несколько дней святой, находясь в темнице, благодатью Христовою исцелился от ран и стал здоровым. Тогда наместник послал его в Рим, написав подробно Диоклетиану. Тот, видя его веселое лицо и телесную крепость, не мог поверить Домициану, сообщавшему, какие страдания он претерпел. Царь спросил:
- Ты ли это, славный Климент, претерпевший столь великие муки?

Слушая в ответ его свободную и дерзновенную речь, царь сильно разгневался и велел привязать его к колесу нагого, вращать колесо и бить железными палками. При вращении колеса святой был сильно терзаем острым колом, так что кости его ломались, а тело, отросшее после первых мучений, снова отваливалось кусками.

Мучимый много часов, Климент молился так: «Господи, Иисусе Христе! помоги мне и облегчи мои муки, устрани лютую боль, ибо, на Тебя надеясь, я отдал себя на раны. Помоги мне, как некогда помог святому апостолу Твоему Павлу и воззри на плоть мою, сильно изъязвленную! Я же желаю быть невредимым и здравым ко славе и исповеданию святого имени Твоего и для принятия за Тебя больших мук – в посрамление нечестивых. Укрепи меня ради имени Твоего, ибо я возложил упование на Тебя, Подателя жизни!»

Когда святой молился так, колесо остановилось недвижно, а вращавшие его изнемогли. Святой же, отвязанный невидимою рукою, снова стал здрав. Многие, собравшиеся там, видя это, восклицали с изумлением:
– Велик Бог христианский!

А святой Климент, уразумев духом, что от его страдальческих подвигов могут произойти многие гроздья, громогласно воссылал Богу хвалу, восклицая:
- Благодарю Тебя, Боже, Отец Небесный, за то, что Ты удостоил меня страдать в этом великом городе за Единородного Сына Твоего, пострадавшего за нас и пролившего драгоценную кровь Свою для искупления нашего, – Которого здесь святой Петр проповедовал, Павел возвещал, соименный мне Климент прославил, а равно и Онисим исповедал.

Эти слова жгли сердце мучителя Диоклетиана и возбуждали в нем еще большую ярость. Не обращая внимания на происшедшее чудо выздоровления, он велел бить по устам святого толстыми железными палками и сокрушать ему зубы. Святой же и во время этого истязания не переставал говорить, хотя ему и запрещали это слуги. Но, подобно меди, в которую чем сильнее ударяют, тем более ясный звук она издает, так и мученик Христов, чем более ему запрещали говорить, тем громче говорил то, что служило к славе Божией и к посрамлению гордого мучителя.

Наконец Диоклетиан утомился и повелел ввергнуть мученика в народную темницу. Там к нему вечером пришло множество народа, бывшего на площади во время казни. Он немедленно приступил к научению их святой вере и крестил всех от мала до велика, ибо в темнице этой по Промыслу Божию оказалось достаточно воды. При этом он воспевал радостно: «Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты» (Пс.31:1).

Когда наступила полночь, великий свет с неба осветил темницу, и все, смотревшие вверх, увидели прекрасного юношу, сияющего молниеносною одеждою и с распростертыми крыльями сходящего к святому мученику. Приблизившись к нему, юноша дал ему в руки чистый хлеб и чашу вина, и тотчас стал невидим. Святой Климент, уразумев, что это – Тело и Кровь Христовы, сотворил обычные молитвы и подал всем новокрещенным Причастие Божественных Таин, когда уже стало светать.

Приходили к нему верующие и в последующие дни, приводя с собою многих жаждавших крещения. Так умножалось Христово стадо, а темница стала как бы церковью, где воссылались хвалы Богу. Видя это, стражи возвестили царю. И когда ночью снова собралось множество людей, пришли воины и, схватив всех, вывели за город, как овец на заклание. Пред усечением головы каждого спрашивали:
– Отрекаешься ли ты от Христа, чтобы остаться в живых?

И не нашлось ни одного, кто устрашился бы смерти; напротив, все предпочитали умереть за Господа своего. Тогда было усечено за Христа множество мужей, жен и детей. Один только юноша избежал рук палачей – но не из боязни смерти, а по желанию претерпеть большие мучения за истинного Бога. Имя этому юноше было Агафангел.

После этого Диоклетиан опять подверг Климента лютым пыткам, но святой все с радостью терпел за Сладчайшего Иисуса. Царь, удивляясь его мужеству, говорил окружающим:
– Многих окаянных из христиан я замучил и не видел еще ни одного такого непобедимого. Теперь пошлю его в Никомидию к Максимиану, как нечто новое, никогда невиданное и неслыханное. Пусть и он подивится непобедимости в муках этого тела! Я думаю, что и он никогда не встречал такого твердого умом и крепкого телом.

Агафангел, убежав ночью от воинов, незаметно вошел на корабль и ожидал там Климента. Когда святой был приведен, он припал к его ногам и рассказал ему все о гибели верующих и о своем бегстве. Святой возрадовался, видя его ревность и любовь ко Христу Богу, а само прибытие его считал как пришествием Ангела Божия.

Во время плавания они пребывали в молитве день и ночь и не принимали никакой пищи. Ангел Господень приносил им ночью с неба пищу и укреплял их. Климент говорил: «Я имею хлеб в сердце моем, Самого Иисуса Христа, потому не взалкаю; я имею живую воду, благодать Христову, а потому не возжаждаю вовеки».

После долгого плавания они пристали к острову Родос. Многие вышли с корабля в город купить пищи, а святые умоляли воинов отпустить их в церковь, чтобы причаститься Божественных Таин, ибо день был воскресный. Епископ этого острова, боголюбивый Фотин, пришел со своим клиром и просил начальника корабля отпустить их на малое время. Тот разрешил, и их ввели в небольшую церковь, так как христиан на острове было мало.

Епископ попросил святого Климента совершить Божественную литургию. И когда он священнодействовал, некоторые из клириков и из простых людей, которые были достойны, видели на дискосе большой уголь, сильно раскаленный и горящий. От него исходил несказанный блеск, который освещал святого и предстоящих, а над алтарем были видимы святые Ангелы, парящие по воздуху. Видевшие это чудо пали ниц на землю и не смели взирать на святого.

По совершении службы епископ Фотин пригласил их к себе в дом и предложил угощение. Многих больных приводили к святому Клименту, всех он исцелил молитвою и крестным знамением. Множество язычников начали исповедовать, что Христос есть Истинный Бог, и просили крещения. Воины, видя, что стекается множество народа, испугались, чтобы народ не отнял узников, повели их на корабль и снова возложили на них оковы.

Царь Максимиан, получив письмо Диоклетиана и увидев мученика, тоже удивлялся его непобедимому мужеству, но сам побоялся истязать его, чтобы не быть посрамленным, а передал его воеводе Агриппину. Тот приказал повесить Климента нагого и резать бритвами, а Агафангела бить жилами. Климент молился Богу, дабы Он укрепил Агафангела во страданиях.

Ничего не добившись, воевода повелел обоих ввергнуть в темницу. Там находилось много других узников, осужденных за разные вины. Они, видя, что Ангелы Божии посещали и утешали рабов Христовых, умилились сердцем и, припадая к ногам их, просили, чтобы они привели их к Богу своему. Наставив их в вере, святой Климент крестил всех, затем отверз темницу молитвою и отпустил их, говоря: «Выйдите, чада, и спаситесь от рук нечестивых. Да сохранит вас Господь Иисус Христос!»

Наутро воевода Агриппин, узнав об освобождении узников, сильно разгневался и, устроив высокий помост, отдал обоих на съедение зверям. Но те не причинили им вреда, только ласкались, как домашние псы к своим господам. Тогда мучитель повелел раскаленными железными рожнами вращать каждый палец на руках мучеников до самого локтя. Народ не мог переносить такого мучительства и потребовал от воеводы с угрозами, чтобы он отпустил невинных. Но воевода разгневался еще больше и повелел другими остроконечными раскаленными орудиями вращать руки их до плеч. Тогда негодующий народ, схватив каменья, бросал в воеводу и громогласно восклицал:
– Велик Бог христианский!

Убоявшись народного волнения, мучитель бежал и скрылся в своем доме, а святые пошли на гору Пирамис, где язычники обычно приносили жертвы. Войдя в капище, они молитвою сокрушили идолов и изгнали бесов. Спустя несколько дней воевода узнал о местопребывании святых и пошел туда со жрецами и с войсками. Снова избил мучеников толстыми палками и, сокрушив их кости, повелел зашить в мешок каждого вместе с положенными туда камнями и бросить с горы в море. Святые, скатившись в мешках на горной стремнине, упали в море и потонули в глубокой пучине.

Все уже считали их погибшими, но некоторые верующие ходили по берегу и заметили два мешка, плавающие по морю. Освободив святых, они увидели их нисколько не пострадавшими и прославили Бога. Утром святые Климент и Агафангел пошли в город и посреди площади стали молиться: «Благодарим Тебя, Господи Иисусе Христе, что Ты не оставил нас, надеющихся на Тебя, но избавил нас от лютых мук и не обрадовал врагов наших о нас, но прославил в нас Твое святое имя».

Народ начал приводить к ним своих больных и одержимых. Все они исцелились молитвами и прикосновением рук мучеников. Имя Господа Иисуса Христа широко прославлялось народом. Услышав об этом, воевода Агриппин пришел в страх и отправился к царю. Узнав, что святой Климент – родом из Анкиры, царь повелел послать его туда вместе с учеником:
– Воспитавший его город пусть возьмет его себе и казнит, как хочет.

Святой мученик Климент, входя в родной город, говорил с радостью: «Слава Тебе, Боже, за то, что услышал смирение мое! Слава Тебе Христе, что сподобил меня увидеть родной город!» Оба святые были представлены князю Курикию. Он же, допросив их, привязал к столбу, бил так немилосердно, что тело отпадало кусками. Потом повелел разжечь докрасна железный шлем и возложить на голову Клименту.

Когда это было сделано, начал исходить густой дым из ноздрей, ушей и рта святого. Он же, претерпевая несказанное мучение, взывал ко Господу: «Источник неисчерпаемый, вода живая, дождь спасительный! исцели меня росою благодати Твоей. Ты извел нас из воды; избавь и от огня рабов Твоих». И тогда немедленно остыл железный шлем. Курикий пришел в ужас и отправил их в темницу, а Максимиану написал о случившемся. Ночью к узникам пришла блаженная София и лобызала Климента с великой радостью; затем омыла кровь их, обвязала раны чистыми платками, дала пищу, подробно расспросила, где, от кого и как Климент пострадал...
+++ 
...Священномученик Климент Анкирский 28 лет нес тяжелейший подвиг своего страдания, терпя несказанные муки за Христа. Греческий историк Никифор говорил о нем так: «От самого создания мира всех тех, которые каким-либо видом мучений страдали за Бога, а именно: от огня, железа, от каменьев, от повешения на дереве, а равно и тех, которые сражались со зверями в цирках или были замучены продолжительным заключением в оковах, или скончались от различных смертей в воде, в земле и на воздухе, или были погублены сильным морозом, или зноем, или от каких-либо других видов мучений и казней, – всех таких мучеников святой Климент с Агафангелом значительно превзошли своими страданиями. Он пострадал в различных городах от одиннадцати мучителей. Все тогда бывшие мучители посылали его друг ко другу, как какое-то чудо, никогда не виданное, ибо в течение столь многих лет и столь многоразличными лютыми муками он не мог быть побежден, или поколеблен вместе с учеником своим Агафангелом».

Ради славы святого Своего имени его укреплял Бог, Господь наш Иисус Христос, Которому, вместе со Отцем и Святым Духом, от всякой твари приличествует слава, честь и поклонение во веки. Аминь.

Священномучениче Клименте и мучениче Агафангеле, молите Бога о нас!

Источник: Жития святых свт. Димитрия Ростовского
Публикуется в сокращении




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |